город Ростов-на-Дону |
|
11 марта 2020 г. |
дело N А32-53093/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кладиновой Е.В.,
при участии:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - представитель Баркалова О.В. по доверенности, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Новороссийскгоргаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.12.2019 по делу N А32-53093/2018 по иску ООО "Жилищное управление Кубани" к АО "Новороссийскгоргаз" (ранее ОАО "Юггазсервис") о разрешении разногласий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Жилищное управление Кубани" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ОАО "Юггазсервис" (далее - ответчик) о заключении договора на техническое обслуживание инженерных систем газоснабжения и газового оборудования, входящих в общее имущество многоквартирных домов N 82422 от 02.02.2018 на условиях ООО "Жилищное управление Кубани", изложенных в протоколе разногласий от 16.07.2018, а именно: исключение из перечня инженерных систем газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, перечисленных в п. 1 договора, газопровода-ввода и сооружений на нем; исключение из обязанностей заказчика, перечисленных в п. 3.2 договора, обязанности по проведению за свой счет ремонта опор и креплений газопровода, а также по проведению за свой счет капитального ремонта и перекладки газопроводов, а также взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 6 000 руб.
Решением суда от 10.12.2019 урегулированы разногласия, возникшие между ООО "Жилищное управление Кубани", г. Краснодар (ОГРН/ИНН 1162315052240/2315989247) и ОАО "Юггазсервис", г. Новороссийск (ОГРН/ИНН 1022302378900/2315024898) при заключении (рассмотрении проекта) договора на техническое обслуживание инженерных систем газоснабжения и газового оборудования, входящих в общее имущество многоквартирных домов от 02.02.2018 N 82422. Исключены из перечня инженерных систем газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, перечисленных в п.1 договора, газопровод-ввод и сооружения на нем. Исключены из обязанностей заказчика, перечисленных в п. 3.2 договора, обязанности по проведению за свой счет ремонта опор и креплений газопровода, а также по проведению за свой счет капитального ремонта и перекладки газопроводов. С ОАО "Юггазсервис", г.Новороссийск (ОГРН/ИНН 1022302378900/2315024898) в пользу ООО "Жилищное управление Кубани", г. Краснодар (ОГРН/ИНН 1162315052240/2315989247) взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что на ООО "Жилищное управление Кубани", как на организацию, осуществляющую управление домом, возложена обязанность по надлежащему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома. Эксплуатационная ответственность ООО "Жилищное управление Кубани" по вопросам обслуживания сетей газоснабжения МКД распространяется на внутридомовое газового оборудование - газопровод-ввод. Исключение из обязанностей заказчика, перечисленных в п. 3.2. договора, обязанности по проведению за свой счет ремонта опор и креплений газопровода, заявитель считает невозможным. Указанный истцом в иске ремонт (опор и креплений газопровода) не входит в список работ по капитальному ремонту и в минимальный перечень выполняемых ответчиком работ, поэтому при его необходимости должен производиться за его счет.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Жилищное управление Кубани" по решению собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу:
г. Новороссийск, ул. Пионерская, д. N 39, является управляющей компанией.
В связи с этим, после принятия решения о выборе управляющей компании, истец обратился к ответчику о заключении договора на техническое обслуживание инженерных систем газоснабжения и газового оборудования, входящих в общее имущество многоквартирных домов. Проект договора на обслуживание инженерных систем газоснабжения и газового оборудования, входящих в общее имущество многоквартирных домов между истцом и ответчиком N 82422 от 02.02.2018, был получен истцом 20.06.2018.
Договор истцом подписан с учетом протокола разногласий от 16.07.2018 и направлен ответчику.
Данный протокол разногласий ответчик подписал с учетом согласования разногласий, которые истец получил 21.09.2018.
Не согласившись с протоколом урегулирования разногласий в части п. 1 договора, где отражено, что газопровод-ввод и находящиеся на нем сооружения должны входить в состав общего имущества многоквартирного жилого дома и в части п. 3.2 договора, где указано, что истец проводит за свой счет ремонт опор и креплений газопровода, а также проводит за свой счет капитальный ремонт и перекладку газопроводов, обратился с настоящим иском в суд.
При принятии решения суд руководствовался следующим.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 ГК РФ).
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210, п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления, в частности, технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 6 Правил N 410 установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования выполняются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Как следует из материалов дела, фактически разногласия сторон сводятся к вопросу о том, в чьей эксплуатационной ответственности находится газопровод - вод и сооружения на нем, а также за чей счет буде производится капитальный ремонт сетей газоснабжения и газопотребления.
Истец просил отнести спорный участок к зоне эксплуатационной ответственности ответчика.
По общему правилу внешней границей инженерных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома; границей эксплуатационной ответственности - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491)).
Для сетей газоснабжения установлено специальное правило: внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9 Правил N 491).
Внутридомовое газовое оборудование (далее - ВДГО) включает в себя являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги (абзац 4 пункту 2 Правил N 410).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации.
Определение различным участкам газопровода дано в п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, согласно которому:
- "сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий);
- "сеть газопотребления" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
- "газопровод внутренний" - газопровод, проложенный от внешней грани наружной конструкции газифицируемого здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Системы газораспределительные. Термины и определения" ГОСТ Р 53865-2010, утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.09.2010 N 242-с, также различаются понятия сетей газораспределения, представляющих собой технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств; и сетей газопотребления - технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них.
При этом к сети газораспределения относятся, в том числе распределительный газопровод (газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода), газопровод-ввод (газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления), наружный газопровод (газопровод, проложенный вне зданий, до внешней границы наружной конструкции здания).
К сети газопотребления относятся, в том числе газоиспользующее оборудование (оборудование, в котором газ используется в качестве топлива), внутренний газопровод сети газопотребления (газопровод сети газопотребления, проложенный от внешней грани наружной конструкции здания до газоиспользующего оборудования), вводной газопровод (газопровод сети газопотребления, проложенный от места присоединения с газопроводом-вводом до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания).
Из разъяснений по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителями и заказчиками работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, данных в письме Минрегиона России от 18.10.2013 N 19706-ВГ/11, следует, что под сетью газораспределения понимается технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений и технических устройств. В свою очередь газопроводом-вводом является газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления, которая представляет собой технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них. Запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, является границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления.
Таким образом, запорный кран (отключающее устройство) представляет собой техническое устройство, отделяющее газопроводы внутридомового от внешнего распределительного, а также является приспособлением, с использованием которого осуществляется прекращение подачи газа к внутридомовому оборудованию.
Учитывая изложенное, в предмет доказывания по настоящему спору входит определение места нахождения внешней границы сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, а также вопрос, касающийся, относятся ли спорные участки сетей к внутридомовому газовому оборудованию с учетом положений законодательства, в которых содержится понятие ВДГО.
При исследовании разногласий по вопросу разграничения балансовой принадлежности необходимо установить местоположение первого запорного устройства от внешней газораспределительной сети с учетом пункта 9 Правил N 491 и пункта 2 Правил N 410, имеются ли предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для установления границы балансовой принадлежности по сетям газоснабжения за пределами точки соединения участков газопровода, где установлен запорный кран, в том числе выяснить, имеются ли предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 волеизъявление управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение состава общего имущества многоквартирного дома и может ли спорный участок газовых сетей относиться к иным объектам, предназначенным для обслуживания одного многоквартирного дома в соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил N 491.
Из материалов дела следует, что запорный кран располагается на стене дома.
В материалы дела не представлены документальные доказательства того, что собственниками спорного участка газопровода являются жильцы многоквартирного дома или то, что жилицы приняли решения принятия части газопровода в состав общедомового имущества.
Вопросы, урегулированные в ГОСТ Р 54983-2012, не нашли отражения в ГОСТ Р 54961-2012 (отсутствует разграничение между текущим и капитальным ремонтом), следовательно данные нормы ГОСТ Р 54983-2012, а также СП 62.13330.2011 - могут и должны применяться по аналогии как к сетям газораспределения, так и к сетям газопотребления.
ГОСТ Р 54961-2012 содержит конкретное указание о том, что организация выполнения газоопасных работ персоналом эксплуатационной организации должна осуществляться в соответствии с настоящим стандартом и ГОСТ Р 54983. К газоопасным работам, согласно данному пункту, относится, в том числе, ремонт и переустройство сетей газопотребления с прекращением и последующим возобновлением подачи газа, установкой и снятием заглушек на газопроводах, выполнением сварки и газовой резки.
Из положений Жилищного и Градостроительного кодексов РФ явно следует, что замена (ремонт) внутридомовых инженерных систем газоснабжения является капитальным ремонтом.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее-ЖК РФ) внесены изменения и дополнения в ЖК РФ в части организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов (далее - МКД).
В целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Краснодарского края Законодательным собранием Краснодарского края принят Закон от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2735-КЗ).
С целью формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2013 г. N 767-р создана некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" выполняет функции регионального оператора (далее -региональный оператор).
Региональный оператор принимает на себя обязанность обеспечить проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой и его финансирование за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного собственниками общего имущества в многоквартирных домах на счете регионального оператора.
Проведение капитального ремонта МКД согласно ЖК РФ, должно осуществляться в рамках единой региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД, включающей все МКД, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что истец не может осуществлять капитальный ремонт сетей газоснабжения и газораспределения (внутридомового газового оборудования) за свой счет.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание схемы расположения газового оборудования в многоквартирном доме, обслуживаемых истцом, как на внутренних, так и наружных стенах, суд первой инстанции пришел к выводу об исключении спорных пунктов 1, 3.2, договора и принятию в редакции исполнителя коммунальных услуг ООО "Жилищное управление Кубани".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к разногласиям сторон относительно эксплуатационной ответственности газопровода - ввода и сооружения на нем, а также выполнения капитального ремонта сетей газоснабжения и газопотребления.
Отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства N 491 от 13.08.2006).
Расположение первого запорного устройства определено актом осмотра, имеющимся в материалах дела - данное устройство - запорный кран, находится на стене дома.
Газопровод-ввод при этом относится к внешней газораспределительной сети, что указано в пункте 2 ГОСТ Р 53865-2010: Сеть газораспределения: Технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств.
Таким образом, газопровод-ввод относится к внешней газораспределительной сети и находится за внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества.
Соответственно, газопровод - ввод не может быть отнесен к общему имуществу собственников и не должен обслуживаться управляющей организацией многоквартирного дома (определение Верховного Суда РФ от 26.10.2015 N 309-ЭС15-12855).
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что газопровод-ввод и сооружения на нем находятся вне зоны эксплуатационной ответственности истца, в связи с чем, п.1. подлежит изложению в редакции истца.
Разногласия по второму пункту договора - п. 3.2., связанны с тем, за чей счет будет производиться капитальный ремонт и перекладка газопроводов, с проведением ремонта опор и креплений.
Судом установлено следующее.
Вопросы, урегулированные в ГОСТ Р 54983-2012, не нашли отражения в ГОСТ Р 54961-2012 (отсутствует разграничение между текущим и капитальным ремонтом), следовательно данные нормы ГОСТ Р 54983-2012, а также СП 62.13330.2011 - могут и должны применяться по аналогии как к сетям газораспределения, так и к сетям газопотребления.
ГОСТ Р 54961-2012 содержит указание о том, что организация выполнения газоопасных работ персоналом эксплуатационной организации должна осуществляться в соответствии с настоящим стандартом и ГОСТ Р 54983. К газоопасным работам, согласно данному пункту, относится, в том числе, ремонт и переустройство сетей газопотребления с прекращением и последующим возобновлением подачи газа, установкой и снятием заглушек на газопроводах, выполнением сварки и газовой резки.
Из положений Жилищного и Градостроительного кодексов РФ явно следует, что замена (ремонт) внутридомовых инженерных систем газоснабжения является капитальным ремонтом.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в ЖК РФ в части организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Краснодарского края Законодательным собранием Краснодарского края принят Закон от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края".
С целью формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2013 г. N 767-р создана некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" выполняет функции регионального оператора (далее - региональный оператор). Региональный оператор принимает на себя обязанность обеспечить проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой и его финансирование за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного собственниками общего имущества в многоквартирных домах на счете регионального оператора.
Проведение капитального ремонта МКД согласно ЖК РФ, должно осуществляться в рамках единой региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД, включающей все МКД, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в обязанности истца не входит выполнение за свой счет капитального ремонта и перекладки газопроводов с проведением ремонта опор и креплений. В связи с чем, выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N А32-53093/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53093/2018
Истец: ООО "Жилищное управление Кубани"
Ответчик: ОАО "Юггазсервис"