город Томск |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А03-15674/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (N 07АП-1362/2020) на решение от 23.12.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15674/2019 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению Управления имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании незаконным решения,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Алтайского края (далее - заявитель, Алтайкрайимущество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Росреестр, Управление) с заявлением о признании незаконным решения о приостановлении осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:030320:51, расположенного по адресу, г. Барнаул, ул. Попова, д.208, выразившегося в уведомлении N 22/19-25049 от 22.07.2019.
В ходе судебного разбирательства Алтайкрайимущество уточнило заявленные требования: просило признать незаконным решение от 22.10.2019 N 22/19-64629 об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:030320:51, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, 208.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.12.2019 заявленные требования удовлетворены, решение Росреестра от 22.10.2019 N 22/19-64629 об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:030320:51, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, 208, признано незаконным. На Росреестр возложена обязанность осуществить действия по снятию с государственного кадастрового учета спорного объекта недвижимости.
Не согласившись с принятым судебным актом, Росреестр обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявитель не обращался в Росреестр с заявлением о прекращении права собственности на объект недвижимого имущества. Заявителем не обоснована позиция о том, что не собственник имеет право осуществить снятие с государственного кадастрового учета без документов подтверждающих право или удостоверяющих право собственности на объект недвижимости, в отношении которого подано заявление о снятии с государственного кадастрового учета.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Алтайкрайимущество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая, что отказ Управления в снятии несуществующего объекта с кадастрового учета приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, а также препятствует Алтайкрайимуществу реализовать законодательно возложенные полномочия по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.07.2019 Алтайкрайимущество обратилось в Управление с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:030320:51, расположенного по адресу, г. Барнаул, ул. Попова, д.208, в связи с фактическим отсутствием объекта незавершенного строительства.
Управление Росреестра по Алтайскому краю направило в адрес Алтайкрайимущество уведомление от 22.07.2019 N 22/19-25049 о приостановлении осуществления действий до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до 22.10.2019.
Поскольку причины, препятствующие осуществлению действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, указанные в уведомлении от 22.07.2019 N 22/19-25049, не были устранены, Управление на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) отказало в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета спорного объекта недвижимости.
Посчитав решение Управления об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости несоответствующим действующему законодательству и нарушающего права и законные интересы, Алтайкрайимущество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Росреестра правовых оснований для отказа заявителю в государственной регистрации прекращения права аренды на спорный земельный участок.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о регистрации под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из материалов дела следует, что Заявитель предоставил вместе с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта акт обследования от 13.06.2019, выполненный ведущим специалистом Г.А. Бутом, согласно которому спорный земельный участок частично огорожен, свободен от строений; на территории расположены: железобетонные плиты, металлические трубы, строительный и бытовой мусор; участок занят древесно-кустарниковой растительностью.
В силу пункта 7 части 4 статьи 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Часть 3 статьи 14 указанного закона предусматривает перечень случаев, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в частности, в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН (подпункт 3). При этом основанием для осуществления такой регистрации являются акты обследования недвижимости (пункты 7 и 8 части 2 статьи 14 названного закона).
Частью 1 статьи 23 Закона о регистрации установлены требования, предъявляемые к акту обследования, и предусмотрено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Исходя из названных норм права, законом определен порядок регистрации прав на объект, существование которого прекращено.
Апелляционной коллегией не принимается довод Управления о том, что отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности заявителя на спорный объект недвижимости, препятствует снятию его с кадастрового учета, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности заявителя на спорный объект недвижимости не препятствует его снятию с кадастрового учета, так как актом обследования от 13.06.2019 подтверждается отсутствие каких-либо строений.
Таким образом, запись в ЕГРН в отношении несуществующего объекта не может быть сохранена по причине ее недостоверности.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу, что действия Управления, выразившиеся в отказе в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:030320:51, расположенного по адресу, г. Барнаул, ул. Попова, д.208, противоречат положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15674/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15674/2019
Истец: Управление имущественных отношений Алтайского края (Алтайкрайимущество)
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК