город Ростов-на-Дону |
|
06 марта 2020 г. |
дело N А32-52964/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.,
при участии:
от заявителя - представитель Иванова К.Э. по доверенности, паспорт;
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.12.2019 по делу N А32-52964/2019
по заявлению АО "Щербиновское"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании решения недействительным и об обязании принять и рассмотреть по существу заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Щербиновское" (далее - заявитель, АО "Щербиновское") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения N 23/035/001/801/2019-3672 о возврате без рассмотрения документов о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 23:36:0601000:288, выразившегося в уведомлении от 10.09.2019, недействительным; об обязании принять и рассмотреть по существу заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:36:0601000:288.
Заявленные требования обоснованы обращением АО "Щербиновское" с заявлением в Щербиновский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:36:0601000:288 и мотивированы несогласием заявителя с принятым решением N 23/035/001/801/2019-3672 о возврате без рассмотрения поданных АО "Щербиновское" документов.
Решением суда от 27.12.2019 признано решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Щербиновский отдел) N 23/035/001/801/2019-3672 о возврате без рассмотрения акционерному обществу "Щербиновское" (ИНН 2361016789) документов о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 23:36:0601000:288, площадью 95,9997 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Щербиновский р-н, поселок Щербиновский, выразившееся в уведомлении от 10.09.2019, недействительным.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Щербиновский отдел) обязано принять и рассмотреть по существу заявление акционерного общества "Щербиновское" (ИНН 2361016789) о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 23:36:0601000:288, площадью 95,9997 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Щербиновский р-н, поселок Щербиновский.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540) в пользу акционерного общества "Щербиновское" (ИНН 2361016789) взыскано 3 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление указало на незаконность решения, просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что просительная часть поданного в Арбитражный суд Краснодарского края заявления АО "Щербиновское" содержит в себе требование о признании незаконным решения Управления Росреестра N 23/035/001/801/2019-3672 от 10.09.2019 о возврате без рассмотрения документов, что не предусмотрено нормами действующего законодательства. Судом первой инстанции оставлен без внимания и не отражен довод Управления Росреестра, о том, что право на обжалование решений государственного регистратора предусмотрено исключительно в отношении приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также в отношении принятого отказа. В связи с тем, что представленное в качестве правоустанавливающего документа свидетельство о праве собственности от 06.08.1993 N 247 имело серьезные повреждения, а именно отсутствует нижний угол левой части вышеназванного документа, нарушена (не полностью) подпись подписавшего данного документ, а также отсутствует печать, государственным регистратором на основании п.2 ст. 25 Закона N 218-ФЗ было принято решение о возврате документов без рассмотрения. Установить подлинность указанного выше свидетельства не представляется возможным, в связи с отсутствием его в архиве (Госсфонде данных). Указанный документ от Роснедвижимости в Управление Росреестра по акту приема-передачи не передавался.
В судебное заседание заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечило. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра) поступило заявление АО "Щербиновское" о признании права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 23:36:0601000:288, расположенный по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, поселок Щербиновский, общей площадью 95,9997 га.
К заявлению был представлен следующий пакет документов: платежное поручение на сумму 350 руб. от 29.08.2019 N 2385; доверенность нотариальная серия 23 АА N 9066843 от 30.05.2019, номер в реестре нотариуса 23/123-н/23-2019-5-355; передаточный акт от СХПК "Щербиновский" к АО "Щербиновское" от 12.12.2018; передаточный акт от ТОО "Щербиновское" к СПК (колхозу) "Щербиновский" от 26.10.1998; постановление главы администрации Щербиновского района Краснодарского края N 349 от 31.07.1992; постановление главы Щербиновского района Краснодарского края N 3 от 10.01.1993; архивная выписка к постановлению главы администрации района от 31.07.1992 N 349, N 617 от 20.07.2015; архивная выписка к постановлению главы N 618 от 20.07.2015; архивная выписка к постановлению главы N 619 от 20.07.2015; архивная выписка к постановлению главы N 159 от 24.02.2016; архивная выписка к постановлению главы N 160 от 24.02.2016; архивная выписка к постановлению главы N 161 от 24.02.2016; свидетельство о праве собственности на землю от 06.08.1993; письмо N 59-26/462 от 17.07.2015; основные средства (приложение к передаточному акту) от 12.12.2018; справка N 220 от 26.07.2019.
10.09.2019 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Щербиновского отдела было принято решение, выразившееся в уведомлении N 23/035/001/801/2019-3672 о возврате без рассмотрения документов о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 23:36:0601000:288.
АО "Щербиновское", полагая, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о возврате без рассмотрения документов о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 23:36:0601000:288 является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 3 статьи 3), действующим с 01.01.2017, и постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с частями 3 и 6 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии со ст. 14 от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 3 Закона N 218-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, осуществляет прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдачу документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в силу части 1 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Статьей 25 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения:
1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;
1.1) заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 настоящего Федерального закона;
2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;
4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, АО "Щербиновское" обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации земельного участка (пастбища) площадью 95,9996 га, с кадастровым номером 23:36:0601000:288. Право собственности подтверждает свидетельством о праве собственности ТОО "Щербиновское" (правопредшественник) на землю N 247 от 06.08.1993, при этом, со слов заявителя, первая реорганизация - преобразование из ТОО в СХПК "Щербиновское" осуществлена ранее и сведения о ней отсутствуют в ЕГРЮЛ, вторая реорганизация - преобразование из СХПК "Щербиновское" в АО "Щербиновское" внесена в ЕГРЮЛ, так как осуществлена на основании Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Управление Росреестра по Краснодарскому краю в обоснование занимаемой позиции сослалось на то, что представленное в качестве правоустанавливающего документа свидетельство о праве собственности от 06.08.1993 N 247 имело серьезные повреждения, а именно отсутствует нижний угол левой части вышеназванного документа, нарушена (нанесение не в полном объеме) подпись подписавшего данный документ, а также отсутствует печать, государственным регистратором на основании п. 2 ст. 25 Закона N 218-ФЗ было принято решение о возврате документов без рассмотрения. Также административный орган отмечает, что установить подлинность указанного выше свидетельства не представляется возможным, в связи с отсутствием его в архиве (Госсфонде данных). Указанный документ от Роснедвижимости в Управление Росреестра по акту приема-передачи не передавался.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним:
1) вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права;
2) сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке;
3) сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости;
4) вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения;
5) сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения объекта недвижимости, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке;
6) основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости;
7) реквизиты, существенные условия сделки или сделок.
Частью 3 статьи 9 вышеназванного Закона перечислены дополнительные сведения, подлежащие внесению в реестр прав на недвижимость.
Судом установлено, что действительно в представленном свидетельстве имеются повреждения в виде надрыва левого нижнего угла, при этом указанное повреждение не лишает возможности однозначно истолковать содержание указанного документа.
В данном случае текст свидетельства, содержащий информацию, необходимую для внесения названных статьей 9 сведений Закона о регистрации, не затронут повреждением документа.
Суд учел, что свидетельство изготовлено в период до введения в действие требования о государственной регистрации.
В свою очередь из пункта 2 статьи 25 Закона о регистрации, на который ссылается административный орган в своем уведомлении от 10.09.2019 N 23/035/001/801/2019-3672, следует, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что имеющееся повреждение не лишает возможности административный орган принять к рассмотрению заявление АО "Щербиновское" и рассмотреть по существу, в том числе установить подлинность указанного выше свидетельства, и, следовательно, оснований для возврата заявления у Росреестра не имелось.
Регистрирующий орган является органом публичной власти, осуществляющим функцию по кадастровому учету объектов недвижимости, участником спорных материальных правоотношений он не является. Действия регистрирующего органа могут лишь быть оспорены в порядке главы 24 Кодекса.
Исходя из изложенного, законодателем для арбитражного суда определены пределы исследования по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц государственных органов.
Так, в ч. 4 ст. 200 АПК РФ указано, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая установленные по рассматриваемому спору обстоятельства, выводы Управления о наличии оснований для возврата без рассмотрения акционерному обществу "Щербиновское" (ИНН 2361016789) документов о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 23:36:0601000:288, площадью 95,9997 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Щербиновский р-н, поселок Щербиновский, выразившееся в уведомлении от 10.09.2019, признаны судом недействительными и несоответствующими действующему законодательству. В связи с чем, суд правомерно указал, что допущенные нарушения прав заявителя подлежат восстановлению путем возложения на Управление Росреестра по Краснодарскому краю обязанности по принятию и рассмотрению по существу заявление акционерного общества "Щербиновское".
Суд апелляционной инстанции поддерживает указанные выводы и также соглашается с судом первой инстанции, что отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в нерассмотрении поданного заявления о государственной регистрации не соответствует фактическим обстоятельствам и свидетельствует о формальном подходе уполномоченного органа к рассмотрению заявления.
Доводы апелляционной жалобы управления о том, что законом не предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о признании незаконным решения о возврате без рассмотрения документов, основаны на неверном понимании норм права.
На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ у заявителя возникло право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (пункт 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствию с ч. ч. 1, 2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (закон о регистрации), права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Регистратором не указано как обнаруженное повреждение препятствует однозначно истолковать содержание правоустанавливающего документа - свидетельства о праве собственности.
В статье 9 Закона о регистрации определен перечень сведений, которые вносятся в реестр. Текст свидетельства, содержащий информацию, необходимую для внесения названных статьей 9 сведений, ясен и понятен, не имеет повреждений, подпись на документе прослеживается.
Судом установлена незаконность действий регистратора, в силу несоответствия их Федеральному закону "О государственной регистрации недвижимости" и нарушения права собственности заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в том числе путём создания препятствий для осуществления такой деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах заявленные требования признаны обоснованными.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иные доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2019 по делу N А32-52964/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52964/2019
Истец: АО Щербиновское
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю