город Ростов-на-Дону |
|
06 марта 2020 г. |
дело N А32-17988/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от общества: представители Гладышева Г.В. по доверенности от 09.01.2020, Булгакова Н.М. по доверенности от 09.01.2020,
от Новороссийской таможни: представитель Вальц Д.Э. по доверенности от 14.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2019 по делу N А32-17988/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ ХАС Лифт" (ОГРН 1182375024204, ИНН 2366003230) к Новороссийской таможне о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом ХАС Лифт" (далее - ООО "ТД ХАС Лифт") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным решения от 20.01.2019 N РКТ-10317120-19/000017.
Решением от 13.12.2019 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что исходя из разъяснений пункта 120 Сборника, классифицирующим признаком рассматриваемого товара, разграничивающим его отнесение к товарным позициям 7308 или 8431 ТН ВЭД ЕАЭС, является оснащение "электроникой выключения и электроникой запирания двери для лифтов (подъемников), входящих в состав системы управления лифтовым оборудованием. Согласно заключению таможенного эксперта исследуемая дверь шахт лифтов раздвижная автоматическая не оснащена электроникой выключения и электроникой запирания двери. В данной комплектации исследуемая дверь шахт лифтов раздвижная автоматическая не имеет электродвигателя и аппаратуры управления с электронными компонентами (электронного блока управления, электронной платы управления.
Представитель Новороссийской таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ХАС Лифт" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между компанией Haspap Asansor San.Ve Tic.LTD.STI (Бурса, Турция) и ООО "ТД ХАС Лифт" заключен контракт N TR-02-RU от 27.03.2018 на поставку лифтов, лифтового оборудования (части, предназначенные для лифтов) с характеристиками, в количестве и по ценам, соответствующим инвойсу и спецификации (далее - контракт).
Поставка товара, указанного в декларации N 10317120/051118/0009188 произведена в рамках исполнения обязательств по контракту N TR-02-RU от 27.03.2018.
На основании указанного контракта и в соответствии с положениями статьи 20 и статьи 109 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее ТК ЕАЭС), ТН ВЭД ЕАЭС, ООО "ТД ХАС Лифт" ввезло на таможенную территорию Евразийского Экономического союза товар и задекларировало его путем подачи декларации на товары N 10317120/051118/0009188, в том числе: товар N 2 (лист 2 декларации, лист 4 декларации - продолжение описания), а именно:
- части для пассажирского электрического лифта, изготовленные из металлических деталей сваркой и сборкой, всего 100 штук, поставляются в частично разобранном виде для удобства транспортировки: дверь шахты автоматическая раздвижная, оснащена сопутствующим механизмом открывания (направляющие для передвижения роликов каретки, каретка с навешенными на нее створками, порог, замок) электроникой закрытия и электроникой запирания двери для лифта, входящей в состав системы управления лифтовым оборудованием, изготовлена из металла, с прослойкой из огнестойкого материала, предназначена для установки при входе в шахту лифта на этажах здания и обеспечения доступа в лифт, размер 900 мм-100шт. (далее - товар, лифтовое оборудование).
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" ввезенное лифтовое оборудование классифицировано декларантом по коду 8431 31 000 0 ТН ВЭД со ставкой ввозной таможенной пошлины 0% от таможенной стоимости товара.
20.01.2019 таможенным органом после выпуска товара принято Решение по классификации товара N РКТ-10317120-19/000017 по декларации N 10317120/051118/0009188, товар N 2 классифицирован по коду ТНВЭД - 7308300000 со ставкой ввозной таможенной пошлины 6% от таможенной стоимости товара.
28.01.2019 таможенным органом принято решение N РКТ-10317120-19/000017И о внесении изменений в) графу 7 решения от 20.01.2019 N РКТ-10317120-19/000017 по классификации товара N 2, задекларированного в ДТ N10317120/051118/0009188, касающиеся сведений о товаре, необходимых для классификации.
Изменение таможенным органом кода классификации товара повлекло изменение ставки таможенной пошлины и увеличение начисления таможенных платежей на 144 209,07 рублей, что явилось причиной обращения заявителем в суд.
Считая незаконным решение по классификации товара, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) устанавливает, что товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации (статья 104 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 106 ТК ЕАЭС товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу. В декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (статья 111 ТК ЕАЭС).
В силу положений статьи 20 ТК ЕАЭС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
В частности ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). Разделом 3 Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (п. 5 Положения).
Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность, использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
Как правильно установлено судом первой инстанции, при принятии решения по классификации товаров, таможенным органом нарушены требования ОПИ ТН ВЭД, не учтены пояснения и примечания к ТН ВЭД ЕАЭС в части пояснений к товарной позиции 7308, 8431, 8428, что повлекло ошибочную классификацию товара по коду 7308 ТН ВЭД.
Из содержания позиции 7308 ТН ВЭД следует, что в данную позицию включены металлоконструкции из черных металлов предназначенные для использования в металлоконструкциях.
Лифт - не является металлоконструкцией, так как имеет механизм (двигатель, аккумуляторные батареи), электронную систему управления и иное оборудование.
В соответствии с положениями п. 3.8. ГОСТ 5746-2015 Межгосударственный стандарт. Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры, ст. 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" - лифт определяется как грузоподъемная машина.
Законодательством ЕАЭС лифт также отнесен к товарной позиции 8428 ТН ВЭД "Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие".
Таким образом, действующее законодательство определяет лифт как "машина".
Решение по классификации товара N РКТ-10317120-19/000017 принято таможенным органом без учета примечания (в) к товарной позиции 7308 Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, где указано, что в данную товарную позицию не включаются конструкции, четко идентифицируемые как части машинного оборудования раздел XVI 84, 85 группа.
Кроме того, таможенным органом при принятии Решения по классификации нарушены требования п.5 к разделу XVI, где указано, что машины классифицируются в товарных группах 84 и 85.
Согласно примечанию 2 к разделу XVI Единого таможенного тарифа Таможенного союза, при условии соблюдения положений примечания 1 к данному разделу, примечания 1 к группе 84 и примечания 1 к группе 85, части машин (кроме частей изделий товарной позиции 8484, 8544, 8545, 8546 или 8547) должны классифицироваться согласно следующим правилам:
а. Части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
б. Другие части, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции (включая машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно. Однако части, которые равно пригодны для использования главным образом с товарами товарных позиций 8517 и 8525 - 8528, классифицируются в товарной позиции 8517.
в. Все прочие части классифицируются в товарной позиции 8431.
В соответствии с примечанием 4 к разделу XVI Единого таможенного тарифа Таможенного союза, если машина (включая комбинацию машин) состоит из отдельных компонентов (независимо от того, расположены они отдельно или соединены трубопроводами, трансмиссионными устройствами, электрическими кабелями или другими устройствами), предназначенных для совместного выполнения четко определенной функции, охваченной одной из товарных позиций группы 84 или 85, то она классифицируется в товарной позиции, соответствующей этой определенной функции.
В силу примечания 5 к названному разделу "в данных примечаниях термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85".
В Пояснении ТН ВЭД ЕАЭС к товарной позиции 8428 указано, что подъёмные или погрузочно-разгрузочные машины часто включают в себя большое количество статистических стальных конструкций и т.п. Когда эти элементы представлены отдельно, они включаются в товарную позицию 8431 при условии, что они оснащены или рассчитаны на оснащение механическими элементами, необходимыми для работы подвижных частей всей установки (колеса, ролики, блоки, ходовые или направляющие рельсы и т.д.).
При таких обстоятельствах, общество обоснованно классифицировало ввезенные двери шахт лифтов в товарной позиции 8431 "Части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430:" подсубпозиции 8431 31 000 0 "лифтов, скиповых подъемников или эскалаторов".
В качестве основания при классификации спорного товара таможенным органом применено Заключение таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на- Дону от 29.11.2018 N 12406004/0097879.
Заключение эксперта от 29.11.2018 N 12406004/0097879 содержит вывод по вопросу 3 из которого следует, что исследуемая дверь шахт лифтов не имеет электродвигателя и аппаратуры управления с электронными компонентами, в то же время, в акте таможенного досмотра указано, что "...механизм закрывания двери, представляющий собой подвижные элементы, на которых имеются электронные датчики." (лист 3 1е предложение).
В апелляционной жалобе таможней также указано, что исходя из разъяснений пункта 120 Сборника, классифицирующим признаком рассматриваемого товара, разграничивающим его отнесение к товарным позициям 7308 или 8431 ТН ВЭД ЕАЭС, является оснащение "электроникой выключения и электроникой запирания двери для лифтов (подъемников), входящих в состав системы управления лифтовым оборудованием.
Согласно заключению таможенного эксперта исследуемая дверь шахт лифтов раздвижная автоматическая не оснащена электроникой выключения и электроникой запирания двери. В данной комплектации исследуемая дверь шахт лифтов раздвижная автоматическая не имеет электродвигателя и аппаратуры управления с электронными компонентами (электронного блока управления, электронной платы управления.
Приведенные доводы являются несостоятельными и были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
С учетом приведенных выше правил и разъяснений, товар правильно классифицирован как и машина, составной частью которой он является, поскольку товар представляет собой части лифта, оснащенные сопутствующим механизмом открывания, электроникой закрытия и электроникой запирания двери для лифта.
Судом первой инстанции также отмечено, что электродвигатель относится к дверям кабины лифта, а дверей шахты лифта с электродвигателем, в принципе, не существует и к таможенному оформлению не предъявлялись двери шахты лифта с электродвигателем.
Обществом были даны пояснения о том, что исходя из нормативных положений законодательства Таможенного союза, российского законодательства и нормативной технической документации (ГОСТ 3384.1-2016, ГОСТ Р 56943-2016) лифт имеет два вида дверей: двери кабины (крепятся непосредственно на кабину лифта) и двери шахты лифта (устанавливаются на этажных площадках внутри лифтовых шахт). Каждая, из вышеуказанных дверей имеет собственный механизм, но работа данных дверей возможна только при единовременном взаимодействии друг на друга механизмов обеих дверей, влекущих срабатывание еще одного автоматического устройства двери шахты - замка двери шахты. Исходя из принципа работы дверей, обе они представляют собой единое устройство безопасного доступа в лифт. Ни одна из указанных дверей не способна работать в отдельности и обеспечить работу лифта в целом. Электродвигатель крепится на двери кабины лифта. Дверь шахты лифта имеет в своем составе электронный разъемный механизм (резистор), входящий в систему управления лифтом.
В качестве подтверждения пояснений обществом представлено заключение экспертной организации ООО "Технотест" от 08.04.2019 N 67/1, от 67 от 23.10.2019 в составе которой представлена схема цепи безопасности лифта, где указано, что разъёмный выключатель со встроенным резистором (сопротивлением) на двери шахты лифта: является основным элементом подачи сигнала на станцию управления о размыкании цепи безопасности и исключает движение лифта с открытой дверью шахты лифта.
При совокупности приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что таможня не доказала наличие оснований для классификации товара в товарной позиции 7308, таможенным органом нарушены ОПИ п. 1,3а в связи с неприменением примечания к товарной позиции 7308 ТН ВЭД ЕАЭС, разделу 16 ТН ВЭД, пояснений к товарным позициям 8428, 8431 ТН ВЭД.
В свою очередь, общество подтвердило товаросопроводительными документами, описанием и техническими характеристиками товара, что товар представляет собой комплектующие части лифтов электрических пассажирских, отнесенных к разделу XVI Единого таможенного тарифа ТН ВЭД, товар подлежит классификации по коду товарной позиции ТН ВЭД 8431 31 000 0 как "части, предназначенные исключительно или в основном для лифтов, скиповых подъемников или эскалаторов".
Судом первой инстанции также был установлен факт принятия таможней оспариваемого решения с нарушением срока.
С учетом изложенного, решение Новороссийской таможни от 20.01.2019 N РКТ-10317120-19/000017 не соответствует таможенному законодательству и нарушает права заявителя по делу, в связи с чем является недействительным согласно ст.ст. 198-201 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 13.12.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2019 по делу N А32-17988/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17988/2019
Истец: ООО "ТД ХАС Лифт"
Ответчик: Новороссийская таможня