город Омск |
|
06 марта 2020 г. |
Дело N А46-13027/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-449/2020) общества с ограниченной ответственностью "Технопромкомплект" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2019 по делу N А46-13027/2019 (судья Распутина В.Ю), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технопромкомплект" (ИНН 5501105116, ОГРН 1075501002422) к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений администрации города Омска, Министерству имущественных отношений Омской области о признании недействительным приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области от 08.01.2002 N2 "Об утверждении кадастрового деления территории кадастрового района 55:36 г. Омск" и приказа от 08.05.2003 N30 "Об утверждении описания границ кварталов кадастрового района 55:36 г. Омск", в части ошибки, допущенной Федеральной службой земельного кадастра России при определении границ квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05, выразившейся в не соблюдении принципа территориального расположения границ кадастровых кварталов муниципального образования городской округ г. Омск;
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Технопромкомплект" - Гурова Людмила Владимировна (по доверенности N 3-759 от 05.06.2017 сроком действия три года);
от Филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - Баканов Константин Игоревич (по доверенности N 2020-62 от 28.01.2020 сроком действия до 13.12.2020);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Путинцева Ирина Васильевна (по доверенности N 07 от 09.01.2020 сроком действия по 31.12.2020);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Технопромкомплект" (далее - заявитель, Общество, ООО "Технопромкомплект") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, о признании недействительным приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области от 08.01.2002 N 2 "Об утверждении кадастрового деления территории кадастрового района 55:36 г. Омск" и приказа от 08.05.2003 N 30 "Об утверждении описания границ кварталов кадастрового района 55:36 г. Омск", в части ошибки, допущенной Федеральной службой земельного кадастра России при определении границ квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05, выразившейся в не соблюдении принципа территориального расположения границ кадастровых кварталов муниципального образования городской округ г. Омск.
В качестве способами восстановления права Общество просило:
- о возложении на филиал ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" обязанности по изменению границ кадастрового деления (перераспределения) территории в части определения границ квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05, с разделением его не менее, чем на две части с границей применительно в земельному участку с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059 по улицам Ипподромной - Бульварная - Панфилова - 1-й разъезд - 4-я Транспортная - 1-я Военная - Богдана Хмельницкого;
- об обязании Управления Росреестра по Омской области внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) данные об изменении границ кадастрового деления (перераспределения) территории в части определения границ квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05;
- об обязании ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" произвести оценку вновь созданного кадастрового квартала, в черте которого находится земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059, с учетом экономической обоснованности;
- об обязании Министерства имущественных отношений внести изменения в Приложение N 2 Приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20.22.2014 N 50-п.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом также привлечены Администрация города Омска (далее - Администрация), Департамент имущественных отношений администрации города Омска, Министерство имущественных отношений Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2019 по делу N А46-13027/2019 в удовлетворении заявленных требований ООО "Технопромкомплект" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Технопромкомплект" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить полностью, требования Общества удовлетворить.
В обоснование своей жалобы заявитель указывает, что в границы кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05 попали земельные участки, отнесенные к разным видам использования и к разным административным округам, соответственно, при установлении (описании и утверждении) границ данного квартала нарушены требования, предъявляемые к образованию границ кадастровых кварталов, предусмотренные Приказом Росреестра от 28.12.2015 N П/675 "О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы" (далее - Приказ Росреестра N П/675).
Общество отмечает, что площадь кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05 по сравнению с рядом расположенными кадастровыми кварталами значительно больше, что, по мнению заявителя, влечет завышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059, расположенного по адресу ул. Богдана Хмельницкого, д.224 и также расценивается заявителем в качестве свидетельства ошибки при кадастровом делении.
Оспаривая позицию заинтересованных лиц относительно того, что кадастровое деление не повлияло на результаты кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059, расположенного по адресу ул. Богдана Хмельницкого, д.224, податель жалобы отмечает, что удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования городской округ г. Омск, утвержденные Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п определены по отношению к кадастровым кварталам, а не к земельным участкам.
Податель жалобы считает, что при определении и утверждении границ кадастрового деления на кварталы допущены ошибки, которые привели к негативным последствиям в виде неверного определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в пределах одной кадастровой зоны.
От филиала ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявителем не указан способ изменения границ квартала; земельный участок заявителя находится на границе квартала 55:36:090205, при этом для смежного квартала 55:36:120306 удельный показатель кадастровой стоимости не установлен, что препятствует определению кадастровой стоимости.
Представители Администрации, Департамента имущественных отношений, Министерства имущественных отношений, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания по делу, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствие.
В судебном заседании представителем Управления Росреестра по Омской области заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу, согласно которому регистрирующий орган отмечает, что действующее законодательство не содержит принципов деления на кадастровые кварталы, что исключает возможность ошибочного деления; возможность изменения кадастровой стоимости может быть реализована заявителем в порядке установленном Федеральным закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ); ООО "Технопромкомплект" не было лишено внести исправления в отчет, подготовленный Обществом в рамках обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Представители ООО "Технопромкомплект" и филиала ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Омской области подтвердили получение указанного отзыва, в связи с чем отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель ООО "Технопромкомплект" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители филиала ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Омской области и Управления Росреестра по Омской области оспаривали доводы жалобы, высказались согласно доводам представленных отзывов.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Технопромкомплект" на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 977,00 кв.м с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059, расположенный относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. Богдана Хмельницкого, д. 224.
В соответствие с Приказами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области от 08.01.2002 N 2 "Об утверждении кадастрового деления территории кадастрового района 55:36 г. Омск" и от 08.05.2003 N 30 "Об утверждении описания границ кварталов кадастрового района 55:36 г. Омск" образован кадастровый квартал с кадастровым номером 55:36:09 02 05, в который входит земельный участок, принадлежащий заявителю.
Полагая, что границы кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059 определены неправильно, ООО "Технопромкомплект" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании Приказов Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области от 08.01.2002 N 2, 08.05.2003 N 30 недействительными.
03.12.2019 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалованное ООО "Технопромкомплект" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Из позиции заявителя следует, что Приказами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области от 08.01.2002 N 2, 08.05.2003 N 30 неверно определены границы кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059, поскольку в границы кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05 попали земельные участки, отнесенные к разным видам использования и к разным административным округам, что нарушает требования Приказа Росреестра N П/675; допущенные ошибки привели к негативным последствиям для заявителя в виде неверного определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в пределах одной кадастровой зоны.
Так, Общество указывало, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:090301:0116, расположенного по адресу: К. Маркса, Д.67А, площадью 3 984 кв.м. решением суда установлена в размере 6 476 512 руб., что в пересчете на 1 кв.м составляет 1 625,6 руб. Данный участок расположен в центре города в экономически выгодном районе, при этом вид его разрешенного использования соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059, расположенного на окраине города в черте промышленной зоны по адресу: ул. Б.Хмельницкого, д. 224, стоимость 1 кв.м которого при пересчете составляет 2 999,59 руб., что в 2 раза превышает стоимость 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 55:36:090301:0116, расположенного в центре города по адресу: К. Маркса, Д.67А. Аналогичная ситуация в отношении земельных участков, расположенных в границах кадастрового квартала 55:36:09 02 05.
По мнению ООО "Технопромкомплект", земельные участки, расположенные на Иртышской набережной, ул. Ленина, пр. К. Маркса и на улице Б. Хмельницкого не могут быть определены, как равнозначные при проведении кадастровой оценки, соответственно, границы кадастрового квартала 55:36:09 02 05 должны быть пересмотрены и кадастровый квартал должен быть поделен не менее чем на две части с границей применительно к земельному участку с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059 по ул. Ипподромной - Бульварная - Панфилова - 1-й разъезд - 4-я Транспортная - 1-я Военная - Богдана Хмельницкого, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В обоснование заявленного Общество также указало, что коммерческая составляющая кадастровой стоимости объектов в пределах одного квартала различается в десятки раз, в результате чего собственники коммерческой недвижимости, расположенной приближенно к промышленной зоне, терпят убытки, поскольку, определением кадастровой стоимости земельных участков на основании данных кадастрового деления нарушен один из важнейших и основных принципов определения кадастровой стоимости - экономической обоснованности, что нарушает права и интересы собственника указанного земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059.
В судебном заседании представитель Общества на вопрос апелляционного суда пояснил, что заявителем оспариваются Приказы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области от 08.01.2002 N 2, 08.05.2003 N 30 в рамках главы 24 АПК РФ.
С учетом данных пояснений арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о возложении на филиал ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" обязанности по изменению границ кадастрового деления (перераспределения) территории в части определения границ квартала с кадастровым номером 55:36:09 02 05, об обязании Управления Росреестра по Омской области внести в ЕГРН, об обязании ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" произвести оценку вновь созданного кадастрового квартала, в черте которого находится земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3059, с учетом экономической обоснованности, являются способами восстановления прав Общества.
Как следует из содержания оспариваемых ненормативных правовых актов, последние приняты Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в настоящий момент указанный государственный орган отсутствует на территории г. Омска и Омской области.
Как следует из пояснений, данных в судебном заседании апелляционной инстанции представителями филиала ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" и Управления Росреестра по Омской области, а также следует из статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, а именно Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальными отделами.
Таким образом, требования заявителя к Управлению Росреестра по Омской области предъявлены правомерно.
Судом первой инстанции по своей инициативе также привлечены к участию в деле Департамент имущественных отношений, Министерство имущественных отношений, Администрация, однако, к иным заинтересованным лицам в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции специальных требований Обществом не предъявлено.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальные отдела осуществляют учетно-регистрационные действия на основании и в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2017, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
До 01.01.2017 государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции применимой к спорным правоотношениям) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции применимой к спорным правоотношениям) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее также - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.
Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Статьей 7 указанного закона (в редакции применимой к спорным правоотношениям) предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Как было сказано выше, в настоящее время учетно-регистрационные действия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ (вступившим в силу с 01.01.2017).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав (часть 1).
В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в ЕГРН на основании правовых актов органа регистрации прав (часть 3).
Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 5).
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает законность Приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области от 08.01.2002 N 2 "Об утверждении кадастрового деления территории кадастрового района 55:36 г. Омск" и Приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области от 08.05.2003 N 30 "Об утверждении описания границ кварталов кадастрового района 55:36 г. Омск".
Общество полагает, что данные приказы не соответствуют Приказу Росреестра от 28.12.2015 N П/675 "О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы".
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из буквального толкования положений главы 24 АПК РФ следует, что законность ненормативного правового акта подлежит оценке на момент его принятия.
В силу чего доводы подателя жалобы о том, что Приказы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области от 08.01.2002 N 2, от 08.05.2003 N 30 не соответствуют Приказу Росреестра от 28.12.2015 N П/675, не могут быть оценены апелляционным судом, так как Приказ Росреестра N П/675 издан значительно позже, чем оспариваемые Обществом приказы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент принятия оспариваемых приказов действовало Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" (далее - Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 N 660, Правила).
Данные Правила определяли порядок кадастрового деления территории Российской Федерации в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам кадастровых номеров.
В силу пункта 2 Правил вся территория Российской Федерации, включая территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа.
Кадастровым округом является часть территории Российской Федерации, в границах которой осуществляется ведение государственного реестра земель кадастрового округа. Государственный реестр земель кадастрового округа является составной частью Единого государственного реестра земель.
Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории. Установление границ кадастровых округов и присвоение им кадастровых номеров осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России.
Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Кадастровым районом является часть территории кадастрового округа, в пределах которой осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района. Государственный реестр земель кадастрового района является составной частью государственного реестра земель кадастрового округа.
Кадастровый район включает в себя, как правило, территорию административно - территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Кадастровый квартал является наименьшей единицей кадастрового деления территории кадастрового района, на которую открывается самостоятельный раздел государственного реестра земель кадастрового района и ведется дежурная кадастровая карта (план) (пункт 7 Правил).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что кадастровый квартал включает в себя, как правило, небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории.
Кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России на основании разрабатываемых проектов кадастрового деления соответствующих территорий. Требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц устанавливает Федеральная служба земельного кадастра России (пункт 10 Правил).
Так, требования к кадастровому делению на момент издания оспариваемых заявителем приказов были определены Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/117 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (далее - Приказ от 15.06.2001 N П/117).
Согласно пункту 3 Приказа от 15.06.2001 N П/117 деление кадастрового округа на кадастровые районы осуществляется в две стадии. На первой стадии приказом закрепляется решение о создании на территории кадастрового округа определенного количества кадастровых районов, утверждаются их наименования, номера в кадастровом округе, а так же схема их взаимного расположения. При издании приказа целесообразно сохранить для создаваемых кадастровых районов ранее установленную нумерацию соответствующих административных территориальных единиц. На второй стадии приказами (по мере составления и согласования соответствующими рай(гор)комземами) утверждаются описания прохождения границ между кадастровыми районами.
Деление кадастрового района на кадастровые кварталы оформляется приказами, которыми утверждаются:
- схема (или набор отдельных фрагментов схемы) расположения кадастровых кварталов в границах территории кадастрового района, содержащая их номера в кадастровом районе;
- описания прохождения границ кадастровых кварталов.
Рекомендуется кадастровое деление территории кадастрового района на кварталы осуществлять в две стадии. На первой стадии приказом утверждается только схема расположения кадастровых кварталов, а на второй стадии составляются и утверждаются описания прохождения их границ.
Основой для издания приказов о кадастровом делении территории конкретного кадастрового района является "Проект кадастрового деления". Указанный проект рекомендуется на стадии разработки согласовывать с соответствующими рай(гор)комземами, федеральными государственными учреждениями "Земельная кадастровая палата" и организацией, ответственной за внедрение автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра на территории кадастрового округа. Проект должен содержать:
- анализ ранее проведенного "кадастрового зонирования" территории и предложения по уточнению (изменению) прохождения границ сформированных кадастровых кварталов;
- предложения по прохождению границ кадастровых кварталов, формируемых из территорий, на которых ранее не проводилось кадастровое зонирование.
Пунктом 8 Приказа от 15.06.2001 N П/117 предусмотрено, что система кадастрового деления территории Российской Федерации призвана обеспечить присвоение кадастровых номеров земельным участкам, которые позволяют определить их местоположение с точностью до границ кадастрового квартала. Поэтому при разработке проекта необходимо особо обратить внимание на использование для описания границ кадастровых кварталов однозначно понимаемых и отражаемых на плановых материалах элементов местности (базисов кадастрового деления). К таким элементам местности необходимо относить крупные природные линейные объекты (живые урочища), просеки в лесу, а так же созданные трудом человека линейные объекты, имеющие сплошную полосу отвода (железные и автомобильные дороги, наземные трубопроводы и т.д.). В число используемых элементов местности должны включаться и границы населенных пунктов (закрепленные на местности), а также улицы, проезды общего пользования и иные объекты, являющиеся планировочной основой застроенной территории. В качестве базисов могут использоваться и строящиеся объекты, строительство которых находится в стадии завершения либо под строительство которых в установленном порядке осуществлен отвод земельных участков.
Кадастровый квартал можно считать оптимальным по размерам, если существующие в границах кадастрового квартала земельные участки (или предполагаемые к образованию) однородны по размерам и конфигурации (т.е. площади и количество точек поворота границ отдельных земельных участков отличаются меньше чем в 10 раз), а общее количество узловых и поворотных точек границ земельных участков находится в пределах от 100 до 200 единиц. Как правило, кадастровый квартал включает в себя небольшие населенные пункты, кварталы городской, поселковой или иной застройки, а также иные территории, ограниченные однозначно понимаемыми на местности природными и искусственными объектами, отображаемыми на плановых материалах (пункт 9 Приказа от 15.06.2001 N П/117).
Вышеизложенные нормы права позволяют апелляционному суду прийти к выводу о том, что деление на кадастровые кварталы в отличие от деления на кадастровые районы не связано с административно-территориальным делением, в силу чего обстоятельства того, что границы кадастрового квартала 55:36:09 02 05 содержат разные земельные участки, отнесенные к разным видам использования и к разным административным округам, не свидетельствует о незаконности оспариваемых приказов.
Обстоятельства того, что при определении базиса кадастрового деления учитываются элементы местности в виде крупных природных линейных объектов, а также элементы местности в виде линейных объектов созданных трудом человека не свидетельствуют о том, что действующее деление кадастрового квартала 55:36:09 02 05 произведено неправомерно.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для вывода о несоответствии оспариваемых заявителем приказов положениям действующего на момент их принятия правового регулирования.
Доводы подателя жалобы о том, что подобное определение границ кадастрового квартала приводит к неверному определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в пределах одной кадастровой зоны, отклоняются судебной коллегией, исходя из следующего.
Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
25.09.2018 ООО "Технопромкомплект" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, однако представленный отчет был составлен с нарушениями федеральных стандартов оценки, Обществом не представлено положительное экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в связи с чем, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 157 от 10.10.2018 заявление ООО "Технопромкомплект" отклонено.
Изменений и исправлений в указанный отчет заявителем не вносились.
Таким образом, Общество не лишено возможности представить надлежащий отчет в комиссию и реализовать право на пересмотр размера определенной кадастровой стоимости в порядке, определенном Федеральным законом N 135-ФЗ.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопромкомплект" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2019 по делу N А46-13027/2019 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Технопромкомплект" из федерльного бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежный поручением от 31.12.2019 N 410.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13027/2019
Истец: ООО "Технопромкомплект"
Ответчик: Администрация города Омска, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА, Министерство имущественных отношений Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Филиал ФБГУ "Федеральная Кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2297/20
06.03.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-449/20
03.12.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-13027/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-13027/19