06 марта 2020 г. |
Дело N А83-3597/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 марта 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии: представителя ООО "Шатл" - Лысенко Игоря Николаевича, доверенность от 11.07.2019 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шатл" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 октября 2019 года по делу N А83-3597/2019 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шатл" (ул. Набережная им. В.И. Ленина, 5А, г. Ялта, Республика Крым, 298600) к Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600), Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) об обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шатл" (далее - ООО "Шатл", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент), в котором просил обязать Администрацию, Департамент и Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым восстановить аннулированные и исключенные из Государственного кадастра сведения о земельном участке с сохранением сведений о его уникальных характеристиках: кадастрового номера N 90:25:010107:1452 и даты внесения данного кадастрового номера в Государственный кадастр недвижимости - 21.06.2016 г., площади участка 166 +\- 2.68 кв. м; с сохранением сведений о его дополнительных характеристиках: описания местоположения земельного участка - Республика Крым, г. Ялта, ул. Набережная им. Ленина, 5а, в границах, согласно межевого плана и кадастрового паспорта; обязать Ответчиков выполнить все необходимые действия и заключить с ООО "Шатл" договор долгосрочной аренды земельного участка с N 90:25:010107:1452, площадью 166 +\- 2.68 кв. м, разрешенным использованием - "магазины", по адресу - Республика Крым, г. Ялта, ул. Набережная им. Ленина, 5а, в границах согласно кадастрового паспорта.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.10.2019, в удовлетворении требований ООО "Шатл", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Шатл" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.10.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принято с нарушением норм материального и процессуального права, нарушает права Общества на ведение предпринимательской деятельности. Также, апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу относительно того, что размещение объекта недвижимого имущества, принадлежащего ООО "Шатл", осуществляется в соответствии со Схемой размещения НТО.
Представитель ООО "Шатл" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.10.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
В судебное заседание Администрация города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 14 октября 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 18.06.2003 за ООО "Шатл", на основании решений Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 10.02.2003 и 09.06.2003, было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество "Летний павильон "До востребования", расположенный по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, набережная им. Ленина, 5А.
Вышеназванное строение расположено на земельном участке с кадастровым номером N 90:25:010107:1452, площадью 166 +\- 2.68 кв. м, с разрешенным использованием "магазины", по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Набережная им. Ленина, 5а.
04.10.2016 ООО "Шатл" обратилось в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявление о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 166 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Набережная им. Ленина.
В дальнейшем, заявление ООО "Шатл" было рассмотрено Комиссией по проверке решений по предоставлению земельных участков, изменения и установления видов разрешенного использования земельных участков, созданной в соответствии с постановлением Администрации города Ялта от 17.01.2018 N 10-р.
Между тем, из документов, поступивших от Общества с обращением, следовало, что на вышеназванном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - летний павильон "до востребования".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, как собственника земельного участка, в Росреестр г. Ялты для снятия с учета земельного участка с кадастровым номером 90:256010107:1452.
В дальнейшем, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым направил в адрес ООО "Шатл" письмо от 05.09.2018 N 03-19/2574 с информацией о результатах рассмотрения его обращения. Этим же письмом Обществу были возвращены поданные ранее документы.
Полагая, что снятие земельного участка с кадастровым номером 90:256010107:1452 с кадастрового учета было проведено без достаточных на это оснований, ООО "Шатл" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно было отказано Обществу в удовлетворении его требований, но при этом считает необходимым дополнить основания, по которым требование Заявителя не подлежат удовлетворению, учитывая, что это не привело к принятию неправильного решения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом, часть 2 этой статьи предусматривает, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества установлен главой 3 Закона N 218-ФЗ. Так, согласно пункта 33 части 1 статьи 26 и пункта 6 статьи 27 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается и в снятии с кадастрового учета отказывается в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) разъяснено, что если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Нормами Закона N 218-ФЗ предусмотрены случаи снятия земельного участка с кадастрового учета.
Часть 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ устанавливает, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Из содержания кадастровой выписки о земельном участке, расположенном в г. Ялте по ул. Набережная им. Ленина, 5а, от 21.06.2016, сведения о земельном участке с кадастровым номером 90:256010107:1452 имеют статус "временные"; дата истечения временного характера сведений - 17.06.2021.
Соответственно, следует признать факт того, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, как собственник земельного участка, в пределах предоставленных ему полномочий, учитывая, что сведения о вышеназванном земельном участке носили временный характер, обоснованно, на законных основаниях обратился в Росреестр г. Ялты для снятия с учета земельного участка с кадастровым номером 90:256010107:1452.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что требования Общества об обязании заинтересованных лиц восстановить аннулированные и исключенные из Государственного кадастра сведения о земельном участке с кадастровым номером N 90:25:010107:1452, являются безосновательными и соответственно, правильно были отклонены судом первой инстанции.
Также, обоснованно судом первой инстанции были отклонены требования Общества относительно обязания заинтересованных лиц выполнить все необходимые действия и заключить с ООО "Шатл" договор долгосрочной аренды земельного участка с кадстровым номером 90:25:010107:1452, исходя из следующего.
Статьей 12 и частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым; до 01.01.2019 особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие положений статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ Государственным Советом Республики Крым принят Закон от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Пунктом 4 статьи 8 Закона N 38-ЗРК установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, определено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу ФКЗ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Из вышеприведенных законоположений следует, что процедура переоформления прав фактически является процедурой приведения ранее возникших прав в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации, введенной законодательством переходного периода с учетом различного правового режима использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации, в целях приведения правоотношений, возникших по нормам законодательства Украины, в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации.
Согласно части 9 и части 14 статьи 3 Закона Республики Крым N 38-ЗРК право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Между тем, из материалов дела следует, что право собственности на недвижимое имущество "Летний павильон "До востребования", расположенный по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, набережная им. Ленина, 5А, было зарегистрировано за ООО "Шатл" 18.06.2003 на основании решений Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 10.02.2003 и от 09.06.2003.
Соответственно, Обществом не было представлено в дело решение органа местного самоуправления о предоставлении Обществу земельного участка для постройки вышеназванного объекта недвижимого имущества. Более того, у Общества прекратил действие договор аренды спорного земельного участка, заключенный до 21.03.2014. Данный факт подтверждается вступившим в законную силу решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 10.11.2006 по делу N 2-26/7103-2006 А.
Соответственно, следует признать факт того, что Обществом не было представлено в дело доказательств, подтверждающих наличие у него законных оснований возведения капитального строения на испрашиваемом им в аренду земельном участке.
В этой связи, учитывая то, что пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, определено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу ФКЗ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, следует признать отсутствие у Заявителя обоснований для обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка именно в Порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 октября 2019 года по делу N А83-3597/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шатл" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3597/2019
Истец: ООО "ШАТЛ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ