г. Вологда |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А05-10515/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 марта 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 декабря 2019 года по делу N А05-10515/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новая экологическая компания" (ОГРН 1152901002121, ИНН 2901256065; адрес: город Архангельск, улица Попова, дом 14 офис 525; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании недействительным распоряжения от 05.07.2019 N 798 "Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду для разведки и добычи полезных ископаемых" и об обязании в течение 10-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить заявителю подготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства и подписанный со стороны арендодателя договор аренды лесных участков с кадастровыми номерами 29:12:010408:4, 29:12:010203:99 и 29:12:010203:100 с приложением документов, необходимых для государственной регистрации договора аренды лесных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163069, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 декабря 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Министерство с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что в заявлении общества от 06.07.2019 N 6-л не указано, в соответствии с какой статьей Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) подано данное заявление. Указывает на то, что общество никогда не являлось арендатором лесных участков с кадастровыми номерами 29:12:010408:4, 29:12:010203:99, 29:12:010203:100, следовательно не может обладать преимущественным правом в отношении таких лесных участков. Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что заявление общества подано в соответствии со статьей 74 ЛК РФ, является ошибочным.
Общество в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, обществу выдана лицензия от 18.08.2015 АРХ 00429 ТЭ на право пользования недрами со сроком действия до 25.07.2017 с целевым назначением и видами работ: "добыча валунно-гравийно-песчаной смеси на участке недр Участок-2 Северо-Восточного участка месторождения Няндомское".
В соответствии с внесенными в указанную лицензию 20.06.2017 изменениями и дополнениями срок действия лицензии установлен до 25.07.2020.
Правопредшественником общества (закрытым акционерным обществом "Новая экологическая компания") и министерством заключен договор аренды лесных участков от 18.04.2012 N 1343 без проведения торгов.
Договор заключен в отношении лесных участков общей площадью 50,2095 га, кадастровые номера земельных участков: 29:12:010408:4, 29:12:010501:70, 29:12:010203:97, 29:12:010203:98, 29:12:010203:100, 29:12:010203:99. Срок действия договора установлен до 25.07.2017.
Распоряжением министерства от 16.08.2017 N 1332р срок пользования лесными участками, предоставленными в аренду обществу, продлен до 25.07.2020 (на срок действия лицензии от 18.08.2015 АРХ 00429 ТЭ).
Обществом и министерством подписано дополнительное соглашение от 22.08.2017 N 1 к договору аренды от 18.04.2012 N 1343, которым срок действия договора установлен до 25.07.2020.
Указанное дополнительное соглашение направлено для государственной регистрации в управление, которое отказало в его регистрации.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2019 года в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения управления от 24.07.2018, оформленное уведомлением N 29/003/007/2018-669 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения N 1 к договору аренды лесного участка от 18.04.2012 N 1343, отказано. При этом суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что по окончании срока действия договора аренды от 18.04.2012 N 1343 общество имело право на заключение нового договора аренды, а возможность продления срока действия договора аренды путем заключения дополнительного соглашения не предусмотрена нормами ЛК РФ.
В ответ на обращение общества от 03.04.2019 N 12 министерство письмом от 06.05.2019 N 204-12/4202 сообщило заявителю о необходимости обратиться в министерство за заключением нового договора аренды с учетом требований статьи 74 ЛК РФ.
Общество обратилось в министерство с письмом от 06.06.2019 N 6-Л и с заявлением от 06.06.2019 N 5-Л, в котором просило предоставить в аренду без проведения аукциона лесные участки с кадастровыми номерами 29:12:010408:4, 29:12:010203:99 и 29:12:010203:100.
Министерство, рассмотрев заявление общества, направило последнему распоряжение от 05.07.2019 N 798р об отказе в предоставлении лесного участка в аренду для разведки и добычи полезных ископаемых. В качестве основания отказа в распоряжение отражено предоставление заявителем недостоверных сведений (испрашиваемый участок не образован в государственном лесном реестре). При этом в распоряжении приведена ссылка на статьи 25, 43, 74 ЛК РФ, Приказ Минприроды России от 28.10.2015 N 445 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Приказ N 445), приказ Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" (далее - Приказ N 693), административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам и юридическим лицам лесных участков, распоряжение которыми относится к компетенции органов государственной власти Архангельской области, в аренду без проведения торгов (далее - Административный регламент), утвержденный Указом Губернатора Архангельской области от 25.05.2012 N 64-у.
Не согласившись с данным распоряжением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, возложив на министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов определен статьей 74 ЛК РФ, которая в числе прочего устанавливает перечень условий, совокупность которых свидетельствует о имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок (часть 2).
Согласно части 3 названной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
На основании содержания оспариваемого распоряжения суд первой инстанции верно установил, что министерство, сославшись на статью 74 ЛК РФ, не указало в распоряжении на невыполнение обществом какого-либо из условий заключения договора аренды, перечисленных в части 2 статьи 74 Кодекса.
Приказ N 445, на который имеется ссылка в оспариваемом распоряжении министерства, отменен приказом Минприроды России от 22.01.2019 N 32, то есть до издания оспариваемого распоряжения.
Ссылка ответчика в оспариваемом распоряжении на Приказ N 693, поскольку данным Приказом не регулируются порядок и основания заключения договоров аренды лесных участков без проведения торгов, также не свидетельствует об обоснованности оспариваемого распоряжения.
Как определено пунктом 11 Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются: 1) заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ (далее - договор N 1); 2) заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов в соответствии со статьей 74 ЛК РФ (далее - договор N 2); 3) заключение договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ (далее - договор N 3); 4) решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ (далее - решение N 1); 5) решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду на новый срок без проведения торгов в соответствии со статьей 74 ЛК РФ (далее - решение N 2); 6) решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду для выполнения изыскательских работ (далее - решение N 3).
На основании пояснений заявителя, совокупного анализа положений статей 73.1 и 74 ЛК РФ, а также содержания оспариваемого распоряжения суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общество обратилось в министерство за получением государственной услуги - заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов в соответствии со статьей 74 ЛК РФ (то есть договора N 2).
Вопреки позиции подателя жалобы, из буквального содержания распоряжения министерства также следует, что заявление общества рассмотрено на соответствие названной статье Кодекса.
Тот же вывод усматривается и в совокупности с имевшей место перепиской сторон (в частности письмо министерства от 06.05.2019), распоряжением министерства от 16.08.2017 о продлении срока пользования лесными участками.
Доводы подателя жалобы об ином противоречат фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, обоснованность вывода суда не опровергают.
В силу пункта 27 Административного регламента приведенное в оспариваемом распоряжении основание для отказа в предоставлении государственной услуги (предоставление заявителем недостоверных сведений) предусмотрено в подпунктах "в" подпунктов 1 и 3 названного пункта, устанавливающих основания отказа в заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ и в заключении договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ.
Для обращений за предоставлением государственной услуги в соответствии со статьей 74 ЛК РФ такого основания отказа как предоставление заявителем недостоверных сведений подпунктом 2 пункта 27 Административного регламента не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно заключил, что министерство отказало заявителю в предоставлении лесного участка в аренду без законных оснований.
Доводы ответчика о том, что в силу выданной обществу лицензии АРХ 00429 ТЭ права аренды должны быть получены на всю площадь месторождения (6 участков, а не 3 участка, указанных в обращении заявителя), обоснованно отклонены судом.
Вопреки позиции подателя жалобы, положения статьи 74 ЛК РФ такого условия не содержат.
Кроме того, согласно пункту 1.4 лицензионного соглашения участку недр, передаваемому в пользование по настоящей лицензии, предоставляется статус горного отвода. Площадь горного отвода составляет 91,58 га.
Таким образом, договор аренды лесных участков от 18.04.2012 N 1343 также был заключен в отношении лесных участков, площадью значительно меньше площади горного отвода (6 лесных участков общей площадью 50,2095 га). Однако это обстоятельство не явилось препятствием для заключения договора аренды лесных участков.
В рассматриваемом обращении общество просило о заключении договора аренды лесных участков (с кадастровыми номерами 29:12:010408:4, 29:12:010203:99 и 29:12:010203:100 общей площадью 37,6286 га), которые арендовались по договору аренды от 18.04.2012 N 1343.
Ссылка министерства на то, что без проектирования нового участка, состоящего из трех кадастровых номеров, и без подачи заявки на изготовление соответствующей проектной документации именно на такую площадь, предоставление испрашиваемых трех лесных участков в аренду невозможно, правомерно не принята судом на основании положений статей 7, 67, 92 ЛК РФ с учетом постановки всех рассматриваемых участков на государственный кадастровый учет.
В связи с изложенным является верным вывод суда о том, что указание в оспариваемом распоряжении на то, что испрашиваемый лесной участок не образован в государственном лесном реестре, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законность указанных в оспариваемом распоряжении оснований отказа в предоставлении лесного участка в аренду министерством не доказана, при этом судом установлено нарушение оспариваемым распоряжением прав и законных интересов общества, требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Возражений против возложения на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества без указания конкретного способа такого устранения апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 декабря 2019 года по делу N А05-10515/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10515/2019
Истец: ООО "НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: НАО Управление Росреестра по Архангельской области и, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу