г. Владивосток |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А51-22397/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления муниципальной собственности г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-504/2020
на решение от 17.12.2019
судьи Н.Н.Куприяновой
по делу N А51-22397/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Бурлаковой Владлены Сергеевны (ИНН 253812485217, ОГРНИП 319253600047612, дата государственной регистрации 28.05.2019)
к управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602, дата государственной регистрации 04.08.2000),
третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации 21.06.2007)
о признании незаконным бездействие,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Бурлаковой Владлены Сергеевны: лично Бурлакова В.С., паспорт;
от управления муниципальной собственности города Владивостока, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бурлакова Владлена Сергеевна (далее - заявитель, предприниматель, Бурлакова В.С.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее - управление, УМС) по непринятию решения по уточненному обращению от 01.07.2019 вх. N 11519/20у за период с 02.08.2019 по 04.11.2019 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, УМС обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, права и законные интересы предпринимателя оспариваемым бездействием не нарушены, поскольку письмом от 05.11.2019 N 11519/20 Бурлаковой В.С. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:2007 в аренду, и правомерность данного отказа является предметом судебной проверки в рамках дела N А51-23824/2019.
УМС, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
Предприниматель в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
05.06.2015 между департаментом (арендодатель) и Артемовой Л.Ю. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 28-Ч-20312, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель на основании распоряжения департамента от 10.04.2015 N 148-вр предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:2007 площадью 486 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. 2-я Центральная, д. 6, разрешенное использование: капитальные гаражи, цель предоставления: для строительства гаража, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, являющемся неотъемлемой частью договора.
Срок аренды - 5 лет с момента (даты) государственной регистрации договора (пункт 1.3 договора).
16.06.2016 между Артемовой Л.Ю. (арендатор) и Бурлаковой В.С. (новый арендатор) заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в соответствии с пунктом 1 которого арендатор передает, а новый арендатор принимает все права и обязанности арендатора по договору от 05.06.2015 N 28-Ч-20312 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:2007 площадью 486 кв. м, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. 2-я Центральная, д. 6, разрешенное использование: капитальные гаражи, цель предоставления: для строительства капитального гаража.
Из материалов дела также усматривается, что Бурлаковой В.С. на праве собственности принадлежит нежилое здание - гараж площадью 17,2 кв. м кадастровый номер 25:28:050025:2007, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. 2-я Центральная, 6, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.07.2019 N 25/001/004/2019-3813.
04.03.2019 предприниматель через многофункциональный центр подала в департамент заявление N 20-10477 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:2007 в аренду сроком на 49 лет с целью эксплуатации гаража на основании подпункта 9 пункта 2, подпункта 1 пункта 3, пункта 4 статьи 39.6, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и прекращении договора аренды от 05.06.2015 N 28-Ч-20312.
Вследствие отсутствия ответа департамента, а также передачи полномочий по распоряжению земельными участками на территории Владивостокского городского округа администрации города Владивостока, предпринимателем 01.07.2019 подано аналогичное обращение в УМС (вх. N 11519/20у).
Письмом управления от 05.11.2019 N 11519/20 в расторжении договора аренды от 05.06.2015 N 28-Ч-20312 с последующим предоставлением земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:2007 площадью 486 кв. м, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. 2-я Центральная, д. 6, для эксплуатации нежилого здания (гараж) отказано.
Полагая, что в период с 02.08.2019 по 04.11.2019 управлением допущено незаконное бездействие по нерассмотрению обращения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:2007 и нарушены права предпринимателя в сфере экономической деятельности, поскольку ставки арендной платы за использование земельного участка для эксплуатации гаража значительно ниже, чем для строительства гаража, предприниматель оспорила бездействие в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании предпринимателя, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По общему правилу под незаконным бездействием следует понимать несовершение государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия, равно как и уклонение без уважительных причин от принятия решения в установленные законом или иными правовыми актами сроки.
Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами ЗК РФ.
По правилам положений статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
В соответствии с положениями Закона Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" полномочия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа с 01.05.2019 перешли к администрации города Владивостока.
Согласно постановлению администрации города Владивостока от 25.04.2019 N 1667 "Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определено УМС.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Глава V.1 ЗК РФ устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, в аренду на основании договора аренды.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В частности, согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.
Статьей 39.17 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, для чего необходимо заинтересованному лицу обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, отвечающим требованиям пункта 1 данной статьи, с учетом соблюдения порядка представления необходимых для этого документов, поименованных пунктом 2 этой же статьи.
Пунктом 3 указанной статьи Кодекса предусмотрен 10-дневный срок со дня поступления указанного заявления для его возврата уполномоченным органом в случае, если такое заявление не соответствует требованиям пунктов 1 и 2 данной статьи кодекса.
Как следует из пункта 5 этой же статьи, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Аналогичные положения установлены Административным регламентом предоставления администрацией города Владивостока в лице УМС муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в ведении и (или) собственности органов местного самоуправления муниципальных образований, без проведения торгов", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 14.09.2016 N 2703 (далее - Регламент).
Соответственно, заинтересованное лицо вправе требовать от уполномоченного органа результат рассмотрения заявления, каким бы он ни был.
При этом в силу прямого указания каждого из подпунктов пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ и пункта 2.4 Регламента, уполномоченный орган в установленный срок 30-дневный срок обязан не только оформить документ, содержащий результат рассмотрения обращения о предоставлении земельного участка, но и сообщить о результате его рассмотрения заявителю.
Как видно из материалов дела, 01.07.2019 предприниматель обратилась в управление с заявлением (вх. N 11519/20у) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:2007 в аренду сроком на 49 лет с целью эксплуатации капитального гаража на основании подпункта 9 пункта 2, подпункта 1 пункта 3, пункта 4 статьи 39.6, статьи 39.20 ЗК РФ и прекращении договора аренды от 05.06.2015 N 28-Ч-20312.
Из материалов дела также усматривается, что указанное заявление было рассмотрено управлением только 05.11.2019. Так, письмом УМС от 05.11.2019 N 11519/20 в расторжении договора аренды от 05.06.2015 N 28-Ч-20312 с последующим предоставлением земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:2007 площадью 486 кв. м, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. 2-я Центральная, д. 6, для эксплуатации нежилого здания (гараж) предпринимателю было отказано.
Таким образом, принимая во внимание, что обращение предпринимателя от 01.07.2019 было фактически рассмотрено управлением 05.11.2019, тогда как с учетом срока, установленного пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ и пунктом 2.4 Регламента, оно должно было быть рассмотрено в срок до 01.08.2019 включительно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие управления по непринятию решения по обращению заявителя от 01.07.2019 вх. N 11519/20у в период с 02.08.2019 по 04.11.2019 нашло подтверждение материалами дела.
Указанное бездействие не соответствует закону и нарушает права предпринимателя на получение соответствующей муниципальной услуги и предоставление информации о возможности получения спорного земельного участка в аренду на 49 лет в установленный законом 30-дневный срок.
Утверждение заявителя жалобы в данной части об обратном со ссылкой на отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:2007 в аренду, оформленный письмом от 05.11.2019 N 11519/20, коллегией не принимается, поскольку вышеназванного вывода суда о допущенном незаконном бездействии управления не отменяет.
В свою очередь, мотивы, которыми руководствовался уполномоченный орган при принятии данного отказа и его законность коллегия не оценивает, исходя из предмета заявленных требований, а также учитывая, что правомерность указанного решения оспаривается заявителем в рамках дела N А51-23824/2019.
Соответственно при таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на управление судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 17.12.2019 по делу N А51-22397/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22397/2019
Истец: ИП Бурлакова Владлена Сергеевна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА
Третье лицо: Департамент земельный и имущественных отношений Приморского края