06 марта 2020 г. |
Дело N А83-7121/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 марта 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии: представителей Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс "Руссия" - Будан Евгении Георгиевны, доверенность от 28.01.2020 б/н; Сохина Игоря Валерьевича, доверенность от 28.01.2020 б/н; представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополь - Костюшина Евгения Константиновича, приказ от 11.12.2017 N 2124-к; Рыль Вероники Сергеевны, доверенность от 09.01.2020 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс "Руссия" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 сентября 2019 года по делу N А83-7121/2019 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс "Руссия" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополь, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "ТриТон", общество с ограниченной ответственностью "Марксефуд" о признании недействительным решения,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс "Руссия" (далее - ГУП РК "СКОК "Руссия", Предприятие, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополь, в котором просило признать незаконным Решение от 16.01.2019 по делу N 06/4070-18 о результатах рассмотрения жалобы ООО "ТриТон" на действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.09.2019, в удовлетворении требований Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс "Руссия", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс "Руссия" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.09.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предприятия в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что выводы антимонопольного органа о том, что в рамках оценочной стадии применение в соответствии с Методикой анализа и оценки заявок данного подкритерия на основе учета наличия у участника положительного отзыва от Заказчика (ГУП РК "СОК "Руссия") о поставке продуктов питания в 2017-2018 годах ограничивает количество участников и создает преимущественные условия участия отдельным участникам и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, являются необоснованными, поскольку основной задачей проведения торгов, является выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Представители Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс "Руссия" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.09.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предприятия в полном объеме.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополь возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалоуб - без удовлетворения.
ООО "ТриТон", ООО "Марксефуд", явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, было проведено в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения от 18 сентября 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 19 декабря 2018 года ГУП РК "Санаторно-оздоровительный комплекс "Руссия" разместило на электронной торговой площадке http://torgi.82.ru извещение N 31807328789 "На поставку продуктов питания (рыба, морепродукты)", путем проведения запроса предложений в электронной форме.
Дата начала срока подачи заявок 19 декабря 2018 года, дата начала и окончания срока подачи участниками закупок запроса предложений - 19 декабря 2018 года по 25 декабря 2018 года, дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 29 декабря 2018 года, место и время рассмотрения и оценки заявок участников в электронной форме 29 декабря 2019 года в 09 часов 00 минут, место и дата поведения итогов закупки - 10 января 2019 года 17 часов 00 минут.
28 декабря 2019 года в Крымское УФАС России поступила жалоба ООО "ТриТон" на документацию о проведении аукциона в форме запроса предложений.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки запроса предложений в электронной форме от 29 декабря 2018 года, заявку подало ООО "Марксефуд", запрос предложений был признан несостоявшимся, решено заключить договор с ООО "Марксефуд".
В дальнейшем, 01 января 2019 года между ГУП РК "Санаторно-оздоровительный комплекс "Руссия" и ООО "Марксефуд" был заключен договор на поставку продуктов питания.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "ТриТон", Крымским УФАС России 16 января 2019 года было вынесено Решение по делу N 06/4070-18, согласно которому жалоба Заявителя была признана частично обоснованной, в действиях заказчика были установлены нарушения п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о Закупках.
На основании п. 3 резолютивной части вышеназванного Решения, Заказчику было выдано обязательное для исполнения Предписание по делу N 06/4070-18, согласно которому, в срок до 15.02.2019 было предписано Заказчику и комиссии Заказчика отменить протоколы, составленные в рамках процедуры Закупки, Заказчику внести изменения в документацию о закупке в соответствии с требованиями Закона о закупках и с учетом Решения от 16.01.2019 по делу N 06/4070-18 и разместить, измененную документацию на официальном сайте, дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществить в соответствии с требованиями Закона о закупках и с учетом решения от 16.01.2019 по делу N 06/4070-18.
Не согласившись с Решением Крымского УФАС от 16.01.2019 по делу N 06/4070-18, ГУП РК "Санаторно-оздоровительный комплекс "Руссия" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки (п.п. 2, 9).
Соответственно, следует признать факт того, что закупочная комиссия заказчика при осуществлении процедур рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в закупочных процедурах, должна руководствоваться, в том числе, положением о закупке, документацией о закупке.
Из материалов дела следует, что Предприятием в дело была представлена Документация о запросе предложений в электронной форме "Наименование запроса предложений: Поставка продуктов питания (рыба, морепродукты) (далее - Документация), утвержденная Генеральным директором ГУП РК "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс "Руссия".
Разделом 2.12 Документации были утверждены правила оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.
В соответствии с пунктом 2.12.15 Документации, в рамках оценочной стадии заказчик оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика, учитывая критерии, определенные настоящей документацией в следующем порядке: 1) Цена - количество баллов - 100, коэффициент значимости 0,7; 2) Деловая репутация участника закупки оценивается по следующим показателям, а именно: отсутствие у участника штрафов со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) за нарушение санитарно-гигиенических норм при поставке продуктов питания в 2018 году - количество баллов 100, коэффициент значимости 0,1; наличие у участника положительных отзывов от Заказчика (Предприятия) о поставке продуктов питания в 2017-2018 годах, количество баллов 100, коэффициент значимости 0,20.
Пунктом 3 Документации установлено, что итоговый рейтинг для каждой заявки определяется как сумма рейтингов заявок на участие в закупке по каждому критерию, рассчитанных в соответствии с указанным порядком и умноженным на его значимость.
Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Из системного анализа вышеназванной статьи следует, что под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.
Соответственно, следует признать, что в закупочной документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых организатором торгов в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения договоров по результатам проведенной закупки, поскольку обратное приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить контракты именно с заранее определенными лицами.
В свою очередь, из содержания Документации Заказчика следует, что Предприятием был установлен оценочный критерий о наличии положительного отзыва его самого, при поставке продуктов в 2017 и 2018 годах.
Между тем, включение данного критерия оценки заявок безусловно приведет к сужению круга потенциальных участников, и следовательно, является условием, ограничивающим конкуренцию среди участников конкурса.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Таким образом, выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, являются обоснованными и соответствующими представленным в материалы дела доказательствам.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое Заявителем Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополь от 16.01.2019 по делу N 06/4070-18, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 сентября 2019 года по делу N А83-7121/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс "Руссия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7121/2019
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "РУССИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ООО "МАРКСЕФУД", ООО "ТРИТОН"