г. Челябинск |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А07-2045/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюмеевым Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2023 по делу N А07-2045/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Индивидуальный предприниматель Насыров Ленар Рафаилевич (далее - заявитель, ИП Насыров Л.Р.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному казенному учреждению "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" (далее - заинтересованное лицо, ГКУ "Управление имуществом казны РБ") о признании незаконным отказа выраженном в письме от 10.01.2022 N ЮА-10/37 на заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с условным номером 02:58:020304:14:ЗУ1 площадью 2 325 кв.м, образуемого в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 02:58:020304:14 с сохранением его в измененных границах, по адресу: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, категория земель - земли населенных пунктов, с установленным видом разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, цель использования - для размещения промышленных объектов; об обязании устранить допущенное нарушение и принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с условным номером 02:58:020304:14: ЗУ1 площадью 2 325 кв.м, образуемого в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 02:58:020304:14 с сохранением его в измененных границах, по адресу: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, категория земель - земли населенных пунктов, с установленным видом разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, цель использования - для размещения промышленных объектов, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную сил (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ, т. 1 л.д. 33-34).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью Инновационная производственная фирма "Нефтехимтехнологии", общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети", Зулькарнаев Руслан Ильдарович, Семенов Николай Анатольевич, Минченко Сергей Александрович, Туголуков Александр Александрович, Матвеев Вячеслав Федорович, Старцев Максим Сергеевич, общество с ограниченной ответственностью "СпектрМет", индивидуальный предприниматель Зиганшин Азамат Хамитович (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2023 (резолютивная часть от 11.12.2023, с учетом определения об исправлении опечатки от 28.12.2023) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ государственного казенного учреждения "Управление имуществом казны Республики Башкортостан", выраженный в письме от 10.01.2022 N ЮА-10/37, на заявление о предварительном согласовании предоставления индивидуальному предпринимателю Насырову Ленару Рафаиловичу в собственность земельного участка с условным номером 02:58:020304:14:ЗУ1 площадью 2 325 кв.м, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 02:58:020304:14, с установленным видом разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2.
Суд обязал государственное казенное учреждение "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" устранить допущенное нарушение приняв решение о предварительном согласовании предоставления индивидуальному предпринимателю Насырову Ленару Рафаиловичу в собственность земельного участка с условным номером 02:58:020304:14:ЗУ1 площадью 2 325 кв.м, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 02:58:020304:14, с установленным видом разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, цель использования - для размещения промышленных объектов, в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ГКУ "Управление имуществом казны РБ" (далее также - податели жалоб, апеллянты) просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что согласно информации, предоставленной Администрацией муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан письма от 31.01.2022 N 120 и отзыва от 11.11.2022 N 4082, спорный земельный участок с кадастровым номером 02:58:020304:14:3У1, образованный из земельного участка с кадастровым номером 02:58:020304:14, находится в зоне I-2 (зона предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду I-III класса вредности).
В соответствии с Градостроительным регламентом промышленных зон, минимальные и максимальные параметры земельных участков в зоне П-2 определяются проектом планировки, проектом межевания территории.
В своем отзыве от 11.11.2022 N 4082 на заявление о признании незаконным решения Администрация муниципального района Ишимбайский района РБ также указала: "Согласно градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 26.12.2018 N 27/296 (с изменениями от 22.12.2021 N14/159), утвержденных Решением Совета городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Генерального плана городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского поселения город Ишимбай муниципального район Ишимбайский район от 08.08.2019 N 36/382, земельный участок находиться в территориальной зоне П-2 (зона предприятий среднего и сильно отрицательного воздействия на среду (I-III класс вредности), максимальные и минимальные параметры земельных участков в данной территориальной зоне определяются проектом планировки проектом межевания территории, в связи с чем необходима подготовка проекта планировки, проекта межевания территории. Таким образом, для образования земельного участка необходимо разработать проект планировки и проект межевания территории".
Кроме того, в своем ответе от 30.12.2022 N 2581 на межведомственный запрос Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, относительно утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 02:58:020304:14:3У1, указывает: "отсутствует комплексный подход к разделу земельного участка 02:58:020304:14 (площадью 134 656 кв.м) т.к. не учтены объекты капитального строительства расположенные в границах земельного участка, зоны с особыми условиями использования территории не учтены нормы предоставления земельных участков для остальных объектов капитального строительства, подъездные пути, технические регламенты для соблюдения мер пожарной безопасности при эксплуатации объектов, что может привести к нарушению законных прав и интересов правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах вышеназванного земельного участка. Таким образом, отказ ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан", выраженный в письме от 10.01.2022 N ЮА-10/37 является правомерным, обоснованным и законным.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 апелляционная жалоба ГКУ "Управление имуществом казны РБ" принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 21.02.2024.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы ГКУ "Управление имуществом казны РБ" отложено на 28.03.2024.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Томилиной В.А. судьей Жернаковым А.С.
От ИП Насырова Л.Р. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель с доводами жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. К отзыву приложены дополнительные документы: письмо кадастрового инженера от 18.03.2024 N 4, сведения из реестра саморегулируемых организаций, сведения из Единого государственного реестра недвижимости. Отзыв с приложенными документами приобщен к материалам дела.
От ИП Насырова Л.Р. поступило ходатайство о приобщении доказательств направления отзыва лицам, участвующим в деле. Указанные документы приобщены к материалам дела.
От ИП Насырова Л.Р. поступило ходатайство о рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие стороны. Письменный текст ходатайства приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 02.10.2018 ИП Насырову Л.Р. на праве собственности принадлежат объектами недвижимости:
1) нежилое здание - компрессорная, количество этажей - 1, площадь 395,7 кв. метра, кадастровый номер 02:58:020304:311, адрес: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Б. Хмельницкого, дом 2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.11.2018;
2) нежилое здание - ГРП, количество этажей - 1, площадь 17,8 кв. метра, кадастровый номер 02:58:020304:309, адрес: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Б. Хмельницкого, дом 2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.11.2018.
Объекты недвижимости размешаются на земельном участке с кадастровым номером 02:58:020304:14, площадью 134 656 кв.м., принадлежащем на праве собственности Республики Башкортостан; категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: для размещения производственных объектов, адрес: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Б. Хмельницкого, д. 2.
ИП Насыров Л.Р. обратился в ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов) с условным номером 02:58:020304:14:ЗУ1, по адресу: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Б. Хмельницкого, д. 2, с указанием на необходимость утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях приобретения земельного участка в собственность за плату в размере 25 процентов от кадастровой стоимости без проведения торгов с рассрочкой платежа на срок 36 месяцев, с первоначальным взносом 30 % от цены выкупа, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629 для размещения промышленных объектов.
Письмом от 10.01.2022 N ЮА-10/37 ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" уведомило заявителя об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом учреждение сообщило, что ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" направлен межведомственный запрос в Администрацию ГП г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ о возможности формирования земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению.
Согласно представленному ответу на запрос утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не рекомендовано, так как согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки ГП г. Ишимбай МР Ишимбайский район Республики Башкортостан N 27/296 от 26.12.2018, образуемый земельный участок находится в зоне П-2 (зона предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду I-III класс вредности). В соответствии с Градостроительным регламентом промышленных зон, минимальные и максимальные параметры земельных участков в зоне П-2 определяются проектом планировки, проектом межевания территории. В связи с чем, образование земельного участка рекомендуется рассмотреть посредством подготовки проекта планировки, проекта межевания территории.
ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" указало, что для образования земельного участка необходимо разработать проект планировки и проект межевания территории в соответствии со статьями 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Заявитель посчитав, что отказ незаконным, не соответствующим закону, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, создающим препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого решения незаконным и нарушающим права заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду. Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 01.03.2015 регулировались статьей 36 ЗК РФ, в настоящее время - статьей 39.20 ЗК РФ.
Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника строения, не имеет права на приобретение этого земельного участка в собственность.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимые для их обслуживания.
Общий порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован положениями статьи 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 13 указанной статьи ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 11.10 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с указанной статьей после подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а не заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка, в случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать.
Как следует из материалов дела, ИП Насыров Л.Р., будучи собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 02:58:020304:311, 02:58:020304:309 обратился в Учреждение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с кадастровым номером 02:58:020304:14 в собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, приложив к заявлению выписку из ЕГРН в отношении объектов недвижимости, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Учреждение отказало заявителю в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, сославшись на необходимость подготовки проекта планировки и проекта межевания территории.
Отказ нормативно обоснован положениями подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
В пункте 12 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие правила определены Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе, утвержденных приказом Министерства экономического развития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Требования N 762).
В силу приложения N 1 к названному приказу Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования) устанавливают правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка).
Схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 Требований, утвержденных Приказом N 762, при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходимо учитывать материалы и сведения, в частности о зонах с особыми условиями использования территории.
Виды зон с особыми условиями использования территорий перечислены в статье 105 ЗК РФ.
Так, например, к видам зон с особыми условиями использования территорий относят: зоны охраны объектов культурного наследия, защитная зона объекта культурного наследия, охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), охранная зона железных дорог, зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов и т.д.
В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано, в том числе, если она подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Как было выше сказано, Управление отказало заявителю, указав на то, что образуемый земельный участок находится в зоне П-2 (зона предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду I-III класс вредности).
Как верно отмечено судом перовой интенции материалы настоящего дела не содержат каких-либо сведений о наличии на территории испрашиваемого земельного участка зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 39.20 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения.
В целях реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), пунктом 1 указанной статьи предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно общему правилу пункта 2 статьи 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (пункт 6).
Установленный указанными положениями порядок приобретения прав на земельные участки направлен на защиту прав и интересов всех участников общей собственности. Не допускается возможность предоставления земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие нескольким собственникам, в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
Указанный запрет установлен лишь в отношении неделимых земельных участков и не распространяется на случаи, когда раздел земельного участка возможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, при этом на выделяемом участке расположено отдельно стоящее здание, принадлежащее одному собственнику.
Таким образом, заявитель как собственник объектов недвижимости в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов вправе претендовать лишь на ту часть земельного участка, которая необходима для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости. При делимости земельного участка каждый из собственников объектов недвижимости вправе ставить вопрос о предоставлении земельного участка под таким объектом на определенном праве.
Положения статьи 39.20 ЗК РФ не предусматривают оснований для отказа собственнику здания, сооружения в выделе земельного участка, необходимого для использования этого объекта недвижимости, за исключением случаев, когда участок является неделимым.
Собственник здания, сооружения в силу статьи 39.20 ЗК РФ имеет безусловное право на предоставление ему земельного участка для использования этого строения.
Указанная правовая позиция сформулирована в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2020 N 81-КАД20-3-К8.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также считает необоснованным отказ Департамента по мотиву не утверждения проекта межевания территории.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ определено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Частями 1, 5 статьи 41 ГрК РФ установлено, что в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), осуществляется подготовка документации по планировке территории, при которой может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Однако, подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено исключение из общего правила об образовании земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для случая образования земельного участка для его дальнейшего предоставления собственникам расположенных на нем зданий и сооружений.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о признании отказа Учреждения изложенного в письме от 10.01.2022 N ЮА-10/379 незаконным.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податели жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2023 по делу N А07-2045/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2045/2022
Истец: Насыров Ленар Рафаилевич
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ КАЗНЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРОД ИШИМБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление Росреестра по РБ, ООО БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ, ООО ИННОВАЦИОННАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "НЕФТЕХИМТЕХНОЛОГИИ"