г. Москва |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А41-56543/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Ложкомоева Е.Г., доверенность от 20.01.2020,
от ответчика: Трепалина Д.Е., доверенность от 12.12.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУЗ ЦКБВЛ ФМБА России на решение Арбитражного суда Московской области от 16.01.2019 по делу N А41-56543/19, по иску Фонда капитального ремонта (ИНН 7701169833, ОГРН 1137799018081) к ФГБУЗ ЦКБВЛ ФМБА России (ИНН 5044013246, ОГРН 1035008852944) третьи лица: ООО "МОСОБЛЕИРЦ", ЗАО УК "Капитал-Инвест" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Фонда капитального ремонта обратился (далее - истец) в Арбитражный суд Московской области с иском к ФГБУЗ ЦКБВЛ ФМБА России (далее - ответчик), с учётом уточнения иска в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 501 262,81 рубля за период с 01.05.2014 по 28.02.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены ООО "МОСОБЛЕИРЦ", ЗАО УК "КАПИТАЛ- ИНВЕСТ".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года исковые требования частично удовлетворены в сумме 286 601,45 руб. за период с 26.06.2016 по 28.02.2019 с учетом применения судом срока исковой давности по заявлению ответчика.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ФГБУЗ ЦКБВЛ ФМБА РОССИИ на праве оперативного управления принадлежат помещения, расположенные по адресам:
- Московская область, г.о. Подольск, п. Лесные Поляны, д. 16, д. 17, д.18;
- Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая д.1, кв.100, 107, 108, 123, 229, 59, 87;
- Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая, д. 2, кв.170, 171, 213, 214, 215;
- Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая, д. 4, кв.116, 147, 148;
- Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая, д. 5, кв. 211, 240, 251, пом.147;
- Московская область, Солнечногорский р-н., р.п. Андреевка, д.28, кв. 3.
В связи с тем, что собственники помещений в вышеуказанных многоквартирных домах не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, постановлением администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 24.01.2016 N 254 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области" фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов сформирован на счете регионального оператора.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2014 год", в размере 7 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения; на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 N902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год", и составляет 7 рублей 80 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения; на 2016 года - постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области", и составляет 8 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения; на 2017 год - постановлением Правительства Московской области от 28.06.2016 N 502/21 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2017 год", и составляет 8 рублей 65 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения; на 2018 год - постановлением Правительства Московской области от 03.10.2017 N 826/36 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2018 год" и составляет 9 рублей 07 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на Интернет - портале Правительства Московской области http://mosreg.ru.
Таким образом, как указывает истец, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по указанным выше адресам.
Истцом направлена претензия N исх-2720 от 05.03.2019 в адрес ответчика с требованием погасить образовавшуюся задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 1 969 241, 63 рублей за период с 01.05.2014 по 01.02.2019 в тридцатидневный срок с момента направления претензии.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделена функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (часть 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за работы по капитальному ремонту общего имущества дома входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, подлежащей с его стороны обязательному ежемесячному внесению.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012) порядок организации проведения капитального ремонта изменен.
Исходя из совокупного толкования названных норм жилищного законодательства с учетом внесенных изменений, под взносом в данном случае надлежит понимать платеж, подлежащий перечислению в Фонд капитального ремонта.
При этом, момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению такого взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (ч. 3 ст. 169, ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абз. 2 п. 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абз. 5 п. 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Таким образом, бремя несения расходов по оплате содержания и ремонта общедомового имущества переходит от собственника к лицу, владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения с момента государственной регистрации соответствующего вещного права.
Поскольку ФГБУЗ ЦКБВЛ ФМБА РОССИИ осуществляет правомочия собственника имущества, оно несет расходы на его содержание.
Истцом представлен расчет задолженности с учетом уточнения исковых требований, согласно которому задолженность ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт, составляет 501 262,81 рубль за период с 01.05.2014 по 28.02.2019.
Ответчик заявил о применении срока исковой давности, также в обоснование своей правовой позиции представил в материалы дела Распоряжения ТУ Росимущества Московской области N 379 от 23.09.2014 и N 400 от 07.10.2014, акт о частичной реализации Инвестиционного контракта от 23.12.2009 на строительство объектов недвижимости жилищного назначения в пос. Голубое Солнечногорского района Московской области, договор предоставления служебного жилья N 170/2 от 09.10.2007.
Согласно Распоряжениям ТУ Росимущества Московской области N 379 от 23.09.2014 и N 400 от 07.10.2014 многоквартирные дома, расположенные по адресу: Московская область, г.о. Подольск пос. Лесные поляны, дома N 16, N17, N18 ответчику не передавались и на праве оперативного управления не закреплялись.
В соответствии с актом о частичной реализации Инвестиционного контракта от 23.12.2009 на строительство объектов недвижимости жилищного назначения в пос. Голубое Солнечногорского района Московской области, помещения, расположенные по адресам: Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая, д.1, пом. 229, Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая, д.5, пом. 251, ответчику не передавались, переданы инвестору.
По договору предоставления служебного жилья N 170/2 от 09.10.2007 жилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая, корп. 2, кв. 170, передано в бессрочное возмездное пользование сотрудникам ответчика Петуховой НА., Карпенко И.Н..
На основании вышеизложенного ответчик полагает, что обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по указанным выше адресам, у него не возникло.
Согласно письменным объяснениям третьего лица ООО "МОСОБЛЕИРЦ" за период с 01.05.2014 по 28.02.2019 начисления платежей за капитальный ремонт включались в платежные документы, выставляемые ООО "МОСОБЛЕИРЦ" по помещениям, расположенным по адресам: Московская область, г.о. Солнечногорск, д.Голубое, ул.Родниковая, д.1 кв.59, Московская область, г.о. Солнечногорск, д.Голубое, ул.Родниковая, д. 1 кв.229. По остальным помещениям, указанным истцом при расчете задолженности, внесение платы производилось через управляющие организации, осуществлявшие управление жилищным фондом.
С учетом заявления ответчика о применении срока исковой давности задолженность по взносам на капитальный ремонт помещений, расположенных по адресам:
- Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая д.1, кв. 100, 107, 108, 123, 229, 59;
- Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая д. 2, кв. 170, 171, 213, 214,215;
- Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая д. 4, кв. 116, 147,148;
- Московская область, Солнечногорский р-н, д. Голубое, ул. Родниковая д. 5, кв. 211, 240, 25;
- Московская область, Солнечногорский р-н., р.п. Андреевка, д.28, за период с 26 06.2016 по 28.02.2019 составила 286 601,45 рублей.
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
Таким образом, учитывая истечение срока исковой давности в части заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 286 601,45 рублей за период с 26.06.2016 по 28.02.2019.
Доводы ответчика о том, что взносы на капитальный ремонт фактически вносились работниками, которые проживали в служебных квартирах, материалами дела не подтверждены.
Апелляционная жалоба заявителя не мотивирована и не содержит доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по делу судебного акта.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно частично удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.01.2020 по делу N А41-56543/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56543/2019
Истец: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Третье лицо: ЗАО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ", ООО "МОСОБЛЕИРЦ"