г. Пермь |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А60-58029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Поповой О.С.,
путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области,
при участии представителя истца, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, - Жумагуловой Ж.Т., представитель по доверенности от 10.01.2019,
представителя ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Пристань", - Уткина А.А., по доверенности от 14.10.2019, директора общества Черепанова П.В.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Пристань",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 декабря 2019 года
по делу N А60-58029/2019
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Пристань" (ОГРН 1036602270011, ИНН 6636006457)
о взыскании ущерба,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пристань" (далее - ООО "Пристань", общество, ответчик) о взыскании 1 056 334 руб. - ущерба от незаконной рубки деревьев.
Решением суда от 20.12.2019 исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Пристань" в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области взыскано 981 872 руб. 08 коп. ущерба, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Ответчик с решением суда от 20.12.2019 не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что в деле отсутствуют доказательства как вины ответчика, так и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными убытками. В возбуждении уголовного дела было отказано. Общество указывает на нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку акт от 10.07.2019 N 2 и акт осмотра от 09.07.2019, составлены в отсутствие ответчика, не извещенного о проведении проверки. Ответчик ссылается на необоснованное применения судом при расчете ущерба повышающего коэффициента 2,38, установленного в 2019, поскольку рубка произведена в 2018 году.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, выражает согласие с выводами суда первой инстанции и просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель) и ООО "Пристань" (арендатор) заключен договор от 26.12.2008 N 406, аренды лесного участка от площадью 2423,0 га, расположенного по адресу: Свердловская область, Артинский ГО, Красноуфимское лесничество, Артинское участковое лесничество, урочище ТОО "Артинское", в кварталах 1 - 15, согласно которому арендатору предоставлен лесной участок для заготовки древесины.
На основании приказа Министерства от 08.07.2019 N 70-ЛН, 09.07.2019 сотрудниками отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах, по западному и Южному управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственным лесным инспектором в Свердловской области, в присутствии сотрудников полиции, лесничего, мастера леса проведен осмотр лесного участка в квартал 12 выдел 5, урочище ТОО "Артинское участковое лесничество"
В ходе проверки установлено, что лесосека вырублена приемом рубки (сплошная). Площадь лесосеки по результатам инструментальной съемки составила 4,155 га, что находится в пределах нормы. При осмотре произведен сплошной перечет вырубленных деревьев по породному составу (по пням) в пасеках и частично на волоках в местах свободных от порубочных остатков.
По результатам выявленных нарушений составлен акт о лесонарушении от 10.07.2019 N 12 и начислен ущерб в размере 1 056 334 руб.
14.08.2019 истцом в адрес ответчика направлено письмо, в котором предложено произвести оплату вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в размере 1 056 334 руб.
Неисполнение обществом в добровольном порядке требования об уплате суммы ущерба послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности, требования удовлетворил в части, не покрытой неустойкой.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" при заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.
В силу нормы пункта 1 статьи 77 названного Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 1064 названного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вопреки мнению общества, департамент представил в материалы дела доказательства незаконной рубки.
Актом о лесонарушении от 10.07.2019, актом осмотра лесного участка N 1 от 09.07.2019, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 10.08.2019 установлена незаконная рубка деревьев породы "ель", не предусмотренных лесной декларацией.
В свою очередь ответчиком никаких документов в опровержение данных обстоятельств не представлено.
Расчет причиненного ущерба правомерно произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
Сумма ущерба за незаконную рубку лесных насаждений, в части, не покрытой неустойкой, составила 981 872 руб. 08 коп. (1 056 334 руб. - 74 461 руб. 92 коп.).
Довод ответчика о том, что рубка леса была произведена в пределах лесного участка, переданного в аренду, судом не принимается, так как рубка леса осуществляется на основании лесной декларации, ответчиком совершено лесонарушение, за которое установлена соответствующая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Иное толкование означало бы возможность для лесопользователя производить вырубку леса произвольно, без учета представленной лесной декларации, что не соответствует принципу охраны лесного фонда Российской Федерации.
В данном случае была произведена незаконная рубка деревьев породы "ель", не предусмотренных лесной декларацией.
То обстоятельство, что произведена незаконная рубка деревьев породы "ель", подтверждено представленной в дело совокупностью доказательств.
Доводы общества о нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку акт от 10.07.2019 N2 и акт осмотра от 09.07.2019, составлены в отсутствие ответчика, не извещенного о проведении проверки, не основан на нормах права и материалах дела, так как истцом проводилась не внеплановая проверка соблюдения ответчиком лесного законодательства, а исполнение запроса ГУ МВД России по Свердловской области о выделении специалиста Министерства для проверки нарушений требований лесного законодательства при производстве рубки одного из арендаторов ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" от 08.07.2019 N 10/3009.
Должностными лицами ГКУ СО "Красноуфимское лесничество" путем проведения мероприятий по контролю в лесах без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на основании
поступивших материалов из ГУ МВД России по Свердловской области, выявлена незаконная рубка лесных насаждений.
При этом положения приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" в данном случае не применяется, поскольку проверка сведений о нарушении лесного законодательства является обязательной.
Довод апелляционной жалобы относительно необоснованного применения повышающего коэффициента 2,38 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку расчет ущерба выполнен в соответствии с действующим на момент обнаружения незаконной рубки законодательством (2019 год).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 декабря 2019 года по делу N А60-58029/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58029/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРИСТАНЬ"
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3593/20
10.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1431/20
20.12.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-58029/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-58029/19