город Омск |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А81-8144/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-689/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2019 по делу N А81-8144/2019 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазмонтаж" (ИНН 8905030310, ОГРН 1028900704216) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901002135, ОГРН 1028900509538) о признании недействительным решения об отказе в государственном кадастровом учета и государственной регистрации прав, изложенном в уведомлении от 11.07.2019 NКУВД-001/2019-1112847/7,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазмонтаж" (далее - заявитель, ООО "Нефтегазмонтаж", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, Управление Росреестра по ЯНАО, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности ООО "Нефтегазмонтаж" на объект недвижимого имуществ - сооружение с индивидуальным наименованием: "Наружный газопровод к котельной ООО "Нефтегазмонтаж" шкафное ГРПШ", расположенный по адресу: 629800, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промзона, панель 11, изложенное в Уведомлении N КУВД-001/2019-1112847/7 от 11.07.2019, принятое Управлением Росреестра по ЯНАО.
В качестве способа восстановления нарушенного права просило обязать Управление Росреестра по ЯНАО произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрации права собственности ООО "Нефтегазмонтаж" на объект недвижимого имуществ - сооружение с индивидуальным наименованием: "Наружный газопровод к котельной ООО "Нефтегазмонтаж" шкафное ГРПШ", расположенный по адресу: 629800, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промзона, панель 11.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2019 по делу N А81-8144/2019 требования ООО "Нефтегазмонтаж" удовлетворены; признано недействительным решение Управления, изложенное в уведомлении от 11.07.2019 N КУВД-001/2019-1112847/7; суд обязал регистрирующий орган устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Нефтегазмонтаж".
Этим же судебным актом с Управления в пользу ООО "Нефтегазмонтаж" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.; Обществу возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование жалобы Управление ссылается на то, что Обществом не были представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых возведен объект недвижимости - "Наружный газопровод к котельной ООО "Нефтегазмонтаж" шкафное ГРПШ" низкого давления (менее 0,005 МПа) - рабочее давление газа (максимальное) 0,002 МПа (0,02 кгс/см кв.), протяженностью 368 м, (далее - газопровод, сооружение, линейный объект).
Регистрирующий орган отмечает, что земельные участки с кадастровыми номерами 89:12:111111:23, 89:12:111111:56, 89:12:111111:80 не принадлежат ООО "Нефтегазмонтаж"; представленные договоры от 28.02.2019 N 1/2019 и N 1/19 не зарегистрированы в установленном порядке.
Кроме того, податель жалобы указывает, что ООО "Нефтегазмонтаж" в реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе не значатся.
От ООО "Нефтегазмонтаж" поступил письменный отзыв и письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Общества, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие его обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Нефтегазмонтаж" в июле-августе 2012 года за счет собственных средств, с привлечением специализированных организаций, имеющих соответствующие допуски на выполнение отдельных видов работ, построен линейный объект - "Наружный газопровод к котельной ООО "Нефтегазмонтаж" шкафное ГРПШ" низкого давления (менее 0,005 МПа) с максимальным рабочим давлением 0,002 МПа (0,02 кгс/см2) общей протяженностью 368 метров (далее по тексту - газопровод, сооружение, линейный объект или объект), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск, промзона, панель 11.
01.02.2019 ООО "Нефтегазмонтаж" обратился в Ноябрьский отдел Управления Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на недвижимое имущество - на газопровод, которое было зарегистрировано в книге учета входящих документов N КУВД-001/2019 запись N 1112847, о чём ему была выдана расписка.
Уведомлением (без даты его вынесения) Управление Росреестра по ЯНАО, уведомило заявителя о приостановлении осуществления действий по заявлению начиная с 11.02.2019 на три месяца - до 11.05.2019.
В качестве оснований приостановления регистрационных действий в уведомлении было указано на то, что:
- земельные участки с кадастровыми номерами 89:12:111111:23, 89:12:111111:56 и 89:12:111111:80, на которых расположен объект, не принадлежат на каком-либо из прав заявителю и последний не предоставил документов, подтверждающих правомерность занятия/использования газопроводом части чужих земельных участков;
- спорный линейный объект (сооружение): наружный газопровод к котельной ООО "Нефтегазмонтаж" шкафное ГРПШ, назначение: 7.7. сооружения трубопроводного транспорта адрес: Ямало-ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промзона, панель 11 не подпадает под пункт 7 Постановления Правительства ЯНАО от 18.02.2016 N 113-П, в котором в качестве одного из случаев, для которых получение разрешения на строительство не требуется, относятся случаи строительства и (или) реконструкции подземных, наземных, надземных газопроводов с рабочим давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, сооружений и газорегулирующего оборудования на указанных газопроводах, а также средств электрохимической защиты от коррозии таких газопроводов, выполняемые газораспределительными организациями, определенными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" и включенными федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций, поскольку, как указывает государственный регистратор в уведомлении, ни ООО "Нефтегазмонтаж" (заказчик - строительства газопровода), ни ООО "Газтехносервис" (генподрядчик) в таком реестре субъектов естественных монополий не значатся.
21.03.2019 ООО "Нефтегазмонтаж" обратился с заявлением о приобщении документов, возобновлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав (о возобновлении регистрационных действий), при этом предоставил для регистрации правоустанавливающие документы в отношении земельных участков с кадастровым номером 89:12:111111:56 и 89:12:111111:80 - заключенные 28.02.2019 ООО "Нефтегазмонтаж", соответственно, с ООО "СибЭнергоМонтаж" договор N 1/19 и с ООО "Профессионал-Плюс" договор N 1/2019.
В отношении собственника земельного участка с кадастровым номером 89:12:111111:23 - ООО "Ямалспецстройтранссервис", представлена выписка из ЕГРЮЛ от 19.02.2019, согласно которой общество - ООО "Ямалспецстройтранссервис" (ИНН 8905039496 ОГРН 1068905015706) с 12.05.2016 прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда ЯНАО по делу А81- 6295/2013 о завершении конкурсного производства.
В части подтверждения того, что строительство газопровода осуществлялось лицами, отвечавшими требованиям законодательства заявителем на регистрацию дополнительно были представлены договор подряда N 44 от 27.07.2011, заключенный истцом с ООО "Интер Строй" (Подрядчик), а также свидетельство N С-077-7722532078- 25122009-090/3 от 24.06.2011, выданное подрядчику (ООО "Интер Строй") о допуске последнего к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в качестве одного (одних) из которых пунктами 19 (19.1-19.10) приложения к свидетельству в качестве наименования работ указываются работы, связанные с устройством наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно (пункт 19.1), от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно (пункт 19.2), от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа) и до 1,6 МПА включительно (для сжиженного газа).
Указанное заявление от 21.03.2019 зарегистрировано в книге учета входящих документов N КУВД-001/2019 за номером записи N3407469, о чём заявителю выдана расписка.
28.03.2019 уведомлением N КУВД-001/2019-1112847/3 Управление Росреестра приостановило действия по регистрации начиная с 28.03.2019 и до 11.05.2019.
В качестве оснований приостановления регистрационных действий в уведомлении указано на то, что:
- заявителем не представлено документов, подтверждавших его право (как застройщика) на земельные участки с кадастровым номером 89:12:111111:23, 89:12:111111:56 и 89:12:111111:80 на момент строительства и его окончания;
- из технического плана сооружения от 29.01.2019 следовало, что разрешения на строительство не требовалось в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства ЯНАО от 18.02.2016, однако по акту приемки законченного строительством объекта последний был принят (введен) в эксплуатацию приемочной комиссией 29.08.2012 - до принятия указанного постановления.
Заявителем 24.04.2019 при подаче очередного заявления о приобщении документов и о возобновлении регистрационных действий (регистрация в КУВД-001/2019 N 5118032) в регистрирующий орган предоставлены согласия каждого из собственников земельных участков (89:12:111111:23, 89:12:111111:56 и 89:12:111111:80) на строительство, размещение и последующую эксплуатацию сооружения на условиях безвозмездного пользования от 01.07.2012 (даны да начала строительства газопровода).
26.04.2019 Управление Росреестра, уведомлением N КУВД-001/2019-1112847/4, приостановил регистрационные действия до 11.05.2019, указав на непредставление правоустанавливающих документов по земельному участку с кадастровым номером 89:12:111111:56, подтверждающих какое-либо право за ООО "Нефтегазмонтаж", предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации).
30.04.2019 заявителем повторно (ранее направлялись 24.04.2019) представлено согласие на строительство, размещение и последующую эксплуатацию сооружения (газопровода) на условиях безвозмездного пользования, выданное 01.07.2012 Тарахомой В.И., которая в период строительства газопровода являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 89:12:111111:56, в последующем права на который приобрело ООО "Профессионал плюс". В получении дополнительных документов и заявления о приобщении документов и возобновлении регистрационных действий выдана расписка от 30.04.2019 (регистрация в КУВД-001/2019 N 5372675).
Уведомлением от 30.04.2019 исх. N КУВД-001/2019-1112847/5 до Общества было доведено о приостановлении регистрационных действий до 11.05.2019, с указанием на то, что возобновление государственной регистрации невозможно по следующим причинам:
- на момент создания (строительства) объекта должны применять действовавшие в тот период нормы права, то есть требовалось разрешение на строительство линейного объекта и на его ввод в эксплуатацию;
- наружный газопровод является вновь созданным объектом и относится к недвижимому имуществу, следовательно, должен быть построен и введен в эксплуатацию со всеми требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а именно его статей 51 и 55.
При этом Управлением сделан вывод, что Обществом не была соблюдена административная процедура узаконения возведенного объекта недвижимости - то есть, что Общество не обращалось в органы местного самоуправления - в администрацию муниципального образования в порядке статьи 51 ГрК РФ с заявлением о получении разрешения на строительство и статьи 55 ГрК РФ о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
08.05.2019 Общество обратилось с заявлением в регистрирующий орган о приостановлении регистрационных действий еще на 2 месяца, то есть до 11.07.2019 (регистрация в КУВД-001/2019 N 5580269), на основании которого Уведомлением от 13.05.2019 исх. N КУВД-001/2019-1112847/6 совершение регистрации приостановлено до 11.07.2019.
24.05.2019 заявитель обратился в органы местного самоуправления - к Главе администрации г. Ноябрьска с заявлением о выдаче разрешений на строительство (статья 51 ГрК РФ) и на ввод в эксплуатацию (статья 55 ГрК РФ), приложив к обращению полный пакет документов.
05.06.2019 Обществу за исх. N 201/111-И был дан ответ на его обращение от 24.05.2019, из которого следует, что в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно, выдача разрешения не требуется.
Помимо того, согласно указанному ответу в силу положений постановления Правительства ЯНАО от 18.02.2016 N 113-П, которым утвержден Перечень иных случаев, для которых не требуется разрешение на строительство, разрешение на строительство не требуется в случае строительства (или) реконструкции газораспределительными организациями, включенными федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий на основании постановления Правительства РФ от 17.05.20002 N 317, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций, подземных, наземных, надземных газопроводов с рабочим давлением до 1,2 МПа включительно, сооружений и газорегулирующего оборудования на указанных газопроводах.
09.07.2019 Общество, с учетом полученного ответа (исх. N 201/111-И от 05.06.2019) о том, что разрешение на строительство такого рода сооружений в настоящее время не требуется, а также после проведения технического освидетельствования линейного объекта (Акт от 31.05.2019), согласно которому рабочее давление объекта "Наружный газопровод к котельной ООО "Нефтегазмонтаж" шкафное ГРПШ" составляет менее 0,005 МПа, объект относится к газопроводам низкого давления - рабочее давление газа (максимальное) 0,002 МПа (0,02 кгс/см2), снова обратился с заявлением о приобщении документов и о возобновлении регистрационных действий (регистрация в КУВД-001/2019 N 8330728), к которому в качестве дополнительных документов приобщил заявление Главе администрации города о выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию спорного объекта с ответом на него об отсутствии необходимости получения таковых, а также Акт технического освидетельствования объекта от 31.05.2019.
11.07.2019 регистрирующим органом отказано в постановке на государственный кадастровый учет спорного объекта и государственной регистрации права собственности на него за ООО "Нефтегазмонтаж", о чем вынесено соответствующее уведомление N КУВД-001/2019-1112847/7, в котором в качестве обоснования принятого решения указано на то, что представленные документы, в том числе дополнительно представленные 09.07.2019, не устраняют препятствия для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав.
Как и ранее (при принятии решений о приостановлении регистрации) регистрирующий орган указал в качестве оснований отказа на отсутствие правоустанавливающих документов, предусмотренных частью 2 статьи 14 Закона о регистрации.
Полагая, что отказ Управления, изложенный в уведомлении от 11.07.2019 N КУВД-001/2019-1112847/7, является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем Управление Росреестра по ЯНАО не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования принятого по делу решения.
Проверив законность и обоснованность решения по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 2, частью 6 статьи 1 указанного закона ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с упомянутым Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с упомянутым законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В свою очередь, под государственным кадастровым учетом в силу статьи 1 Закона N 218-ФЗ понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Статьей 13 Закона N 218-ФЗ предусматривается, что внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Как установлено частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество (пункт 6); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
В силу пункта 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
По смыслу действующего законодательства, действия по государственной регистрации права и государственному кадастровому учету могут быть оспорены в суде при наличии доказательств совершения таких действий с нарушением требований закона.
Как было выше сказано, согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ. В числе таких документов - оснований указаны, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Порядок возведения зданий, сооружений и их ввода в эксплуатацию предусмотрен ГрК РФ.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 3, 4.4, 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Как следует из уведомления от 11.07.2019 N КУВД-001/2019-1112847/7 основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав послужило, в том числе, отсутствие разрешения на строительство объекта.
Суд апелляционной инстанции расценивает данное основание в качестве необоснованного, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в июле-августе 2012 года за счет собственных средств, с привлечением специализированных организаций, имеющих соответствующие допуски на выполнение отдельных видов работ, построен линейный объект - "Наружный газопровод к котельной ООО "Нефтегазмонтаж" шкафное ГРПШ", расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промзона, панель 11.
29.08.2012 объект системы газоснабжения "Наружный газопровод к котельной "Нефтегазмонтаж" шкафное ГРПШ" принят и введен в эксплуатацию, что подтверждается Актом приемки законченного строительством объекта от 29.08.2019.
В тот же день на основании акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (приложение Б (обязательное) к СНиП 42-01-2002) от 29.08.2019 принят объект: "Техническое перевооружение автономного теплоснабжения ООО "Нефтегазмонтаж".
Из представленной в материалы дела проектной документации в отношении объекта: "Техническое перевооружение автономного теплоснабжения ООО "Нефтегазмонтаж" шифр 113/11-ПР-ПЗ следует, что проект выполнен в целях газоснабжения автономной котельной Общества на основании задания на проектирование и на основании технический условий от 20.04.2011 N 004-2011.
Согласно указанной проектной документации газоснабжение котельной предусматривается от наружных сетей газоснабжения, газопровод запроектирован из стальных водогазопроводных труб по ГОСТ 3262-75 и стальных электросварочных труб по ГОСТ 10704-91; отметки газопровода, прокладываемого внутри котельной, выбираются по месту; газопровод прокладывается в футляре в местах прохода через стену.
Обстоятельства того, что газопровод является объектом вспомогательного значения, построен и возводился для непосредственного газоснабжения и обслуживания здания стационарной Кислородоазотодобывающей станции мод. СКДС-70М2, общей площадью 259 кв.м, находящегося по адресу: Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промузел Пелей, панель XI, подтверждается также заключением экспертизы промышленной безопасности N 04/11 от 19.07.2011, техническим планом сооружения от 29.01.2019.
Газоснабжение указанных зданий осуществляется через построенный газопровод, который эксплуатирует Общество и несет все необходимые расходы по его содержанию, о чем свидетельствует схема границ разделов балансовой принадлежности от 2012 года, справка ОАО "Ноябрьскгазсервис" от 21.05.2019 N 12/19 о транспортировке Обществу газа в соответствии с договором транспортировки природного газа N ТГ 56/2019 от 17.12.2018, акт технического освидетельствования газопровода от 31.05.2019.
Таким образом, объект системы газоснабжения "Наружный газопровод к котельной "Нефтегазмонтаж", шкафное ГРПШ" является сооружением вспомогательного использования и в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ не требует получения на строительство.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание обстоятельства того, что на момент принятия оспариваемого отказа в часть 17 статьи 51 ГрК РФ введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ пункт 4.4, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.
Согласно проектной и исполнительной документации, рабочее давление объекта "Наружный газопровод к котельной ООО "Нефтегазмонтаж" шкафное ГРПШ" составляет менее 0,005 МПа, объект относится к газопроводам низкого давления - рабочее давление газа (максимальное) 0,002 МПа (0,02 кгс/см2).
Таким образом, доводы Управления о том, что Обществу необходимо было представить разрешение на строительство объекта являются несостоятельными, позиция регистрирующего органа относительно того, что Управлением правомерно применена редакции статьи 51 ГрК РФ на период строительства объекта (2012 год) основана на ошибочном толковании норм права.
Вопреки мнению заинтересованного лица, на момент принятия соответствующего решения Управлению следует применять положений действующих норм права.
Обстоятельства того, что ООО "Нефтегазмонтаж" в реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе не значится, не имеет правового значения, поскольку суд апелляционной инстанции исходит из необходимости применения ни Постановления Правительства ЯНАО от 18.02.2016 N 113-П, содержащего такое условие, а подпункта 4.4, пункта 17 статьи 51 ГрК РФ, действовавшего в редакции на момент принятия оспариваемого отказа.
В апелляционной жалобе Управление также ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 89:12:111111:23, 89:12:111111:56, 89:12:111111:80 не принадлежат ООО "Нефтегазмонтаж"; представленные договоры от 28.02.2019 N 1/2019 и N 1/19 не зарегистрированы в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции расценивает данное основание в качестве необоснованного, исходя из следующего.
Согласно Техническому плату сооружения от 29.01.2019 объект недвижимого имущества - газопровод расположен в пределах 3 смежных земельных участков с кадастровыми номерами 89:12:111111:23, 89:12:111111:56, 89:12:111111:80, права собственности на которые, согласно выписок из ЕГРН, зарегистрированы за:
- ООО "Ямалспецстройтранссервис" земельный участок с кадастровым номером 89:12:111111:23 (государственная регистрация права N 89-89-07/017/2011-337 от 22.08.2011, выписка из ЕГРН от 18.02.2019 NКУВИ-001/2019-3711258);
- ООО "Профессионал-плюс" земельный участок с кадастровым номером 89:12:111111:56 (государственная регистрация права N 89/007/2017-2 от 08.11.2017, выписка из ЕГРН от 18.02.2019 N КУВИ-001/2019-3711878), который ранее, в том числе в период строительства газопровода, принадлежал физическому лицу Тарахоме В.И.;
- ООО "СибЭнергоМонтаж" земельный участок с кадастровым номером 89:12:111111:80 (государственная регистрация права N 89-89-07/013/2010-086 от 07.10.2010, выписка из ЕГРН от 18.02.2019 N КУВИ-001/2019-3712378).
В целях согласования размещения объекта на указанных земельных участках 01.07.2012 Обществом получены письменные разрешения на строительство, размещение и последующую эксплуатацию сооружения на условиях безвозмездного пользования земельными участками, от собственников земельных участков ООО "Ямалспецстройтранссервис", Тарахомы В.И., а также ООО "СибЭнергоМонтаж".
В последующем в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 89:12:111111:56, 89:12:111111:80 Обществом заключены договоры безвозмездного пользования от 28.02.2019 с ООО "СибЭнергоМонтаж" (договор N 1/19 от 28.02.2019) и ООО "Профессионал-Плюс" (договор N 1/2019 от 28.02.2019).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 19.02.2019 ООО "Ямалспецстройтранссервис", являвшийся собственником земельного участка с кадастровым номером 89:12:111111:23, с 12.05.2016 прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией.
По указанной причине между Обществом и ООО "Ямалспецстройтранссервис" соответствующий договор на использование земельного участка не заключался.
Как следует из пояснений Общества и электронных материалов дела N А81-6295/2013 (дело о несостоятельности ООО "Ямалспецстройтранссервис"), в ходе процедуры конкурсного производства в конкурсную массу включена дебиторская задолженность, здание РММ, нежилое, общей площадью 352,3 кв.м, кадастровый номер N 89:12:111108:646, земельный участок, общей площадью 3 730 кв., кадастровый N 89:12:111111:23; находящиеся по адресу: ЯНАО. г. Ноябрьск, Промзона, панель XI.
Дебиторская задолженность списана конкурсным управляющим.
Торги посредством публичного предложения по реализации лота N 1: земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического производственного снабжения, сбыта и заготовок 3730 кв.м, по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск. промузел Пелей, панель XI, кадастровый N 89:12:111111:23; Здание РММ, нежилое, 352,3 кв.м по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, Промзона, панель XI, кадастровый N 89:12:111108:646, признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок на приобретение имущества должника (объявление о проведении торгов на ЕФРСБ N 674185 от 17.07.2015).
Поскольку конкурсные кредиторы от принятия названного имущества отказались, данное имущество конкурсным управляющим ООО "Ямалспецстройтранссервис" было передано учредителю должника Самородскому С.Г.
Между тем право собственности на указанные объекты за последним не зарегистрировано.
Использование Обществом земельного участка с кадастровым номером 89:12:111111:23 на период эксплуатации объекта было согласовано ООО "Ямалспецстройтранссервис" в лице его генерального директора и единственного участника Самородского С.Г., что подтверждается согласием на строительство, размещение и последующую эксплуатацию сооружения на условиях безвозмездного пользования земельным участком от 01.07.2012, а также согласием Самородского С.Г. на размещение объекта и безвозмездное пользование земельным участком от 18.11.2019.
Относительно отсутствия регистрации договором безвозмездного пользования земельными участками с кадастровыми номерами 89:12:111111:23, 89:12:111111:56 суд апелляционной инстанции полагает возможным применить положения пункта 14 постановления Пленума от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которым в случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего.
Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 этого Кодекса не имеется. В силу статьи 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.
Обстоятельства того, что настоящие договоры не были зарегистрированы в установленном порядке применительно к рассматриваемой ситуации не являются основанием для вывода об отсутствии правоустанавливающих документов на земельные участки.
Более того, суд апелляционной инстанции усматривает, что уведомление от 11.07.2019 N КУВД-001/2019-1112847/7 не содержит четкого указание на отсутствие правоустанавливающих документов в отношении земельных участков, регистрирующий орган ограничился указанием на положения части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ; уведомление от 30.04.2019 N КУВД-001/2019-1112847/5 не содержало указаний на отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, а лишь указывало на отсутствие разрешения на строительство объекта.
Таким образом, с учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Управления Росреестра об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении от 11.07.2019 N КУВД-001/2019-1112847/7 не является мотивированным и обоснованным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не распределяются в силу освобождения Управления от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2019 по делу N А81-8144/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-8144/2019
Истец: ООО "Нефтегазмонтаж"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Ноябрьский городской суд, Ноябрьский отдел Управления Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу, Скороход Игорь Викторович
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2301/20
11.03.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-689/20
09.12.2019 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-8144/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-8144/19