г. Москва |
|
04 марта 2020 г. |
Дело N А40-292624/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой. И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2019 по делу N А40-292624/19 (130-2163) судьи Кукиной С.М.
по заявлению 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора г.Североморска Мурманской области
к Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора г.Североморск Мурманской области (далее отдел) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее предприятие) к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением от 24.12.2019 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, сделав вывод о том, что заявителем доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств по делу, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлен.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверки объекта капитального строительства "Дооборудование пункта приема ж/д транспорта в/ч 63976, заказ "955" "Реконструкция автодороги от пункта приема железнодорожного транспорта до объекта 2100", шифр 3/1-0180/6, расположенного по адресу: Мурманская область, г.Североморск, 08.10.2019 ведущим инженером 182 отдела государственного Аксеновой Н.А. выявлено наличие в действиях ответчика - Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "УЗКС МО РФ") состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении в установленный срок требований п.1 предписания 182 отдела ГАСН, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора N 126 от 06.09.2019.
182 отдел ГАСН, согласно Положению "Об отделе государственного архитектурно-строительного надзора", утвержденного приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации - помощника Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2014 N 54, предназначен для осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил и соответствии с ч.6 ст.54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, вправе по результатам проведенных проверок составлять акты, являющиеся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с приказом начальника 182 отдела ГАСН от 14.08.2019 N 202 в целях осуществления государственного строительного надзора за объектом капитального строительства "Дооборудование пункта приема ж/д транспорта в/ч 63976, заказ "955" "Реконструкция автодороги от пункта приема железнодорожного транспорта до объекта 2100", шифр 3/1-0180/6, расположенного по адресу: Мурманская область, г.Североморск (далее - объект), проведена проверка в отношении ФКП "УЗКС МО РФ", которое является заказчиком на данном объекте в соответствии с заключенным государственным контрактом от 24.10.2014 N3/1-0180/6/2014 между Министерством обороны Российской Федерации в лице заместителя руководителя Департамента строительства Министерства обороны РФ и федеральным государственным унитарным предприятием "Спецстройинжиниринг при Спецстрое России".
По результатам проверки, проведенной с 02 сентября по 06 сентября 2019 в присутствии старшего инженера-инспектора инспекции строительного контроля Управления капитального строительства Северного флота г.Североморск Кузина О.Ю. должностным лицом 182 отдела ГАСН Аксеновой Н.А. составлен акт от 06.09.2019 N 126, в котором зафиксированы выявленные нарушения положений п.4 ст.52, п.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2,3 "Правил проведения консервации объекта капитального строительства", утвержденного Постановлением Правительства от 30.09.2011 года N 802; пункта 6.15.1 СП 48.13330.2011, поскольку строительные работы на обозначенном выше объекте капитального строительства приостановлены, однако обязанность по консервации объекта незавершенного строительства не исполнена.
В связи с чем, 06.09.2019 ФКП "УЗКС МО РФ" вынесено предписание N 126 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в котором определены сроки устранения недостатков до 07.10.2019 (акт проверки и предписание были направлены в адрес юридического лица 10.09.2019 исх. N197/182/1313 и получены адресатом 17.09.2019).
В соответствии с приказом начальника 182 отдела ГАСН от 09.09.2019 N 221 "О проведении выездной проверки по программе проверок юридического лица и по истечению срока устранения выявленных нарушений, указанных в предписании" с 07.10.2019 по 08.10.2019 проведена проверка в отношении ФКП "УЗКС МО РФ", в ходе которой выявлено неисполнение требований предписания от 06.09.2019 N 126, а именно не исполнены в установленный срок замечания пункта N1 предписания - производство строительно-монтажных работ на объекте приостановлено с 02.11.2016, что подтверждается записями общего журнала работ, работы не выполняются более 6 месяцев, мероприятия по консервации не выполнены, акты о приостановлении строительства и решение заказчика о консервации объекта отсутствуют (нарушение требований положений п.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2, 3 "Правил проведения консервации объекта капитального строительства", утвержденного Постановлением Правительства от 30.09.2011 года N802; пункта 6.15 СП 48.13330.2011). Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 08.10.2019 N 149.
Неисполнение предписания в установленный срок послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 04.06.2018 N 182/2019/62 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Поскольку обществом в указанный срок не исполнило выданное предписание об устранении нарушений, то в действиях (бездействиях) усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
В соответствии ч.6 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.6 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно ст.52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч.6 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Суд первой инстанции достоверно установил, что ФКП "УЗКС МО РФ" является заказчиком (техническим заказчиком) строительства Объекта в силу положений Градостроительного кодекса РФ. Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ N 468 от 21.06.2010, обязано осуществлять строительный контроль с целью проверки выполнения работ на соответствие проектной документации и требованиям технических регламентов.
В соответствии с ч.4 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В соответствии с п.6.15.1 СП 48.13330.2011 "Организация строительства" Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 N 781) при необходимости прекращения работ по строительству объекта или их приостановки на срок более 6 месяцев должна выполняться консервация объекта - приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
Правила проведения консервации объекта капитального строительства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 (далее - Правила N 802). В решении о консервации объекта должны быть определены: а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 данных Правил; б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация); в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации; г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта, и утвержденного застройщиком (п.5 Правил N 802).
Согласно п.2 Правил N 802 решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В состав работ по консервации объекта входит, в том числе, принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки (п.9 Правил N 802).
Учитывая, что спорный объект является объектом, в отношении которого должно быть принято решение о консервации, ФКП "УЗКС МО РФ" обязано осуществлять строительство в соответствии с действующим законодательством, и в установленных законом случаях (в случае прекращения строительства на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем) принимать соответствующие меры, направленные на консервацию спорного объекта, в том числе направление соответствующего запроса.
На момент проверки, вынесения предписания и составления протокола каких-либо действий со стороны ФКП "УЗКС МО РФ", направленных на инициирование процедуры принятия решения по консервации в отношении объекта строительства не совершено. Доказательств, подтверждающих своевременное принятие предприятием необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований предписания или доказательств, подтверждающих объективную невозможность по принятию таких мер представлено не было.
Невыполнение ФКП "УЗКС МО РФ" предписания, вынесенного должностным лицом 182 отдела ГАСН представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Факт неисполнения обществом предписания управления в установленный данным предписанием срок подтверждается актом, предписанием, протоколом, фотоматериалами, которые свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Учитывая, что общество в указанный срок не исполнило выданное предписание об устранении нарушений и не представило документального подтверждения об устранении нарушений, то в действиях (бездействии) усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Факт совершения предприятием данного административного правонарушения подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам предприяимя не представлено.
На основании изложенного суд достоверно установил, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом в пределах своей компетенции и при наличии достаточных оснований и с соблюдением прав ответчика. В связи с чем, имеются все необходимые основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Установлено, что правонарушение совершено 07.10.201, в связи с чем, срок привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истекает 07.01.2020.
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Согласно п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, связанным со строительством объекта капитального строительства, которые сами по себе могут создавать угрозу для общества, жизни и здоровья граждан.
Несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих вопрос строительства объектов, предназначенных для проживания граждан, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст.2.9 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом установленных судом обстоятельств, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного решения.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы общество указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч.4.1 ст.206, ст.ст.266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.12.2019 по делу N А40-292624/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-292624/2019
Истец: 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора г. Североморск Мурманской области
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"