31 января 2024 г. |
Дело N А84-9818/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 января 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Зарубина А.В.,
судей Баукиной Е.А., Горбуновой Н.Ю.,
при ведении протокола аудио-видео связи секретарем судебного заседания Шишка Я.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Севастополь молоко" - Мамаева Романа Сергеевича, представителя по доверенности от 01 июня 2023 г.,
от Правительства Севастополя - Зарытовской Елены Александровны, представителя по доверенности от 01 февраля 2023 г. N 751/01-01-02.1-21/02/23,
от Департамента экономического развития города Севастополя - Плешко Евгении Константиновны, представителя по доверенности от 27 декабря 2023 г.,
от Управления федеральной налоговой службы по городу Севастополю - Токаревой Любовь Владимировны, представителя по доверенности от 27 декабря 2023 г. N 01-54/116,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастополь молоко" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 мая 2023 года по делу N А84-9818/2022
по иску Правительства Севастополя
к обществу с ограниченной ответственностью "Севастополь молоко",
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Департамента экономического развития города Севастополя, Управления федеральной налоговой службы по городу Севастополю
о досрочном расторжении договора в условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Севастополя обратилось в арбитражный суд города Севастополя к обществу с ограниченной ответственностью "Севастополь молоко" (далее - ООО "Севастополь молоко") с иском о досрочном расторжении договора N 46 от 02 октября 2015 г. об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 30 мая 2023 года исковые требования удовлетворены. Расторгнут договор N 46 от 02 октября 2015 года об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, заключенный между Правительством Севастополя и ООО "Севастополь молоко", в доход федерального бюджета взыскано 6.000,00 руб. государственной пошлины.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что Правительство подтвердило наличие со стороны ответчика существенных нарушений условий договора, служащих достаточным основанием для его расторжения.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Севастополь молоко" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Считает, что обществом в полном объеме исполнены обязательства в рамках договора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу положений статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2).
Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ) установлен особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и урегулированы отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (статья 1 Закона).
Получение статуса участника свободной экономической зоны предполагает заключение договора (статья 13 Закона), а заключению договора предшествует подача инвестиционной декларации, которая должна содержать сведения об объемах капитальных вложений (пункт 4 части 3 статьи 13 Закона); количество планируемых для создания рабочих мест, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта, и размер средней заработной платы (пункт 3.1. части 3 статьи 13 Закона).
Реализация инвестиционного проекта с соблюдением установленных договором условий проверяется в рамках процедуры контроля (часть 2 статьи 14 Закона).
При установлении в ходе контроля нарушений условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренной договором, уполномоченный орган вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора (часть 3 статьи 14 Закона).
Как видно из материалов дела, 02 октября 2015 года между Правительством Севастополя и ООО "Севастополь молоко" заключен договор N 46 об условиях деятельности в свободной экономическое зоне на территории города федерального значения Севастополе (т. 1, л.д. 28).
По условиям договора ООО "Севастополь молоко" обязалось:
- в первые три года с момента заключения договора осуществить капитальные вложения в сумме не менее 6.305.800 руб. (пункт 2.3.4 договора);
- создать не менее 30 рабочих мест (пункт 2.3.6.6 договора);
- обеспечить уровень средней заработной платы по предприятию в размере не менее задекларированной средней заработной платы в сумме 24.000 руб. в месяц, при условии обязательного соблюдения установленного законом минимального размера оплаты труда (пункт 2.3.6.7 договора).
В соответствии с пунктом 2.3.3. в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, осуществить капитальные вложения согласно следующим этапам, не позднее сроков: 1 этап - IV квартал 2015 г. Приобретение оборудование для молочного производства - не менее 4.780.000 руб.; 2 этап - IV квартал 2015 г. Приобретение автотранспорта - не менее 730.800 руб.; 3 этап - IV квартал 2015 г. Приобретение оборудования для холодильных и морозильных камер - не менее 545.000 руб.; 4 этап- III квартал 2017 г. Приобретение оборудования для кондитерского производства - не менее 200.000 руб.; 5 этап - IV квартал 2017 г. Приобретение оборудования для розничной торговли - не менее 50.000 руб.
В порядке осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договора, в отношении ООО "Севастополь молоко" проведена плановая документарная и выездная проверка.
По результатам проведенной проверки 06 ноября 2018 г. составлен акт плановой документарной и выездной проверки N 43/ПЛ-46/18.
Из содержания акта проверки следует, что в ходе проведения проверки не нашло подтверждения выполнение ООО "Севастополь молоко" подпунктов 2.3.4., 2.3.6.7. пункта 2.3. договора в части касающейся осуществления капитальных вложений и обеспечения выплаты заработной платы в установленном договором размере (т. 1, л.д. 47).
В соответствии с пунктом 4.4.5, договор может быть расторгнут в случае неосуществления участником капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены договором, а также нарушения иных условий реализации инвестиционной декларации.
Поскольку ООО "Севастополь молоко" нарушило обязательства, предусмотренные подпунктом 2.3.4., 2.3.6.7. пункта 2.3. договора, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии оснований для расторжения договора.
Довод апелляционной жалобы о том, что обществом в полном объеме исполнены обязательства в рамках договора, признаны судом апелляционной инстанции необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Закон N 377-ФЗ под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, а также на приобретение легковых автомобилей и их обслуживание.
Под капитальными вложениями понимаются затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств, под которыми следует понимать оборудование, недвижимость и другое дорогостоящее имущество, которое компания использует больше года (Приказ Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н "Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФОБУ 6/2020 "Основные средства" и ФОБУ 26/2020 "Капитальные вложения").
Согласно пп. 2.3.4. пункта 2.3. договора N 46 общество обязуется в первые три года с момента заключения договора осуществить капитальные вложения в сумме не менее 6.305.800 руб. Исходя из данных оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 следует, что на момент проверки ООО "Севастополь молоко" принято к учету в качестве основных средств оборудование, общей стоимостью 6.011.355,73 руб. Также предприятием произведены затраты, связанные с приобретением оборудования, которое не принято к учету в качестве объектов основных средств на момент проведения проверки на сумму 550.000 руб. Вместе с тем, в ходе документарной проверки установлено, что затраты на приобретение объектов основных средств фактически охватывают период, предшествующий регистрации ООО "Севастополь молоко" в качестве участника СЭЗ, а затраты на приобретение линии по производству глазированных сырков УММ не подтверждены документально.
Подтверждение данным фактам усматривается из анализа акта документарной и выездной проверки N 43/ПЛ-46/18 от 06 ноября 2018 г., в таблицах N 1, N 2 (т. 1, л.д. 38-39).
С учетом изложенного, суммы в размере 6.011.355,73 руб. и 505.000 руб. не могут рассматриваться в качестве капитальных вложений, осуществленных в рамках реализации инвестиционного проекта.
Также из материалов дела видно, что в рамках проверки ООО "Севастополь молоко" не было представлено данных о размере заработной платы за второе полугодие 2015 года, в связи с чем, не представляется возможным подтвердить выполнение требований пп. 2.3.6.7. п. 2.3. договора за указанный период.
Также установлено, что суммы дохода, указанные в отчетах 6-НДФЛ, составленных по окончанию II-го и III-го кварталов 2017 года выше, нежели суммы в отчете, составленном по окончанию IV-го квартала 2017 года, что свидетельствует о неверно указанных в отчетах суммах.
Иная документация о суммах начисленного дохода работникам предприятия за 2017 год в департамент не поступала.
Также из таблицы N 3 следует, что среднемесячная заработная плата, фактически выплаченная в 2016 году, за 9 месяцев 2018 года, ниже минимальных размеров, установленных пп. 2.3.6.7 п. 2.3 договора, что свидетельствует о невыполнении со стороны ООО "Севастополь молоко" условий договора в этой части (т. 1, л.д. 40 на обороте).
Также истец указывает на то, что в соответствии с пп. 2.3.6.6. п. 2.3. договора ООО "Севастополь молоко" обязуется создать не менее 30 рабочих мест. По сведениям ответчика, к 2021 г. численность штатных сотрудников составила 7 человек, к 2022 г. - 7 человек, в 2023 г. приняты на работу еще 2 сотрудника, что нарушает условия договора.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 377-ФЗ инвестиционная декларация должна содержать определенные сведения, в частности:
- количество планируемых для создания рабочих мест, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта, и размер средней заработной платы;
- график создания новых рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта.
В отсутствие графика создания новых рабочих мест договор должен исполняться уже с момента его заключению, следовательно, условие о создании новых рабочих мест должно быть исполнено со 02 октября 2015 г. Поскольку данное условие не исполнено, имеются основания для расторжения договора.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что для признания договора об участии в СЭЗ невыполненным достаточно одного невыполненного условия (Постановление АС ЦО от 16 июля 2020 г. N Ф10-2001/2020 по делу N А84-2509/2019, Определение ВС РФ N 310-ЭС20-17392).
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 мая 2023 года по делу N А84-9818/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастополь Молоко" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. В. Зарубин |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-9818/2022
Истец: Правительство Севастополя
Ответчик: ООО "Севастополь Молоко"
Третье лицо: Департамент экономического развития города Севастополя, Управление Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Севастополе