город Москва |
|
5 марта 2020 г. |
дело N А40-92375/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 05.03.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Мосстроймеханизация N 4"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019
по делу N А40-92375/19
по заявлению АО "Мосстроймеханизация N 4" (ОГРН 1037739276167)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконным бездействия; об обязании устранить допущенные нарушения;
при участии:
от заявителя - Цыганов А.В. по доверенности от 21.02.2020;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве - Мацота Н.Э. по доверенности от 30.12.2019; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Карпушова И.В. по доверенности от 25.09.2018;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 в удовлетворении заявленных АО "Мосстроймеханизация N 4" требований о признании незаконным бездействие Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве, выразившееся в отказе удовлетворения заявление общества о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 по состоянию на 20.10.2016 на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве N 51-7020/2016 от 22.11.2016 и обязании филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 по состоянию на 20.10.2016 на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве от 22.11.2016 N 51-7020/2016, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент городского имущества г. Москвы, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители общества и регистрирующего органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 25.12.2018 в филиал поступило обращение заявителя по вопросу кадастровой стоимости земельного участка на основании решения Комиссии от 22.11.2016 N 51 -7020/2016, которое рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В адрес заявителя направлен ответ с разъяснением того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 установлена решением Комиссии от 22.11.2016 N 51-7020/2016 и применялась до издания постановления Правительства г. Москвы N 791-1111 от 29.11.2016 "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель г. Москвы по состоянию на 01.01.2016".
Из содержания ответа на обращение не следует, что филиалом совершены незаконные действия по отношению к заявителю.
Ответы на обращение не могут расцениваться как совершение каких-либо регистрационных действий либо действий по кадастровому учету.
Решением Комиссии от 22.11.2016 N 51-7020/2016 на основании заявления АО "Мосстроймеханизация N 4" и представленного отчета об оценке в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0002007:16 установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере рыночной, указанной в отчете - 1.707.630.000 руб.
Указанная кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникшим с 24.10.2016.
Размер итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости содержится в отчете об оценке, представленного заявителем на рассмотрение Комиссии.
Данное обстоятельство не оспаривается заявителем.
Согласно п. 3 Федерального стандарта оценки "требования к отчету об оценке (ФСО N 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В соответствии с п. 4 ФСО N 3 отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.
Согласно положениям ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости осуществлялся на основании: документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия; поступивших в соответствии со ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости. Положениями ст. 24.20 Закона об оценке установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, после ее внесения в ЕГРН (ранее - в ГКН).
Таким образом, вне зависимости от оснований возникновения кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН (ранее - в ГКН), считается установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 в кадастре недвижимости ЕГРН содержатся достоверные сведения, в том числе, в части сведений о реквизитах акта, утвердившего кадастровую стоимость.
С учетом изложенного, ошибка в сведениях ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0002007:16 отсутствует.
Заявителем не представлены доказательства наличия ошибки в сведениях ЕГРН.
Решение Комиссии от 22.11.2016 N 51-7020/2016 в судебном порядке обществом не оспорено.
Действующим законодательством Управление или филиал не наделены полномочиями рассматривать основания для изменения решений Комиссии и Управление или филиал не уполномочены рассматривать вопросы, связанные с изменением или корректировкой кадастровой стоимости.
Заявитель фактически не согласен с итоговым размером кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу главы 2 КАС РФ споры по результатам определения кадастровой стоимости относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
Установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр.
С учетом изложенного, заявитель вправе обратиться в Московский городской суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 24.11 Закона об оценочной деятельности для целей названного Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями названного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного ст. 24.19 указанного Федерального закона (ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных указанной статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления Комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В силу п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
Установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС расчетным способом или на основании иных данных.
Закон об оценочной деятельности допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 по делу N А40-92375/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92375/2019
Истец: АО "МОССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ N4"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ