г. Киров |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А29-12357/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Лемиша С.В., действующего на основании доверенности от 01.02.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Движение"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.12.2019 по делу N А29-12357/2019,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Движение" (ОГРН 1121102000645, ИНН 1102070094)
к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
с участием в деле третьего лица: муниципального учреждения "Центральная библиотека муниципального образования городского округа "Ухта"
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Движение" (далее - заявитель, ООО "Движение", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации МОГО "Ухта" (далее - ответчик, МУ "УЖКХ", Учреждение) от 31.05.2019 N 159-п.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Центральная библиотека муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МУ "Центральная библиотека").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Движение" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество считает решение суда первой инстанции принятым с нарушением норм материального и процессуального права, указывает, что проверка в отношении жилого помещения (как муниципального, так и иного) и проверка в отношении общедомового имущества имеют различный предмет, также как и различное правовое регулирование. В этой связи факт наличия в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда сам по себе не дает органам муниципального контроля полномочий по проведению проверок в отношении общедомового имущества.
Заявитель считает, что орган муниципального жилищного контроля провел лицензионный контроль.
Кроме того, Общество указывает что, обращение МУ "Центральная библиотека" от 29.04.2019 N 4609 не может служить законным основанием для проведения проверки по подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку учреждение не является и не может являться гражданином-потребителем в понятии Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", кроме того, обращение не указывает на нарушение прав потребителей, как и не сообщает о возможных нарушениях при осуществлении управляющей организацией функций по содержанию общедомового имущества или иных нарушениях, связанных с полномочиями по управлению многоквартирным домом.
Заявитель обращает внимание, что причина образования воды в подвале многоквартирного дома является прорыв внешней сети ГВС. Откачка воды в подвале дома осуществлялась многократно, что подтверждается представленными суду карточками контроля. Причина попадания воды установлена управляющей компанией и доведена до сведения администрации МОГО "Ухта" и МУ "УЖКХ" письмом от 20.05.2019 N 318. Таким образом, управляющая компания предпринимала меры по устранению затопления, как до проведения проверки, так и после. Однако, поскольку на момент проведения спорной проверки течь на внешних сетях ГВС устранена не была, исключить попадание воды в подвальное помещение многоквартирного дома было невозможно. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик, третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.02.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.02.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Движение" является юридическим лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом N 1 по ул. Строительной в г. Ухте (далее - МКД) на основании лицензии N 032 от 27.04.2015 и договора управления от 28.12.2016 N 07/223.
В период с 27.05.2019 по 31.05.2019 на основании распоряжения администрации МО ГО "Ухта" от 15.05.2019 N 159-р в отношении ООО "Движение" в связи с поступившим 30.04.2019 в МУ "УЖКХ" обращением МУ "Центральная библиотека" проведена внеплановая проверка.
Ответчиком 27.05.2019 осуществлен осмотр подвального помещения МКД, в ходе которого установлено его затопление.
Указанные обстоятельства признаны ответчиком нарушением Обществом требований, установленных пунктами 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Результаты проверки отражены в акте N 159-а от 31.05.2019 (л.д.103-107).
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений 31.05.2019 Обществу выдано предписание N 159-п, согласно которому Обществу в срок до 01.09.2019 предписано разработать и выполнить мероприятия по предотвращению замачивания грунтов и подтопления подвального помещения МКД и обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвального помещения в МКД (л. д. 116-117).
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании его недействительным.
Арбитражный суд Республики Коми при рассмотрении дела пришел к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом муниципального жилищного контроля по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной/выездной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки выяснению подлежит наличие у управляющей организации обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Согласно части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ и пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального жилищного контроля отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 ЖК РФ).
На территории МО ГО "Ухта" порядок осуществления муниципального жилищного контроля регламентирован постановлением Администрации МО ГО "Ухта" от 13.06.2017 N 2310.
Согласно пункту 2 Порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО ГО "Ухта" муниципальный контроль осуществляется администрацией МО ГО "Ухта" в лице муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации МО ГО "Ухта".
В данном случае ответчик уполномочен на проведение муниципального жилищного контроля в г. Ухте.
Муниципальный жилищный контроль распространяется на муниципальный жилищный фонд (в частности многоквартирные дома, в которых все жилые и (или) нежилые помещения или их часть находятся в муниципальной собственности), но при этом в полномочия контролирующего органа входит проверка соблюдения проверяемыми лицами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Такой вывод следует из буквального восприятия части 1.1 статьи 20 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела и заявителем по существу не оспаривается, в МКД имеются помещения, находящиеся в муниципальном жилищном фонде, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности МО ГО "Ухта" (л. д. 87-95).
Нарушения, выявленные ответчиком в ходе проверки в подвальном помещении МКД, влияют на условия проживания всех граждан, проживающих в МКД, в том числе в помещениях, находящихся в муниципальном жилищном фонде.
Для случаев проверки выполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, то есть оказания услуги по управлению многоквартирным домом, выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, федеральным законодателем предусмотрена возможность осуществления муниципального жилищного надзора. Указанное полномочие реализуется уполномоченным органом безотносительно к проведению лицензионного контроля.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает вывод суда первой инстанции о том, что проведение спорной проверки в рамках муниципального жилищного контроля не выходило за пределы полномочий контролирующего органа, соответствующим положениям законодательства и обстоятельствам дела.
Довод заявителя об обратном отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий вышеприведенным нормам права и обстоятельствам дела.
Фактическое проведение ответчиком лицензионного контроля материалами дела не подтверждено. Ссылка заявителя на судебную практику обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Ответчик, выявив в ходе проверки нарушение заявителем требований Правил N 170, выдал Обществу оспариваемое предписание в соответствии с полномочиями, предоставленными ему пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ.
Каких-либо грубых нарушений со стороны Учреждения, влекущих в соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ недействительность результатов проверки, из материалов дела не усматривается.
Довод заявителя о том, что обращение МУ "Центральная библиотека" от 29.04.2019 N 4609 не может служить законным основанием для проведения проверки по подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, отклоняется апелляционным судом в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений юридических лиц, в том числе о фактах нарушения правил содержания общего имущества.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В адрес Учреждения поступило обращение МУ "Центральная библиотека", содержащее сведения об обнаружении пара, выходящего из-под фундамента МКД. Названное обращение содержало информацию, отвечающую требованиям части 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Таким образом, у ответчика имелись достаточные основания для издания распоряжения о проведении в отношении Общества внеплановой проверки и последующего осуществления муниципального жилищного контроля за соблюдением ООО "Движение" обязательных требований при оказании им услуг и выполнении работ в рамках договора управления МКД.
На основании статей 161, 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Таким образом, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него частью 3 статьи 39 и частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ, постановлением от 13.08.2006 N 491 утвердило Правила N 491, устанавливающие, в частности порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Подпунктами "а", "в", "з" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу пункта 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил N 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Согласно пункту 4.1.15 Правил N 170 не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
В рассматриваемом случае ответчиком в ходе выездной проверки установлено и заявителем по существу не оспорено затопление подвального помещения МКД, что не соответствует вышеприведенным нормативным требованиям.
Поскольку Общество относится к ответственным лицам за содержание и ремонт МКД, а также за соответствие его технического состояния обязательным требованиям и нормам действующего законодательства, оно обязано устранить нарушение, указанное в оспариваемом предписании, и принять необходимые для этого меры.
Общество, являясь управляющей организацией МКД, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Непринятие своевременных мер по устранению повреждений общего имущества дома способствует их развитию, создает угрозу разрушения, и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
Следовательно, в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома), имущества граждан, управляющая организация обязана принять срочные меры по устранению выявленных повреждений в рамках аварийно-восстановительных работ для поддержания технических характеристик дома.
Заявитель в апелляционной жалобе указал, что предпринимал меры по устранению затопления, как до проведения проверки, так и после, однако, поскольку на момент проведения спорной проверки течь на внешних сетях ГВС устранена не была, исключить попадание воды в подвальное помещение многоквартирного дома было невозможно.
Вместе с тем принятие заявителем мер по устранению затопления до и после проведения проверки не свидетельствует о надлежащем исполнении Обществом обязательных требований жилищного законодательства, которые обязывают управляющую организацию постоянно поддерживать условия для безопасного и благоприятного проживания граждан в многоквартирном доме, управление которым данная организация осуществляет.
В момент проверки условия для безопасного и благоприятного проживания граждан в МКД заявителем обеспечены не были.
В связи с тем, что Общество допустило нарушение норм действующего законодательства, у надзорного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Суд считает, что выданное ответчиком предписание основано на выявленных в ходе проверки нарушениях, направлено на их устранение, является исполнимым и не возлагает на Общество обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
В силу изложенного у Арбитражного суда Республики Коми отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое предписание соответствует закону, не нарушает права и законные интересы Общества и не возлагает на него никаких дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены законом.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Движение" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.12.2019 по делу N А29-12357/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Движение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12357/2019
Истец: ООО "Движение"
Ответчик: Муниципальноеучреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации МОГО "Ухта"
Третье лицо: "Центральная Библиотека Муниципального Образования Городского Округа "Ухта", ООО Представитель Движение Лемиш Сергей Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11608/20
10.03.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-921/20
09.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-12357/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-12357/19
11.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-12357/19