г. Самара |
|
06 марта 2020 г. |
Дело N А55-24627/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от истца - Родионова А.А., доверенность N ТЭ-211/Д от 04 июня 2018 года,
от ответчиков:
Средневолжского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте - не явился, извещён,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Средневолжского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на транспорте на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2019 года по делу N А55-24627/2019 (судья Бойко С.А.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", город Москва,
к Средневолжскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, город Самара,
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, город Самара,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Средневолжскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - 1 ответчик) о взыскании стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в размере 43 334 руб. 06 коп., и о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - 2 ответчик) стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в размере 98 359 руб. 29 коп. (с учетом изменений требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.).
Решением суда от 24.12.2019 г., с учетом определения об исправлении описки (опечатки) от 09.01.2020 г., исковые требования удовлетворены полностью.
Суд взыскал с 1 ответчика в пользу истца стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в размере 43 334 руб. 06 коп., а также расходы по государственной пошлине в сумме 1 606 руб., и с 2 ответчика в пользу истца стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в размере 98 359 руб. 29 коп., а также расходы по государственно пошлине в сумме 3 645 руб.
Ответчики, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца в судебном заседании апелляционные жалобы отклонил, по основаниям, приведенным в отзывах, приобщенных к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащеми удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с действующим законодательством РФ регулирующим сферу электроэнергетики истец является субъектом розничного рынка и имеет статус сетевой организации, оказывающей на розничном рынке РФ услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, в том числе и на розничном рынке Самарской области.
Согласно Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а так же наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии и по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии обязаны составлять акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
Истцом при проведении обследований объектов электроснабжения потребителей, расположенных на территории Самарской области (станции Чапаевск, Жигулевское море), присоединенных к электрическим сетям истца, выявлены факты потребления электрической энергии осуществляемыми объектами электроснабжения ответчика в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии), а по результатам проведения обследований в установленном порядке составлены акты о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии (мощности).
Согласно актам о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии (мощности) по объектам электроснабжения ответчика выявлено бездоговорное потребление электрической энергии в следующих объемах:
- Акт N 18 от 31.07.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.07.2017 г. в количестве 920 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (СН1);
- Акт N 19 от 31.08.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.08.2017 г. в количестве 1052 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (СН1);
- Акт N 20 от 30.09.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 30.09.2017 г. в количестве 1008 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (СН1);
- Акт N 29 от 31.10.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.10.2017 г. в количестве 1237 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (СН1);
- Акт N 30 от 30.11.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 30.11.2017 г. в количестве 1011 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (СН1);
- Акт N 33 от 31.12.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.12.2017 г. в количестве 1032 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (СН1);
- Акт N 1 от 31.01.2018 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.01.2018 г. в количестве 1705 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (СН1);
- Акт N 2 от 28.02.2018 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 28.02.2018 г. в количестве 1033 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (СН1);
- Акт N 3 от 31.03.2018 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.03.2018 г. в количестве 1561 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (СН1);
- Акт N 108 от 31.07.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.07.2017 г. в количестве 4078 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (НН);
- Акт N 109 от 31.08.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.08.2017 г.в количестве 4314 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (НН);
- Акт N 109а от 30.09.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Чапаевск" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 30.06.2017 г. в количестве 3440 кВт.ч. по уровню среднего напряжения (НН);
- Акт N 111 от 31.10.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Жигулевское море" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.10.2017 г. в количестве 4529 кВт.ч по уровню низкого напряжения (НН);
- Акт N 112 от 30.11.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Жигулевское море" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 30.11.2017 г. в количестве 3281 кВт.ч по уровню низкого напряжения (НН);
- Акт N 113 от 31.12.2017 г. по объектам ответчика "здание ЛОП на станции Жигулевское море" выявлено бездоговорное потребление электрической энергии за период с 01 по 31.12.2017 г. в количестве 3959 кВт.ч по уровню низкого напряжения (НН).
Пунктом 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" установлено, что при отказе от оплаты лица, осуществляющего бездоговорное потребление, стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица, сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
Акты о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии подписаны со стороны Средневолжского управления министерства внутренних дел РФ на транспорте, а факт потребления электрической энергии, и объем электрической энергии ответчиком не оспариваются.
Истцом был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, 1 ответчику предлагалось погасить задолженность в добровольном порядке, что подтверждается претензией от 05.06.2019 г. N ППР-179, но последний оплату не произвел, что послужило основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела 1 ответчиком представлены выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости согласно которым 25.04.2017 г. на нежилые задания, расположенные по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Железнодорожная, 24А, было зарегистрировано право собственности. Субъект права: Российская Федерация, а копия сведений об основных характеристиках объекта недвижимости имеется в материалах дела.
В ст. 214 ГК РФ указано, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) от имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Данным органом государственной власти в рамках его компетенции в Самарской области является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" "бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Представленные акты о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии содержат стоимость потребленных коммунальных ресурсов, рассчитанную от объема, определенного на основании разницы начальных и конечных показаний счетчиков.
Для ответчиков стоимость потребленной электроэнергии является неосновательным обогащением, влекущим соответствующие негативные последствия для истца.
Таким образом, фактическое потребление электрической энергии применительно к энергоснабжению определяется на основании указанных актов.
Объем и стоимость фактически потребленной электроэнергии ответчики документально не оспаривают.
Ссылка 1 ответчика на п. 4 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ, регулирующий обязательства сторон вследствие неосновательного обогащения и ст. 210 ГК РФ, судом правильно признана необоснованной и не подлежащей применению, поскольку обязательства сторон по настоящему делу возникли в силу закона (п.п. 192 - 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"), определяющий порядок взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии, именно в отсутствии у потребителя заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения.
Факт отсутствия у 1 ответчика заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения не оспаривается последним, о чем свидетельствует представленный им отзыв на исковое заявление.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы жалобы 1 ответчика со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ, регулирующий обязательства сторон вследствие неосновательного обогащения и ст. 210 ГК РФ, апелляционный суд считает необоснованными, поскольку обязательства сторон по настоящему делу возникли в силу закона (п.п. 192 - 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442) определяющий порядок взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии, именно в отсутствии у потребителя заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что 1 ответчиком заключение в установленном порядке договора энергоснабжения не оспаривается, что подтверждается его доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Так же 1 ответчиком не оспаривает факт потребления электрической энергии, поскольку акты о бездоговорном потреблении электрической энергии им подписаны, тем самым фактическое потребление тепловой энергии применительно к энергоснабжению определяется на основании указанных актов. Объем и стоимость фактически потребленной электроэнергии 1 ответчик так же не оспаривает.
Довод апелляционной жалобы 2 ответчика, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными и отклоняет по следующим основаниям.
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ и субъектов РФ
В соответствии с п.1 ст. 125 ГК РФ от имени РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 5.3 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432 (далее - Положение) в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а так же полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Росимущество.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из изложенного следует, что полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ возложены на Росимущество и его территориальные органы, а данным органом власти в рамках его компетенции в Самарской области является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно имеющимся сведениям, а так же доводам ответчиков, право оперативного управления или хозяйственного ведения за Средневолжским линейным управлением Министерства внутренних дел РФ на транспорте (фактическим потребителем электрической энергии) в спорный период не зарегистрировано.
В связи с чем, расходы на содержание имущества должен нести собственник нежилого здания, а в данном случае РФ.
В соответствии с действующим законодательством РФ регулирующим сферу электроэнергетики истец является субъектом розничного рынка и имеет статус сетевой организации, оказывающей на розничном рынке РФ услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, в том числе и на розничном рынке Самарской области.
Согласно Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а так же наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии и по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии обязаны составлять акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
По факту проведенной проверки было установлено, что договор купли-продажи (поставки) электрической энергии отсутствует, соответственно требования заявлены как неосновательное обогащение согласно ст. 1102 ГК РФ и п.п. 192 - 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, определяющий порядок взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии.
Истцом при проведении обследований объектов электроснабжения потребителей, расположенных на территории Самарской области (здание ЛОП на станции Жигулевское море, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район), присоединенных к электрическим сетям истца, выявлены факты потребления электрической энергии осуществляемыми объектами электроснабжения 1 ответчика в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
Пунктом 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 установлено, что при отказе от оплаты лица, осуществляющего бездоговорное потребление, стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица, сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
Акты о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии (мощности) по объекту электроснабжения на ст. Жигулевское море подписаны со стороны Средневолжского линейного управления Министерства внутренних дел РФ на транспорте, факт потребления электрической энергии, объем электрической энергии не оспаривается.
В связи с тем, что полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ возложены на Росимущество и его территориальные органы, то суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования правильно удовлетворены судом в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны РФ в размере 98 359 руб. 29 коп.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2019 года по делу N А55-24627/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24627/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Россйиские железные дороги"
Ответчик: Средневолжское линейное управление Министерства внутренних дел РФ на транспорте, Средневолжское линейное управление Миннистерства внутренних дел РФ на транспорте
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61638/20
06.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1653/20
06.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1250/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24627/19