г. Челябинск |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А07-21777/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сахапова Марата Тимуровича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2019 по делу N А07-21777/2019.
В судебном заседании принял участие представитель:
индивидуального предпринимателя Сахапова Марата Тимуровича - Ремаревский Р.Д. (адвокат, доверенность от 10.06.2019).
Индивидуальный предприниматель Сахапов Марат Тимурович (далее - заявитель, ИП Сахапов М.Т., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство) об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 02:11:180106:79, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Белорецкий район, в районе с. Сосновка, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период 2019 года, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выраженного в письме от 24 мая 2019 года за номером РГ-25/1557-Г.
Судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на невозможность принятия в качестве доказательства фактического использования объекта недвижимости акта обследования от 15.04.2019 N 1, поскольку указанный акт составлен Министерством в одностороннем порядке, а представленные фотографии не имеют привязки относительно места и времени проведения обследования. Ссылается на выписку из единого государственного реестра недвижимости на 17.06.2019, где указано наименование спорного объекта недвижимости "нежилое здание", назначение "нежилое здание". Кроме того, спорный объект недвижимости законсервирован на неопределенное время, отключен от электроснабжения, не эксплуатируется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи объектов недвижимого имущества от 05.10.2018 года ИП Сахапов М.Т. приобрел в собственность объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:11:180106:79, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Белорецкий район, в районе с. Сосновка (далее - объект недвижимости) (т.1, л.д. 17-20).
24.12.2018 постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 установлен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объект недвижимости включен в указанный перечень.
29.03.2019 в Министерство поступило письмо ИП Сахапова М.Т. с просьбой исключить из перечня объект недвижимости (т.1, л.д. 38-41).
15.04.2019 комиссией, утвержденной приказом Министерства от N 1822, осуществлен выезд на место с целью установления фактического использования объекта недвижимого имущества.
15.04.2019 по результатам проведенного обследования комиссией составлен акт N 1 фактического обследования объекта недвижимости, установлено, что более 20% от общей площади здания предназначены для размещения объектов общественного питания (т.1, л.д. 121-122).
24.05.2019 письмом N РГ-25/557-Г предпринимателю сообщено, что по результатам проверки фактического использования Министерством установлено, что более 20% от общей площади здания с кадастровым номером 02:11:180106:79 согласно техническому паспорту предназначено для использования в деятельности общественного питания - столовой, потому здание соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (т.1, л.д. 42).
Не согласившись с указанным отказом Министерства, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что здание соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Заслушав объяснения представителя адвоката, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Как следует из содержания части 1 статьи 375 НК РФ, по общему правилу, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, но в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены положениями статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28.11.2003 N 43-з (далее - Закон РБ о налоге на имущество).
Полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по проведению мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и (или) помещений, по рассмотрению обращений заявителей по вопросам включения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, или исключения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений из указанного перечня в Республике Башкортостан наделено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 3.94 Постановления Правительства РБ от 31.01.2014 N 35 "Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан".
Статьей 2.1 Закона РБ о налоге на имущество предусмотрено, что налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3).
Как следует из материалов дела, 24.05.2019 письмом N РГ-25/557-Г предпринимателю сообщено, что по результатам проверки фактического использования Министерством установлено, что более 20% от общей площади здания с кадастровым номером 02:11:180106:79 согласно техническому паспорту предназначено для использования в деятельности общественного питания - столовой, потому здание соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, действующий на момент составления акта, утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан N 233 от 23.05.2018 (далее - Порядок).
В подпункте "е" пункта 1.2 Порядка указано, что объект общественного питания определяется как здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть помещения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
Как следует из материалов дела, в выписке из ЕГРН на 28.03.2019 указано, что наименованием в объекте недвижимости есть помещения: "клуб-столовая в п/л им. О. Кошевого, спальня в п/л им. О. Кошевого, столовая база отдыха "Сосновый бор", кухня в п/л им. О. Кошевого, электромастерская" (т.1, л.д. 125-126).
В выписке из ЕГРН по состоянию на 20.06.2019 следует, что наименование здания - это "нежилое здание" (т.1, л.д. 14-15).
Вместе с тем, наличие в составе объекта недвижимого имущества помещения "клуб-столовая" сам по себе без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности отнесения Министерством его к объектам, которые подлежат включение в соответствующий перечень.
В силу пункта 1 раздела 2 "Термины и определения" ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (пункт 3 раздела 2 ГОСТ 31985-2013).
В соответствии с пунктом 41 раздела 2 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания) - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Из пункта 42 раздела 2 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 ГОСТ 30389-2013. "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием (объектом) общественного питания (предприятием (объектом) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Таким образом, предприятие общественного питания предполагает наличие помещений для изготовления и (или) реализации продукции общественного питания, соответствующие технологические и технические возможности, а также места ее потребления, для проведения досуга.
Между тем, соответствующих доказательств Министерством в нарушение статьи 65 и положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми именно на заинтересованное лицо возлагается обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта действующему законодательству, не представлено.
Не может быть принят в качестве доказательства акт обследования N 1 от 15.04.2019 фотоматериалы к нему в силу следующего.
Для проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости решением уполномоченного органа создается комиссия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - комиссия по обследованию) (пункт 1.6. Порядка (в редакции от 23.05.2018)).
Комиссия по обследованию посещает объекты недвижимости, в отношении которых проводится обследование; осуществляет фотосъемку (при необходимости видеосъемку), фиксирующую фактическое использование здания (строения, сооружения) и (или) помещения, а также фотосъемку (при необходимости видеосъемку) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях); составляет акт (пункт 1.8 Порядка).
Согласно пункту 2.1. Порядка при проведении мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости заверенная печатью копия приказа уполномоченного органа о проведении мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости вручается собственнику(-ам) здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения или его (их) уполномоченному(-ым) представителю(-ям) либо организации(-ям), владеющей(-им) объектом недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия по определению вида фактического использования, по их заявлению.
В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях) (пункт 2.2 Порядка).
В соответствии с положением пункта 2.3 Порядка по результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссия по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляет акт с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости.
Уполномоченный орган не позднее 5 рабочих дней со дня поступления акта с материалами, полученными в ходе проведения обследования объекта недвижимости, издает приказ об определении вида фактического использования здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения (далее - приказ) (пункт 2.4. Порядка).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, обследование объекта недвижимого имущества, принадлежащего ИП Сахапову М.Т. на праве собственности, и составление акта обследования по состоянию на 15.04.2019 проведено Министерством с нарушением правил, установленных Порядком.
Кроме того, представленные в дело Министерством к акту обследования фотографии не имеют привязки относительно места и времени проведения фотосъемки, а из единственной фотографии внутреннего вида помещения невозможно установить фактическое использование объекта недвижимости.
Какие-либо уведомления, приказы о проведении проверки фактического использования объекта недвижимости в адрес предпринимателя Министерством не направлены.
Таким образом, акт обследования N 1 от 15.04.2019 является недопустимым доказательством, а технический паспорт здания, на который ссылается Министерство, в материалы дела не представлен.
Помимо прочего, из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 01.07.2019 следует, что основным видом деятельности ИП Сахапова М.Т. является аренда и управление собственными или арендованным недвижимым имуществом, в числе дополнительных видов деятельности оказание услуг общественного питания также не значится (т.1, л.д. 34).
В предмет доказывания по настоящему спору также входит установление вида разрешенного использования земельным участком, где расположен объект недвижимости.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из выписки ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:11:173301:0001 (т.1, л.д. 9), где расположен спорный объект недвижимости, следует, что видом разрешенного использования земельного участка является "для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений лечебно-оздоровительного назначения", в то время как размещение мест общественного питания осуществляется на земельных участках с видом разрешенного использования "размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)" (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540).
Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка не позволяет размещать на данном земельном участке объекты недвижимости для организации общественного питания.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что объект недвижимости используется предпринимателем или предназначен для оказания услуг общественного питания.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности и необоснованности отказа Министерства, выраженного в письме от 24.05.2019 N РГ-25/1557-Г, и нарушении прав предпринимателя, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенного права заявителя, суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать Министерство разместить в установленном порядке на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 02:11:180106:79, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Белорецкий район, в районе с. Сосновка из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период 2019 год, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылки Министерства на неверно избранный заявителем способ защиты своего права подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, положений статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
Таким образом, одним из признаков нормативно-правового акта является наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц. Между тем, общество, обращаясь с соответствующим заявлением в суд, просило признать отказ Министерства, выраженный в письмах, по исключению принадлежавшего ему помещения из Перечня, то есть просило признать действия уполномоченного государственного органа в отношении конкретного лица, а не неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная платежными поручениями от 21.06.2019 N 158, от 23.12.2019 N 339 в федеральный бюджет государственную пошлину за подачу заявления и апелляционной жалобы в сумме 4 050 рублей подлежит возврату предпринимателю.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2019 по делу N А07-21777/2019 отменить.
Требования индивидуального предпринимателя Сахапова Марата Тимуровича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан исключить объект недвижимости с кадастровым номером 02:11:180106:79, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Белорецкий район, в районе с. Сосновка, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период 2019 года, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выраженный в письме от 24.05.2019 N РГ-25/1557-Г.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан разместить в установленном порядке на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 02:11:180106:79, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Белорецкий район, в районе с. Сосновка, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период 2019 год, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу индивидуального предпринимателя Сахапова Марата Тимуровича расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы в размере 450 рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сахапову Марату Тимуровичу излишне уплаченную платежными поручениями от 21.06.2019 N 158, от 23.12.2019 N 339 в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 4 050 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21777/2019
Истец: ИП Ремаревский Р.Д. представитель Сахапова М.Т., Сахапов М Т
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"