г. Пермь |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А50-29736/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Беляева К. П., Лесковец О. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Лоренц М. Х.,
при участии:
от истца: Латыпова Е. Р., предъявлен паспорт, доверенность от 02.04.2019,
иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание апелляционного суда не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца индивидуального предпринимателя Протопопова Евгения Николаевича
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 января 2020 года
по делу N А50-29736/2019
по иску индивидуального предпринимателя Протопопова Евгения Николаевича (ОГРНИП 307590417000047, ИНН 590416261941)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379)
третье лицо: Администрация города Перми
о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Индивидуальный предприниматель Протопопов Евгений Николаевич (далее - истец, ИП Протопопов Е. Н.) обратился в арбитражный суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент) о взыскании неосновательного обогащения в размере 583 354 руб. 70 коп., а так же процентов за пользование чужими денежными средствами на дату вынесения решения суда в сумме 5645 руб. 75 коп. и по день возврата суммы неосновательного обогащения.
Определением суда от 18.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.01.2019 (резолютивная часть от 17.12.2019) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец ИП Протопопов Е. Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает на ошибочность вывода суда о том, что именно заявление, поступившее 11.03.2019, послужило основанием для заключения соглашения, в связи с чем, ответчиком правомерно применена выкупная цена, исходя из 75% от кадастровой стоимости земельного участка. Судом не принято во внимание, что согласно п. 2.6 Регламента, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 12.10.2015 N 744, основанием для предоставления муниципальной услуги является направленное в Департамент в письменном виде или в форме электронного документа заявление по форме согласно приложению 1 к Регламенту, указанное заявление было направлено истцом 21.01.2019. Поскольку с соответствующим заявлением истец обратился в Департамент 21.01.2019, полагает, что выкупная стоимость должна определяться исходя из редакции Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК, действующей на дату обращения, из 15% от кадастровой стоимости земельного участка. Суд, указав, что истцом полученное соглашение подписано без разногласий, в том числе в отношении выкупаемой цены, необоснованно не принял во внимание представленную в материалы дела претензию о необоснованном расчете размера платы за увеличение площади земельного участка в результате перераспределения такого участка и участка, находящегося в муниципальной собственности, содержащую требование о перерасчете выкупной цены. Кроме того, отмечает, что стоимость земельных участков является регулируемой ценой, устанавливаемой нормами действующего законодательства, которые подлежат применению, независимо от цены, указанной сторонами в заключаемых договорах.
Департамент против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Третье лицо письменный отзыв на жалобу не представило.
Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Протопопов Е. Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:164 общей площадью 1585 кв.м, расположенного по адресу г. Пермь, ул. Белинского.
21.01.2019 истец обратился в адрес Департамента с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:164, общей площадью 1 585 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Свердловский, ул. Белинского, с земельным участком городских земель площадью 48 кв.м, расположенным по адресу: г. Пермь, р-н Свердловский, ул. Белинского, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 15.03.2016 N 167 (вх. N 21-01-07-П-395 от 21.01.2019) (л.д. 44).
24.01.2019 в ответ на заявление ответчик предоставил истцу письменное согласие на заключение соглашения о перераспределении вышеуказанного земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 15.03.2016 N 167 (исх. N 21-01-07-И-454 - л.д. 16, 45).
11.03.2019 в Департамент от истца поступило заявление о заключении соглашения на перераспределение земельного участка (исх. N 266 от 28.02.2019), в котором Протопопов Е. Н. сообщал, что на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 1633 кв.м с кадастровым номером 59:0164410268:289, просил сформировать и направить в адрес Протопопова Е. Н. соглашение на перераспределение, счет и реквизиты для оплаты (л.д. 46).
В ответ на указанное заявление Департамент письмом от 08.04.2019 исх. N 21-01-07-И-2482 (л.д. 46 оборот) уведомил истца о подготовке проекта соглашения о перераспределении земельного участка, цена за увеличение площади земельного участка составила 739 445 руб.
По чек-ордеру от 30.07.2019 истец произвел оплату за увеличение площади земельного участка на сумму 739 445 руб.
12.08.2019 между истцом и ответчиком заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков N 0172-19П, по условиям которого стороны достигли соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:164 площадью 1585 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов и находящегося по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Белинского, принадлежащего Протопопову Е. Н. на праве собственности с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации города Перми от 15.03.2016 N 167 (л.д. 17-23).
Согласно п. 2.1. соглашению цена за увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности заявителя, составила 739 445 руб.
Истец, считая, что выкупная цена за увеличение площади земельного участка ответчиком рассчитана неверно, принимая во внимание то обстоятельство, что выкупная стоимость земельных участков является регулируемой ценой, устанавливаемой нормами действующего законодательства, определяемой по состоянию на дату подачи заявления о выкупе, и подлежит применению независимо от цены, указанной сторонами в соглашении, произвел собственный расчет стоимости указанной цены, направил в адрес ответчика претензию исх. N 189 от 15.08.2019 с требованием о возврате суммы неосновательного обогащения, составившего по состоянию на 09.08.2019 583 354,70 руб., а также 1 274,59 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (л.д. 13-15). Претензия получена ответчиком.
Расчет платы произведен истцом исходя из положений Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК "О порядке определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон N 837-ПК) в редакции, действующей на дату подачи заявления (21.01.2019) о перераспределении земельного участка.
В связи с тем, что претензионные требования истца не были добровольно исполнены ответчиком, ИП Протопопов Е. Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением о взыскании с Департамента неосновательного обогащения в размере 583 354,70 руб., составляющем разницу между фактически уплаченной стоимостью и подлежащей уплате по расчету истца (739 445 руб. - 156 090,30 руб.), а также процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 Гражданского кодекса РФ, размер которых по расчету истца составил 5 645,75 руб.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком правомерно определена выкупная цена исходя из 75% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных в ст. 1109 ГК РФ.
В силу п. 3 ст. 1103 Гражданского кодекса К РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Пунктом 2 ст. 1107 Гражданского кодекса РФ предусмотрено начисление процентов за пользование чужими средствами (статья 395) на сумму неосновательного денежного обогащения с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 39.28, п.п. 1, 2, 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (п. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; 4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем (п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ (п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).
Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена регулируется Законом N 837-ПК.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 837-ПК расчет цены по конкретному земельному участку осуществляется исполнительным органом государственной власти Пермского края или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующим земельным участком, на день подачи заявления о приобретении права собственности на земельный участок.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 837-ПК в редакции, действовавшей до 19.02.2019, размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - размер платы), рассчитывается исполнительным органом государственной власти Пермского края или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующими землями и (или) земельными участками. Если иное не предусмотрено федеральными законами, размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
Согласно Закону Пермского края от 06.02.2019 N 323-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О порядках определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности" с 19.02.2019 внесены изменения в отношении ч. 2 ст. 2 Закона N 837-ПК в части платы за перераспределение земельного участка, размер которой определяется уже не из расчета 15% кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, а из 75% кадастровой стоимости земельного участка.
Спорным в рассматриваемом деле в части установления оснований для выводов о наличии неосновательного обогащения на стороне Департамента является момент, когда истец обратился с заявлением о перераспределении земельных участков в уполномоченный орган.
Истец настаивает на том, что соответствующее заявление было направлено им в адрес Департамента до вступления в силу Закона N 323-ПК, увеличившего процентное отношение кадастровой стоимости земельного участка в целях расчета спорной стоимости - 21.01.2019.
Департамент настаивает на том, что соответствующим заявлением является 11.03.2019.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, принимая обоснованным расчет платы за увеличение площади земельного участка, произведенный Департаментом, суд признал обоснованной позицию Департамента по спорному вопросу. Указал, что основанием для заключения спорного соглашения следует считать заявление истца, поступившее в адрес Департамента 11.03.2019, - в период действия Закона N 837-ПК в новой редакции, предусматривающей определение размера платы исходя из 75% от кадастровой стоимости земельного участка. Также судом учтен тот факт, что при получении соглашения истец подписал его без протокола разногласий, в том числе в отношении выкупаемой цены.
Апелляционный суд по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически значимых обстоятельств, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что с заявлением о перераспределении участков предприниматель обратился 21.01.2019 (л.д. 44), указанное заявление по форме и содержанию соответствует положениям ст. 39.29 Земельного кодекса.
По результатам рассмотрения заявления уполномоченным органом принято решение - согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса; л.д. 45).
В силу п. 11 названной статьи лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка (п. 12 названной статьи).
Согласно п. 13 ст. 39.29 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
Таким образом, положения ст. 39.29 Земельного кодекса, устанавливающие порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не предусматривают подачу повторных заявлений после осуществления кадастрового учета вновь образуемого участка.
Из материалов дела усматривается, что заявлением от 11.03.2019 предприниматель, по сути, известил департамент о том, что осуществлен кадастровый учет вновь образуемого участка, направил в его адрес кадастровый паспорт и просил направить в его адрес соглашение (ст. 46).
Оснований полагать, что именно на основании этого заявления было заключено соглашение, не имеется.
Поскольку с первичным заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган предприниматель обратился 21.01.2019, и по результатам рассмотрения заявления уполномоченным органом принято решение - согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории 24.01.2019, применению подлежит редакция Закона N 837-ПК, действующая на дату обращения с заявлением, а цена за увеличение площади подлежит расчету исходя из 15% кадастровой стоимости.
Поскольку цена, по которой заключается соглашение, является регулируемой (ст. 422 ГК РФ), получение выкупной цены в размере, большем, чем установлено законом, является неосновательным обогащением департамента, ввиду чего требования предпринимателя подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что соглашение подписано предпринимателем без протокола разногласий, не свидетельствует о невозможности обратиться в суд с заявлением о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 и подп. 3 ст. 1103 ГГ РФ).
Из расчета процентов усматривается, что они определены по состоянию на 16.09.2019 (л.д. 6), требование об их взыскании подлежит удовлетворению в силу ст. 395, 1107 ГК РФ, с последующим начислением процентов до даты уплаты долга в полном размере.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом результатов рассмотрения спора, в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобы, понесенные истцом, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст. 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 января 2020 года по делу N А50-29736/2019 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу индивидуального предпринимателя Протопопова Евгения Николаевича (ОГРНИП 307590417000047, ИНН 590416261941) неосновательное обогащение в сумме 583 354 (пятьсот восемьдесят три тысячи триста пятьдесят четыре) руб. 70 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 645 (пять тысяч шестьсот сорок пять) руб. 75 коп., начисленные на дату 16.09.2019, с продолжением начисления процентов на сумму долга до даты его погашения, а также 17 780 (семнадцать тысяч семьсот восемьдесят) руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
К.П. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29736/2019
Истец: Протопопов Евгений Николаевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3676/20
10.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1660/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-29736/19
18.11.2019 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-29736/19