г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А56-45883/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Геворкян Д.С.
судей Загараевой Л.П., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Казаковой К.Е.,
при участии:
от заявителя: Неманежин В.Ю. (по доверенности от 17.07.2023);
от заинтересованного лица: Зенков А.В. (по доверенности от 09.01.2024);
от 3-го лица: Косарева Е.С. (по доверенности от 10.01.2024);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39924/2023) Коттеджно-эксплуатационного потребительского кооператива "Бугры" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 по делу N А56-45883/2023 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению Коттеджно - эксплуатационный потребительский кооператив "Бугры"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ленинградской области
3-е лицо: Межрайонная ИФНС России N 2 по Ленинградской области
о признании незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
Коттеджно-эксплуатационный потребительский кооператив "Бугры" (ИНН 4703114707; далее - КЭПК "Бугры", Кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) N 54742 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа и процентов по состоянию на 19.07.2022.
Определением от 25.07.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 2 по Ленинградской области
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Кооператив с принятым решением суда не согласился, и обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает правомерным применение пониженной ставки земельного налога (0,3%), поскольку на территории спорных земельных участков в проверяемом периоде располагались объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, функционирование которых направлено на обеспечение жизнедеятельности населения.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель Инспекции указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 (в составе председательствующего Геворкян Д.С., судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.) рассмотрение апелляционной жалобы регистрационный номер 13АП-39924/2023) Коттеджно-эксплуатационного потребительского кооператива "Бугры" отложено на 26.03.2024
Определением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 в составе суда, рассматривающего дело N А56-45883/2023, произведена замена судьи Горбачевой О.В. на судью Третьякову Н.О.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кооператив состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области по месту регистрации: 188660, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Энколово, ул. Березовая, д. 15.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ основной вид деятельности заявителя - "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе".
Как следует из материалов дела, КЭПК "Бугры" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: 47:07:0713003:436, 47:07:0713003:441, 47:07:0713003:898, 47:07:0713003:438, 47:07:0713003:996, 47:07:0713003:299, категории земли - "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства".
Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области в адрес Кооператива направлено сообщение об исчисленной сумме земельного налога от 24.05.2022 N 2698276, N 2607125, согласно которому подлежит уплате земельный налог за 2020 - 2021 годы, исчисленный исходя из налоговой ставки 1,5% в отношении всех земельных участков.
В ответ на сообщение Кооперативом направлено пояснение, в котором, указав на виды разрешенного пользования земельных участков, заявитель сообщает о том, что для данных земельных участков необходимо использовать ставку 0,3%.
На основании обращений налогоплательщика от 17.05.2022 и от 19.06.2022 Межрайонной ИФНС N 2 по Ленинградской области произведен перерасчет земельного налога - исключен из расчета не принадлежащий заявителю участок, а также в адрес Кооператива направлено письмо, содержащее сведения о результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и причинах расчета земельного налога исходя из налоговой ставки равной 1,5%.
Заявитель настаивает на необходимости применения ставки земельного налога 0,3% в отношении принадлежащих ему земельных участков ввиду того, что участки заняты объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а именно: являются зоной автомобильных дорог, зоной зеленых насаждений общего пользования, техническими коридорами для таких сетей как - ЛОЭСК, Ленэнерго, Ростелеком, а также по ним проходят водные коммуникации, располагается распределительная подстанция Газпрома и водоохранная зона ручья. Данный вид разрешенного использования позволяет размещать на земельных участках как жилые дома, так и объекты инженерной инфраструктуры для обслуживания жилых домов.
В связи с наличием задолженности по земельному налогу, налогоплательщику в соответствии со статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) N 54742 по состоянию на 19.07.2022 на сумму 633 719,85 руб. со сроком исполнения до 11.08.2022. Налогоплательщиком направлена жалоба в Управление ФНС России по Ленинградской области, которая решением от 30.12.2022 N 16-22-06/20353@ оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с выставленным требованием, Кооператив обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Кооперативу в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьями 387, 388, 390, 391, 394 и 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и пришел к выводу об отсутствии оснований для исчисления Кооперативом земельного налога исходя из ставки 0,3%.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции, земельные участки, принадлежащие КЭПК "Бугры", расположены во Всеволожском районе, п. Бугры, Бугровское сельское поселение.
На территории Бугровского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области земельный налог установлен Решением Совета депутатов муниципального образования Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 18.12.2019 N 32 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Бугровское сельское поселение на 2020 год" (Решение от 18.12.2019 N 32);
Решением Совета депутатов муниципального образования Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 18.11.2020 N 90 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Бугровское сельское поселение на 2021 год" (Решение от 18.11.2020 N 90).
Согласно пункту 2 Решения от 18.12.2019 N 32, Решения от 18.11.2020 N 90 ставка земельного налога в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. К остальным земельным участкам, применяется ставка земельного налога равная 1,5%.
Таким образом, из буквального содержания пункта 1 статьи 394 НК РФ и пункта 2 решения от 18.12.2019 N 32, решения от 18.11.2020 N 90 следует, что для применения пониженной ставки земельного налога необходимо соблюдение условия - земельный участок должен быть занят объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Таким образом, применение ставки земельного налога законодательством Российской Федерации о налогах и сборах непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета.
Законодательство о налогах и сборах не содержит понятия "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса".
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 28.03.2017 N 488-О и от 19.12.2019 N 3534-О отмечал, что при отнесении объектов к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса следует применять положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, где в пункте 24 статьи 1 система коммунальной инфраструктуры определена как комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации под системой коммунальной инфраструктуры следует понимать комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (пункт 24 статьи 1).
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Следовательно, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, а также то, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12, сам факт нахождения на земельных участках объектов жилых фондов и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не является достаточным для применения пониженной ставки земельного налога. Для применения пониженной ставки земельного налога также необходимо подтвердить соответствующий вид использования земельного участка. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В Письмах Минфина России от 15.03.2022 N БС-4-21/3123@, от 31.01.2022 N03-05-05-03/6234, ФНС России от 28.02.2022 N БС-4-21/2354@ разъяснено, что для обоснования ставки 0,3% по земельным участкам с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства" требуется наличие документированных сведений, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ размещение на налогооблагаемом земельном участке жилых помещений (например, сведений ЕГРН, документов, подтверждающих государственный учет и (или) техническую инвентаризацию ранее учтенных объектов недвижимости), независимо от того, в чьей собственности, юридического или физического лица, находятся земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами ЖКХ.
Согласно представленным сведениям Управления Росреестра по Ленинградской области, КЭПК "Бугры" не имеет в собственности объектов недвижимого имущества, в том числе жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (зданий, строений, сооружений, объектов недвижимого имущества и входящих в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищно-коммунального комплекса).
В обосновании своих доводов заявителем доказательств размещения на спорных земельных участках объектов жилищно-коммунального комплекса не представлено.
Представленные в материалах дела выписки из Единого государственного реестра прав на спорные земельные участки не содержат обременений, связанных с объектами инженерной инфраструктуры, что не препятствует использованию данных участков.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, это обязывает собственников земельных участков использовать их с учетом целевого назначения, что соответствует одному из принципов земельного законодательства о делении земель по целевому назначению на категории, при этом разрешенное использование земельных участков как инструмент земельного права дополняет и уточняет понятие категории земель для обеспечения целевого и рационального их использования, оказывает влияние на стоимость земельного участка, а также способствует реализации принципа платности землепользования (подпункты 7 и 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7, статья 42 и пункт 1 статьи 65).
Данное регулирование, исходя из находящихся в системной связи положений указанных федеральных законов, предполагает, что налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который в установленном порядке определен в отношении земельного участка с отражением сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости. В ином случае с учетом принципа экономического основания налога создавались бы препятствия для определения объективных показателей элементов налогообложения, в том числе размера налоговой ставки, для целей исчисления и уплаты земельного налога (определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 N 820-О)
Соответственно, является неправомерным применение Кооперативом пониженной налоговой ставки, предназначенной для земель под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, без внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о данном виде разрешенного использования.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для применения пониженной ставки земельного налога в отношении рассматриваемых земельных участков отсутствуют.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 по делу N А56-45883/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.С. Геворкян |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45883/2023
Истец: КОТТЕДЖНО - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ "БУГРЫ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N11 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Межрайонную ИФНС России N2 по Ленинградской области