г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А42-241/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Куляевым С.Д. (до и после перерыва),
при участии:
от Администрация МО ЗАТО Александровск Мурманской области: Медведева Н.А. по доверенности от 26.02.2020;
от МКУ "СМИ ЗАТО Александровск": Медведева Н.А. по доверенности от 27.02.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1012/2020) Администрация муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2019 по делу N А42-241/2019, принятое
по иску ООО "УК "Домоуправление"
к Администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области
о взыскании
третье лицо: АО "АтомЭнергоСбыт" - Филиал "КолАтомЭнергоСбыт", МКУ "СМИ ЗАТО Александровск",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Домоуправление" (ИНН 5116001394, ОГРН 1155110010208; Мурманская область, г.Полярный, ул.Героев Тумана, д.1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с муниципального казенного учреждения "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" (ИНН 5112000632, ОГРН 1115110000345; Мурманская область, г.Снежногорск, ул.Флотская, д.9; далее - Учреждение) задолженности по коммунальной услуги по электроснабжению пустующих жилых помещений за период с января 2017 года по ноябрь 2018 года в сумме 3 490 995 руб. 34 коп.
Определением суда от 03.04.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (ОГРН 1105105000010, ИНН 5112032360; Мурманской области, г.Снежногорск, ул.Флотская, д.9; далее - Администрация) и акционерное общество "Атомэнергосбыт" (ИНН 7704228075, ОГРН 1027700050278; Москва, пр.Проектируемый 4062-й, д.6, стр.25) в лице филиала "Колатомэнергосбыт" (далее - АО "Атомэнергосбыт").
В порядке статей 47, 51 АПК РФ суд произвел замену ответчика - муниципального казенного учреждения "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" на надлежащего - муниципальное образование закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области в лице администрации муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (Мурманской области, г.Снежногорск, ул.Флотская, д.9; ОГРН 1105105000010, ИНН 5112032360; далее - Администрация), включив Учреждение в состав третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Решением суда от 21.11.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 21.11.2019, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В жалобе Администрация ссылается на то, что в отсутствие заключенных с ресурсоснабжающей организацией договоров реесурсоснабжения управляющая организация не может осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг. Податель жалобы указывает на то, что в спорный период между АО "Атомэнергосбыт" и истцом договор на приобретения электроэнергии для представления коммунальных услуг граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца не заключался, за исключением договора на общественные нужды, договор между Администрацией и АО "Атомэнергосбыт" на возмещение затрат пустующих жилых помещений также не заключался, исходя из чего АО "Атомэнергосбыт" в отсутствие прямого договора энергоснабжения является исполнителем коммунальных услуг. Ответчик ссылается на то, что истцом не представлены доказательства включения АО "Атомэнергосбыт" в расчет по взысканию сумм, приходящихся на пустующие помещения, и фактическое взыскание данных сумм. Кроме того, по мнению подателя жалобы, истцом применены нормативы с повышенным коэффициентом.
В отзыве истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 02.03.2020 объявлялся перерыв до 04.03.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчика и третье лицо поддержали доводы жалобы.
Истец и АО "Атомэнергосбыт" надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в городе Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области победителем признано ООО "УК "Домоуправление".
С 01.06.2015 Общество приступило к управлению многоквартирными домами на территории города Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области.
Учреждение (собственник) и Общество (управляющая компания) заключили договоры и контракты N ПЖ-17 от 21.07.2017, N ПЖ17.10 от 25.12.2017, N ПЖ17.12 от 02.04.2018, N ПЖ-18 от 21.05.2018, N ПЖ-18 от 13.12.2018 на оказание услуг по содержанию общего имущества, коммунальной услуги в части холодного водоснабжения и водоотведения, и коммунальные услуги на общедомовые нужды МКД г.Полярный ЗАТО Александровск в части пустующего муниципального имущества (жилые помещения), по условиям которых управляющая компания по заданию собственника в течение согласованного срока действия договора и контракта, за плату выполняет услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги.
В период с января 2017 года по ноябрь 2018 года Общество предоставляло в отношении многоквартирных домов, расположенных в городе Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области, услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, коммунальные услуги.
Постановлением Администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 24.04.2017 N 860 "О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО Александровск от 19.04.2011 N 801 "О создании муниципального казенного учреждения "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" муниципальному казенному учреждению "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" с 01.01.2017 передаются функции по исполнению расходных обязательств муниципального образования ЗАТО Александровск на содержание жилых и нежилых помещений и коммунальные услуги муниципальных помещений в доле незаселенных муниципальных жилых и пустующих муниципальных нежилых помещений многоквартирного дома, зданий сооружений, составляющие муниципальную казну ЗАТО Александровск.
Общество для принятия решения об оплате коммунальной услуги в части электрической энергии направляло в адрес МКУ "СМИ ЗАТО Александровск" расчеты и документы, подтверждающие основания для возмещения затрат, возникших с предоставлением коммунальных услуг в части электроснабжения пустующих муниципальных помещений, находящихся в многоквартирных домах города Полярный ЗАТО Александровск.
Ссылаясь на наличие затрат, подлежащих возмещению, связанных с предоставлением коммунальных услуг в части электроснабжения пустующих муниципальных помещений, находящихся в многоквартирных домах города Полярный ЗАТО Александровск за период с января 2017 года по ноябрь 2018 года в размере 3 490 995 руб. 34 коп. истец в адрес ответчика направил претензию, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги, при этом указанная обязанность собственника помещения возникает у него с момента возникновения права собственности на помещение.
В силу части 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти, органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Принадлежность муниципальному образованию ЗАТО Александровск пустующих жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах города Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. В ходе судебного разбирательства сторонами произведена сверка пустующих помещений, период пустования, площадей, при этом расхождений по окончательным уточнениям не установлено.
Факт оказания жилищно-коммунальных услуг по электроснабжению подтверждается материалами дела.
Из материалов дела следует, что в спорном периоде договор между Обществом и АО "Атомэнергосбыт" на поставку электрической энергии не заключался, за исключением договора на общедомовые нужды. Договор АО "Атомэнергосбыт" с ответчиком на возмещение затрат по пустующим жилым помещениям также не заключен и требования к ответчику со стороны ресурсоснабжающей организации (АО "Атомэнергосбыт") не предъявлялись. Каких-либо притязаний на задолженность по коммунальной услуге по электрической энергии за спорный период по данным помещениям, третье лицо не заявило. Доказательств выставления счетов согласно решению собственников о переходе на прямые платежи, в адрес собственника жилых пустующих помещений не представлено.
Согласно расчету Общества задолженность ответчика по оплате услуг в период с января 2017 года по ноябрь 2018 года составила 3 490 995 руб. 34 коп.
Администрация не оспаривает, что спорные жилые помещения не оборудованы приборами учета электрической энергии, либо в них имеются приборы учета с истекшим межповерочным интервалом, что исключает возможность принятия показаний к учету.
Согласно пункту 56 Правил N 354 если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей.
В соответствии с пунктом 56(2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с пунктом 86 Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Согласно пункту 92 Правил N 354 в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
Администрация не представила в материалы дела доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета электрической энергии, а также доказательств принятия мер к устранению неисправности приборов учета, оснований для проведения перерасчета в связи с отсутствием проживающих граждан не имелось. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ответчик представлял истцу документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства.
Доказательств того, что спорные квартиры были отключены от электроснабжения, в суд не представлено.
В связи с изложенным Общество правомерно применило в расчетах норматив потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента. При расчете размера платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества истец исходил из стоимости действующих тарифов и количества собственников пустующих помещений.
Суд принимает расчет истца как обоснованный, поскольку он согласуется с представленными истцом доказательствами, порядок расчета ответчиком не опровергнут, контррасчет не представлен.
Судом установлено, что счета за спорный период АО "Атомэнергосбыт" не выставлялись.
Согласно решениям Арбитражного суда Мурманской области по иску о взыскании с ООО "УК "Домоуправление" в пользу АО "Атомэнергосбыт" задолженности по делам N 42-8912/2017, N А42-489/2018, N А42-2219/2018, N А42-3670/2018, N А42-4704/2018, N А42-8453/2018, N А42-7461/2018 с истца как с исполнителя коммунальной услуги взыскана, в том числе задолженность, фактически приходящаяся на нежилые пустующие помещения, заявленная АО "Атомэнергосбыт" как сверхнормативное потребление, то есть фактически при взыскании задолженности с ООО "УК "Домоуправление" из расчетов не исключено потребление, приходящееся на жилые пустующие помещения, а поставленный ресурс взыскан в полном объеме как с исполнителя. Судами учтено, что помещения являлись пустующими.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, фактически сложившиеся договорные отношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией возможны и в отсутствие письменного договора, при этом внесение платы за электроэнергию жильцами домов напрямую ресурсоснабжающей организации не исключает наличия договорных отношений между истцом и ответчиком.
Законодательство допускает внесение платежей за коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. В то же время внесение платы в указанном порядке признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период). Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и рассчитываться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Установление порядка, при котором часть коммунальных услуг уплачивается потребителями непосредственно ресурсоснабжающим организациям, не изменяет статуса ответчика как исполнителя коммунальных услуг.
Правомерность квалификации отношений управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией как сложившихся договорных отношений по энергоснабжению мест общего пользования при отсутствии письменного договора подтверждена сложившейся судебной практикой.
Истец соответствует статусу исполнителя коммунальных услуг, определенному в пункте 2 Правил N 354, действует в интересах жильцов спорных домов, в отношении которых является управляющей организацией, и несет обязанность перед ресурсоснабжающей организацией, по своевременной оплате фактически полученного коммунального ресурса, в том числе поставленного на общедомовые нужды.
Учитывая вышеизложенное, суд считает Общество в настоящем деле надлежащим истцом.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Принадлежность муниципальному образованию ЗАТО Александровск пустующих жилых помещений, в отношении которых предъявлен иск, Администрацией признается.
Таким образом, исковые требования правомерно удовлетворены в размере 3 490 995 руб. 34 коп.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2019 по делу N А42-241/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-241/2019
Истец: ООО "УК "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "АтомЭнергоСбыт" - Филиал "КолАтомЭнергоСбыт", Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск"
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6997/20
11.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1012/20
21.11.2019 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-241/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-241/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-241/19