г.Москва |
|
04 марта 2020 г. |
Дело N А40-189770/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Администрации Нижневартовского района
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.10.2019, принятое судьей Махлаевой Т.И. (2-1212) по делу N А40-189770/19
по заявлению Администрации Нижневартовского района
к Федеральному дорожному агентству
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Ильин А.В. по дов. от 12.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация Нижневартовского района (далее также - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (далее также - ответчик, Росавтодор), выраженного в письме N 09-25/20834 от 07.06.2019; об обязании Росавтодора устранить допущенные нарушения, присвоив мосту через ручей на 4,83 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к п.Аган, мосту через ручей на 6,63 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к с.Охтеурье, мосту через ручей на 4,4 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к с.Охтеурье, мосту через р.Малый Корлик на 2,6 км подъездной автодороги общего пользования местного значения с.Корлики, мосту через р.Малая Запорная на 11,82 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к с.Болынетархово, мосту через р.Максимка на 3,6 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к п.Ваховск четвертые категории объектов транспортной инфраструктуры.
Решением суда от 31.10.2019, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение полностью отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований Администрация указывает, что присвоение категорий было изначально проведено незаконно, а также в Росавтодор были направлены новые сведения, в связи с чем в отношении рассматриваемых объектов транспортной инфраструктуры следовало присвоить четвертую категорию ТБ.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в письменных объяснениях, представленных в порядке ст.81 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что в собственности Администрации находится шесть мостов: мост через ручей на 4,83 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к п.Аган, мост через ручей на 6,63 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к с.Охтеурье, мост через ручей на 4,4 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к с.Охтеурье, мост через р.Малый Корлик на 2,6 км подъездной автодороги общего пользования местного значения с.Корлики, мост через р.Малая Запорная на 11,82 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к с.Болынетархово, мост через р.Максимка на 3,6 км подъездной автодороги общего пользования местного значения к п.Ваховск.
Приказом Росавтодора 16.05.2013 N 134 "О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры" мостовым сооружениям района были присвоены вторая и третья категории с внесением в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (далее также - реестр).
Поскольку данные мостовые сооружения находятся в собственности Администрации, следовательно, заявитель является субъектом транспортной инфраструктуры.
12.02.2019 Администрация направила в Управление транспортной безопасности Росавтодора письмо (исх. N 01-22-756/9), в котором просила отменить присвоенные категории и провести категорирование на основании вновь направляемых сведений субъектом транспортной инфраструктуры.
В ответ на данное обращение Управление транспортной безопасности Росавтодора направило в адрес Администрации письмо N 09-25/20834 от 07.06.2019.
В означенном письме указано на необходимость представления Администрацией информации в целях внесения изменений в реестр. В частности, сообщается, что в целях определения возможности изменения присвоенной категории для подтверждения произведенных изменений количественных показателей объекта транспортной инфраструктуры субъекту транспортной инфраструктуры требуется предоставить документы, подготовленные дорожно-строительной организацией об изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов.
Полагая, что означенным решением на заявителя незаконно возлагаются обязанности по представлению документации, не предусмотренной нормами действующего законодательства, Администрация Нижневартовского района обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами в порядке ст.71 АПК РФ подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее также - Закон о транспортной безопасности) предусмотрено, что все объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат категорированию - отнесению их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 6 указанного Федерального закона категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 6 Закона о транспортной безопасности, Порядком ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утв. приказом Минтранса России от 20.01.2010 N 22 (далее также - Порядок N 22), Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утв. приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62 (далее также - Порядок N 62), не предусмотрена возможность предварительного обсуждения результатов категорирования с субъектами транспортной инфраструктуры при категорировании объектов, а равно не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении перекатегорирования, либо получения их результатов.
В соответствии с подп.10 п.1 ст.1 Закона о транспортной безопасности транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
На основании п.1 ст.4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно подп.5 и 9 п.1 ст.1 Закона о транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства (далее также - АНВ) и его возможных последствий (подп.2 п.1 ст.1 Закона о транспортной безопасности).
Согласно п.2 и п.3 ст.6 Закона о транспортной безопасности категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее также - ОТИ и ТС) осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с п.4 Порядка N 22 реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта. Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в реестр, внесения изменений в реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из реестра является решение компетентного органа (п.11 Порядка N 22).
Из совокупности указанных нормативных актов следует, что соответствующим специальным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность участия субъектов транспортной инфраструктуры в категорировании объектов, а равно не установлена их обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов.
Таким образом, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств находится вне компетенции субъектов транспортной инфраструктуры, определяется публичными интересами и административно-властными правоотношениями по поводу обеспечения безопасности на транспорте, отнесенными законодательством Российской Федерации к полномочиям компетентного органа по обеспечению транспортной безопасности.
Росавтодором осуществляется техническое обеспечение осуществления административно-властных полномочий указанных органов, в том числе в виде категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Росавтодор согласно п.5.4.15 и п.5.4.16 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утв. постановлением Правительства от 23.07.2004 N 374 (далее также - Положение), осуществляет соответственно категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности и ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства в установленной сфере деятельности.
На основании п.2 Порядка N 62 основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или транспортного средства (далее - ТС) к одной из категорий.
В соответствии с п.6 означенного Порядка по результатам категорирования ОТИ присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев согласно приложениям N N 1-6 к Порядку.
Росавтодор в соответствии с Положением осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
При этом Администрация таким компетентным органом не является.
Как усматривается из текста заявления, Администрацией оспаривается именно приказ Росавтодора от 16.05.2013 N 134 "О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры" (письмо Росавтодора от 07.06.2019 N 09-25/20834 не изменяет и не дополняет указанный приказ, Администрацией не представлены какие-либо доказательства наличия у заместителя начальника управления Росавтодора А.П.Корнеева полномочий представлять федеральный орган исполнительной власти в соответствующих правоотношениях и вносить изменения в приказы Росавтодора).
При этом суд обоснованно отметил в своем решении, что доводы о незаконности проведения категорирования Росавтодором не соответствуют действительности, применение норм закона и подзаконных актов следует осуществлять в редакции, действующей на момент проведения категорирования, поскольку по данному вопросу не установлена обратная сила действия закона.
Администрация Нижневартовского района ссылается на действующие в настоящее время нормы закона, вступившие в силу после проведения категорирования.
Категорирование ОТИ осуществляется на основании критериев, установленных Порядком N 62, и производится с помощью программного комплекса, разработанного федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации".
28.02.2011 на сайте Росавтодора размещена информация о проведении категорирования.
Для обеспечения выполнения функции по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Росавтодором в адрес глав субъектов Российской Федерации направлены телеграммы о представлении исходных данных по объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Форма представления исходных данных опубликована на официальном сайте на странице "Транспортная безопасность" в разделе "Новости" (http://rosavtodor.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-transportnoybezopas nosti/novosti/7742).
25.08.2011 на сайте Росавтодора опубликована обновленная форма предоставления сведений для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства (http://rosavtodor.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-transportnoy-bezopa snosti/novosti/7735).
В соответствии с положениями ст.6 Закона о транспортной безопасности и Порядка N 62 рассматриваемым объектам присвоены категории ТБ на основании "Количественных показателей критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства", приведенных в Приложении N 1 к Порядку.
На основании представленных по вышеуказанной форме данных (письмо Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.04.2012 N 05-исх-1311) (Приложение 1) и сведений, полученных от компетентных федеральных органов исполнительной власти (ведомств) приказом Росавтодора от 16.05.2013 N 134 "О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры" (Приложение 2) объектам транспортной инфраструктуры Администрации присвоены категории и они включены в реестр. Уведомление направлено собственнику письмом Росавтодора от 04.06.2013 N 8223 (Приложение 3).
Письмом Администрации от 12.02.2019 N 01-22-756/9 (Приложение 4) субъект транспортной инфраструктуры сообщил, что ранее представленные данные были ошибочными и что на указанных ОТИ проводились ремонтные работы с изменением конструктивных элементов с приведением обращения сменить категорию.
Согласно Порядку N 62 значение категории, присвоенной ОТИ, меняется в случае изменения наивысших количественных показателей критериев категорирования.
В соответствии со ст.8 Закона о транспортной безопасности постановлением Правительства Российской Федерации N 924 от 14.09.2016 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (далее также - Требования).
Пунктом 15 Требований установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры незамедлительно информировать Росавтодор о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению установленной категории объекта транспортной инфраструктуры или изменению утвержденного плана объекта транспортной инфраструктуры.
Информация о планируемых изменениях от Администрации в Росавтодор не поступала, также не поступали такие сведения и от компетентных федеральных органов исполнительной власти (ведомств).
В целях проверки указанных изменений Управлением транспортной безопасности Росавтодора письмом от 07.06.2019 N 09-25/20834 у Администрации запрошена информация о представлении документов о проведении ремонтных работ (Приложение 5).
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на ошибочность доводов о необходимости присвоения объектам четвертой категории, поскольку категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется с учетом совокупности фактов о технических и технологических характеристик объектов транспортной инфраструктуры, в том числе его конструктивных особенностей, территориального положения и значения для иных ведомств. В то время как полные и достоверные данные для проверки возможности изменения категории Администрацией не представлены.
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 11 данной статьи установлено, что ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и искусственных дорожных сооружений, входящих в ее состав.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" ремонтные работы по искусственным дорожным сооружениям (объектам транспортной инфраструктуры), влияющие на снижение проектной пропускной способности, не предусмотрены.
Таким образом, ремонтные работы не могут повлиять на изменение присвоенной категории объектов со второй и третьей категорий на четвертую.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Росавтодора, изложенное в письме N 09-25/20834 от 07.06.2019, нормам действующего законодательства не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных Администрацией требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, аналогичные доводам заявления, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2019 по делу N А40-189770/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189770/2019
Истец: Администрация Нижневартовского района
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО