г. Москва |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А41-67816/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Северная строительная компания МО" - Чистохина Ю.Г., по доверенности от 06.12.2019,
от заинтересованного лица по делу - ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" - Седакова А.В., по доверенности от 13.01.2020,
от третьего лица по делу - Министерства жилищной политики Московской области - Захарова Д.А., по доверенности от 24.12.2019,
от третьего лица по делу - Министерства строительного комплекса Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2019 по делу N А41-67816/19, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению ООО "Северная строительная компания МО" к Государственной инспекции в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" о признании недействительным и отмене предписания, третьи лица: Министерство строительного комплекса Московской области; Министерство жилищной политики Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северная строительная компания МО" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственной инспекции в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" (далее - заинтересованное лицо) признании недействительным и отмене предписания от 01.07.2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ООО "Северная строительная компания МО", Министерства жилищной политики Московской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Министерства строительного комплекса Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что участковый государственный инспектор ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" провёл осмотр охранной зоны национального парка "Лосиный остров", адресные ориентиры: Московская область, г. Королев, ул. Пионерская, вблизи дома N 30, земельные участки с кадастровыми номерами 50:45:0040517:2242, 50:45:0040517:3433, 50:45:0040517:3431.
В ходе осмотра установлено строительство ООО "Северная строительная компания МО" многоквартирных жилых домов с помещениями общественного назначения.
С целью устранения выявленных нарушений, ООО "Северная строительная компания МО" 01.07.2019 выдано предписание N б/н о приостановлении строительства до согласования с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
ООО "Северная строительная компания МО", считая указанное предписание недействительным, нарушающим права и интересы общества, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 34 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, и государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий.
Как отражено в преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Частью 2 статьи 33 настоящего Закона установлено, что на особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится, в том числе, и право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.
На основании статьи 3 настоящего Закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при проведении в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды. Особой охране подлежат национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также иные природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценно значение.
Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (пункт 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Статьей 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 66 названного Закона должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, как определено пунктом 5 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Названным законом урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Следовательно, при проведении в отношении общества мероприятий по выявлению нарушений природоохранного законодательства Государственная инспекция в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" должна была руководствоваться, в том числе, и нормами названного Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).
В силу статей 9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки в отношении юридических лиц могут быть в форме плановых и внеплановых проверок.
На основании частей 1 и 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Проведение проверки при отсутствии ее в ежегодном плане проверок, проведение внеплановой проверки при отсутствии соответствующих оснований, приказа о проведении проверки и согласования с органом прокуратуры является грубым нарушением требований названного Федерального закона.
Как следует из материалов дела оспариваемое предписание вынесено заинтересованным лицом по результатам осмотра. Между тем, без вынесения распоряжения или приказа руководителя в установленном Законом N 294-ФЗ порядке, что является нарушением предусмотренных указанным Федеральным законом гарантий защиты прав общества при осуществлении государственного контроля (надзора).
Обратного, заинтересованным лицом суду не доказано, как и не представлены в материалы арбитражного дела, материалы проверки.
Кроме того, частью 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в границах охранных зон национальных парков не изымаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2056-р ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу пункта 18 приказа Минприроды России от 26.03.2012 N 82 "Об утверждении Положения о национальном парке "Лосиный остров" вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны согласовываются с Минприроды России.
Границы Национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны определены приложениями 2 и 3 объединенного решения исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-543.
В рамках рассмотрения настоящего дела судом установлено, что согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2009 г. N 12-47/17392, адресованному РКК "Энергия" по вопросу жилищного строительства на 3-ей территории 4-ой промплощадки расположенной по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Пионерская, 30, в случае изменения категории земельного участка РКК "Энергия" с земель промышленности на земли поселений, негативное воздействие на территорию ФГУ "Национальный парк "Лосиный остров" уменьшится. С учетом этого, Минприроды России посчитало возможным согласовать строительство жилищного комплекса РКК "Энергия" на территории охранной зоны ФГУ "Национальный парк "Лосиный остров".
Постановлениями Администрации городского округа Королев Московской области N 1445-па, N 1447-па от 13.12.2017 г. изменен вид разрешенного использования земельных участков с "для садоводства" на "многоэтажная жилая (высотная застройка)". 19 июня 2018 г. получено положительное заключение экспертизы N 77-2-1-3-0093-18 на объекты капитального строительства "Многоквартирные жилые дома (корпус 7, корпус 9)".
30.06.2018 г. обществом получено разрешение на строительство N RU50-45-11189-2018 Многоквартирных жилы домов (корпус 7, корпус 9) с помещениями общественного назначения по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Пионерская, д. 30.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заинтересованным лицом не представлено безусловных доказательств, подтверждающих факт нарушения заявителем требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, и строительства многоквартирных жилых домов без согласований с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с правилами части 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294- ФЗ), заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Вопреки вышеуказанным нормам заинтересованным лицом доказательств обратного в материалы дела приказа или распоряжения на право проведения проверки в отношении общества, представлено не было, что также верно было отмечено судом первой инстанции в оспариваемом судебном акте.
Указанные в апелляционной жалобе разъяснения Пленума ВС РФ, распространяются на споры инициированные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями относительно привлечения к административной ответственности, в частности право обжалования постановления о привлечении лица к административной ответственности по правилам КоАП РФ.
Однако в данном случае, рассматривался спор о признании незаконным предписания, выданного государственным органом заявителю, и как следствие нарушения подведомственности спора не имеется.
Наличие Письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2009 г. N 12-47/17392, адресованному РКК "Энергия" по вопросу жилищного строительства на 3-ей территории 4-ой промплощадки, расположенной по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Пионерская, 30, заинтересованное лицо не оспаривало.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2019 по делу N А41-67816/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67816/2019
Истец: Северная строительная компания МО
Ответчик: ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ" Россия, 107113, г. МОСКВА, г. МОСКВА, ул. просек ПОПЕРЕЧНЫЙ, 1Г
Третье лицо: ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ"
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-761/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-67816/19
09.10.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17903/19
03.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-67816/19