г. Самара |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А49-13466/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 декабря 2019 года по делу N А49-13466/2019 (судья Петрова Н.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690), город Пенза,
к обществу с ограниченной ответственностью "Интелс" (ОГРН 1145835001190, ИНН 5835106207), город Пенза,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области (далее - заявитель, управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Интелс" (далее - общество) о взыскании штрафов за непредставление в срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль, октябрь, декабрь 2018 года, февраль, апрель 2019 года в сумме 13 500 руб., наложенных на основании решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 068S19190004384 от 13.06.2019 г., N 068S19190000226 от 08.02.2019 г., N068S19190005307 от 25.07.2019 г., N 068S19190003633 от 28.05.2019 г., N068S19190001151 от 15.04.2019 г., N 068S19190004383 от 13.06.2019 г.
Решением суда от 27.12.2019 г. требования заявителя удовлетворены частично.
Суд взыскал с общества в пользу Пенсионного фонда штрафы в сумме 13 000 руб., а в остальной части в удовлетворении требования по решению от 13.06.2019 г. N 068S19190004384 отказал.
Не согласившись с принятым решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, и принять по данному делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные фондом требования полностью.
В апелляционной жалобе фонд указывает на то, что направление дополняющей формы отчетности за октябрь 2018 г. не вносило изменения в индивидуальные сведения указанного лица, а первоначально общество представило сведения в марте 2019 г. в отношении данного застрахованного лица за октябрь 2018 г.
Податель жалобы считает, что иное толкование требований Закона N 27-ФЗ искажает цели и задачи регулирования соответствующей публичной обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество представило сведения, необходимые для индивидуального персонифицированного) учета, за февраль 2018 г. - 31.03.2019 г. (тип формы "дополняющая"), октябрь 2018 г. - 18.11.2018 г. (тип формы "исходная"), 31.03.2019 г. (тип формы "дополняющая"), декабрь 2018 г. - 20.01.2019 г. (тип формы "исходная"), февраль 2019 г. - 16.03.2019 г. (тип формы "исходная"), апрель 2019 г. - 16.05.2019 г. (тип формы "исходная"). Сроки представления указанных сведений за февраль, октябрь, декабрь 2018 г., февраль, апрель 2019 г. истекли: 15.03.2018 г., 15.11.2018 г., 15.01.2019 г., 15.03.2019 г., 15.05.2019 г. соответственно.
В связи с указанным обстоятельством Пенсионным фонда были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 068S18190004152 от 29.04.2019 г., 068S18190004153 от 29.04.2019 г., 068S18190005104 от 18.06.2019 г., 068S18190003405 от 12.04.2019 г., 068S18190000872 от 06.03.2019 г., 068S18180008517 от 25.12.2018 г., и данные акты направлены заявителю заказной почтой.
Заместитель руководителя управления в отсутствие представителя общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения материалов проверки, вынес решения о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 068S19190004384 от 13.06.2019 г., N 068S19190000226 от 08.02.2019 г., N 068S19190005307 от 25.07.2019 г., N 068S19190003633 от 28.05.2019 г., N 068S19190001151 от 15.04.2019 г., N068S19190004383 от 13.06.2019 г., в соответствии с которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 13 500 руб.
Направленные в адрес страхователя требования об уплате финансовых санкций N 068S01190001264 от 18.03.2019 г. со сроком исполнения до 11.04.2019 г., N 068S01190002230 от 23.05.2019 г. со сроком исполнения до 26.06.2019 г., N 068S01190004181 от 27.06.2019 г. со сроком исполнения до 23.07.2019 г., N 068S01190005574OT 27.08.2019 г. со сроком исполнения до 23..09.2019 г., N 068S01190004733 от 15.07.2019 г. со сроком исполнения до 08.08.2019 г., N 068S01190004732 от 15.07.2019 г. со сроком исполнения до 08.08.2019 г. обществом не исполнены, что и послужило основанием для обращения управлением в суд с заявлением о взыскании с общества финансовых санкций.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Документы, содержащие указанные сведения, должны быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 г. N 63 -ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом РФ.
Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом РФ.
В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.
Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с п.2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда РФ направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ).
Страхователи представляют предусмотренные п. 2 - 2.2 и 2.4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные п. 2.3 ст. 11 Закона N27-ФЗ, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежемесячно не позднее 15о числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика - застрахованного лица) (п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в ред., действовавшей в спорный период).
Согласно ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, номер страхователя 068-002-043142.
Материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается факт несвоевременного представления в управление сведений по форме СЗВ-М (тип формы "доп") за февраль 2018 г. на 4 застрахованных лиц, при этом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "исх") за февраль 2018 г. обществом не представлялись.
Срок представления сведений за февраль 2018 г. - 15.03.2018 г.
Дополняющие сведения за февраль 2018 г., фактически являющиеся исходными, представлены обществом 31.03.2019 г.
Судом правильно указано, что доказательств представления страхователем исходных форм СЗВ-М за февраль 2018 г. в установленный ст. 11 Закона N 27-ФЗ срок в материалы дела не представлено.
18.11.2018 г. страхователь представил в управление сведения по форме СЗВ-М (тип
формы "исхд") за октябрь 2018 г. на 5 застрахованных лиц. Срок представления сведений - 15.11.2018 г.
20.01.2019 г. страхователь представил в управление сведения по форме СЗВ-М (тип
формы "исхд") за декабрь 2018 г. на 5 застрахованных лиц. Срок представления сведений - 15.01.2019 г.
16.03.2019.2019 г. страхователь представил в управление сведения по форме СЗВ -М (тип формы "исхд") за февраль 2019 г. на 6 застрахованных лиц. Срок представления сведений - 15.03.2019 г.
16.05.2019 г. страхователь представил в управление сведения по форме СЗВ-М (тип формы "исхд") за апрель 2019 г. на 6 застрахованных лиц. Срок представления сведений -15.05.2019 г.
Учитывая, что сведения о застрахованных лицах персонифицированного учета за октябрь, декабрь 2018 г., февраль, апрель 2019 г. были представлены обществом в управление с нарушением установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока, суд пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, судом правильно установлено, что требования управления соответствуют законодательству об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предъявлены в установленный срок, подтверждены материалами дела и подлежат частичному удовлетворению в сумме 13 000 руб.
Кроме того, 31.03.2019 г. страхователь представил в управление уточненные сведения по форме СЗВ-М (тип формы "доп") за октябрь 2018 г. на 1 застрахованное лицо.
Судом правильно учтено, что в данном случае страхователь реализовал свое право на представление в управление уточненных (исправленных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до момента обнаружения ошибки управлением.
Как указал ВС РФ в определении N 303 -КГ18-99 от 02.07.2018 г. формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что неполнота сведений откорректирована обществом самостоятельно путем направления дополнительных сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 г. на одно застрахованное лицо, суд пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, по решению управления о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 068S19190004384 от 13.06.2019 г.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод о частичном удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что направление дополняющей формы отчетности за октябрь 2018 г. не вносило изменения в индивидуальные сведения указанного лица, а первоначально общество представило сведения в марте 2019 г. в отношении данного застрахованного лица за октябрь 2018 г., суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку суд правильно учел, что в рассматриваемом случае страхователь реализовал свое право на представление в управление уточненных (исправленных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до момента обнаружения ошибки управлением.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
С учетом вышеизложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 декабря 2019 года по делу N А49-13466/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-13466/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пенза Пензенской области
Ответчик: ООО "Интелс"
Третье лицо: ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы