г. Томск |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А45-12007/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. с использованием средств видеоконференц-связи
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Новосибирская специальная музыкальная школа" (07АП-484/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.12.2019 по делу N А45- 12007/2019 (судья Нахимович Е.А.)
по заявлению Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Новосибирская специальная музыкальная школа" (630004, г. Новосибирск, Комсомольский пр., 20, ИНН 5404120623, ОГРН 1025403209501)
к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (630008, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3/1)
о признании недействительным предписания от 27.12.2018 N 51-20-17/16320
Путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области в заседании участвовали представители:
от Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Новосибирская специальная музыкальная школа": Марченко А.Т., директор, приказ от 07.10.2019, паспорт; Горковенко С.В. по доверенности от 20.06.2019 (на 3 года), Соколова Н.В. по доверенности от 20.06.2019 (на 3 года),
от Управления Федерального казначейства по Новосибирской области: Зинченко А.Н. по доверенности от 29.10.2018 (по 31.12.2021).
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Новосибирская специальная музыкальная школа" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (далее - Управление) о признании предписания от 27.12.2018 N 51-20- 17/16320 недействительным.
Решением от 05.12.2019 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены в части, признано недействительным предписание в части возмещения ущерба в размере 907 010 рублей 50 копеек. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить в части отказа в признании недействительным предписания N 51-20- 17/16320 по эпизоду оплаты труда 8 работников столовой, перечислении страховых взносов во внебюджетные фонды с заработной платы и принять по делу новый судебный акт.
Доводы жалобы мотивированы неправильным применением судом федеральных стандартов, регулирующих предоставление госуслуги, деятельность по предоставлению которых учреждение не осуществляет, статьи 37 Федерального закона от 29.12.2013 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), поскольку перечень должностей, обязательный для учреждения, подтвержден штатным расписанием; столовая является структурным подразделением учреждения и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьей 41 Закона об образовании в рамках реализации образовательной деятельности; в рамках исполнения государственного задания на 2016 - 2017 год из федерального бюджета на питание обучающихся выделена целевая субсидия, следовательно учреждение в рамках своих полномочий организовало питание обучающихся и питание детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, полностью освоило выделенные средства; Управлением дана неправильная квалификация нарушению; выплата заработной платы работникам в соответствии с трудовым законодательством является обязанностью работодателя; судом неполностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку полагает правомерным выдачу заработной платы сотрудникам, должности которых предусмотрены штатным расписанием, работающим по трудовому соглашению, в данном случае сотрудникам столовой за счет средств субсидии, выделенной на обеспечение государственного задания, является обязательным условием выполнения государственного задания и не может трактоваться как выплаченная не с целью, связанной с выполнением государственного задания.
Оплата труда работников столовых образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда законно и обоснованно.
В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении, представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Учреждение обжалует решение суда первой инстанции только в части отказа в признании недействительным предписания Управления по эпизоду оплаты труда 8 работников столовой, перечислении страховых взносов во внебюджетные фонды с заработной платы. Управление не заявило каких-либо возражений по пересмотру решения суда первой инстанции только в обжалуемой учреждением части.
На основании части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом только в обжалуемой части, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, при этом исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 37 Плана контрольных мероприятий Управления на 2018 год, на основании приказа от 14.09.2018 N 897 "О назначении плановой выездной проверки в ФГБПОУ "Новосибирская специальная музыкальная школа" в периоды с 17.09.2018 по 26.10.2018 проведена плановая выездная проверка использования субсидий, представленных из федерального бюджета на выполнение государственного задания и иные цели, полноты и достоверности отчетности, по ее результатам оформлен акт выездной проверки.
В соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Управлением вынесено предписание от 27.12.2018 N 51-20- 17/16320 с указанием на выявленные нарушения и необходимости в срок, не позднее 540 календарных дней с даты получения предписания возместить ущерб в размере 12 983 500,20 руб., возникший в результате использования средств, источником которых является субсидия на финансовое обеспечение государственного задания.
Как следует из предписания, учреждением использованы средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не связанные с выполнением государственного задания на организацию бесплатного питания учащихся в части оплаты труда сотрудников столовой, тогда как бесплатное питание учащихся не предусмотрено планом финансово- хозяйственной деятельности и государственным заданием;
средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания использованы на цели, не связанные с выполнением государственного задания - на оплату труда сотрудникам столовой, на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды с заработной платы сотрудников столовой, деятельность которых не предусмотрена планом финансово-хозяйственной деятельности и государственным заданием;
средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания использована на цели, не связанные с выполнением государственного задания - на оплату пени, начисленной в связи с несвоевременной оплатой коммунальных услуг;
средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания использована на цели, не связанные с выполнением государственного задания - на организацию бесплатного питания учащихся в части оплаты продуктов питания для столовой;
средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания использована на цели, не связанные с выполнением государственного задания - на покупку оборудования для столовой, деятельность которой не предусмотрена Планом финансово-хозяйственной деятельности и государственным заданием: ларя морозильного "СНЕЖ" МЛК 400 1 шт., шкафа холодильного низкотемпературного СВ107-S - 1 шт., весов электронных напольных МК-15.2-А21 - 1 шт., весов электронных настольных МК-32.2-А21 - 1 шт.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, учреждение обратилось с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Частью 2 статьи 269.2 Кодекса установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Оспариваемое предписание вынесено по результатам проверки использования субсидий, представленных из федерального бюджета на выполнение государственного задания и иные цели, полноты и достоверности отчетности.
Согласно статье 37 Закона об образовании организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность; обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями указанных федеральных государственных образовательных организаций; обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Согласно подпунктам "о" и "т" пункта 27 Устава, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.05.2016 N 1223, учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющимися основными лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано:
-организовывать оказание услуг по временному размещению, проживанию и питанию обучающихся в образовательном учреждении, работников и лиц, осуществляющих деятельность в сфере ведения учреждения, в гостиницах, общежитиях (интернате), в объектах недвижимости, находящихся у учреждения на праве оперативного управления либо на ином вещном или обязательственном праве;
-организовывать обеспечение услугами общественного питания обучающихся и работников учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 79 Закона об образовании обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Вместе с тем, заместителем директора учреждения к проверке предоставлена справочная информация о том, что в 2016 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении не обучалось.
Вид деятельности организация услуг по питанию обучающихся в школе не прописан в Уставе учреждения, утвержденном приказами Министерства культуры Российской Федерации от 01.06.2011 N 564, от 31.03.2016 N 1223.
Таким образом, организация обеспечения услугами общественного питания обучающихся учреждения определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Директором учреждения 26.04.2016 утверждено Положение о порядке проживания учащихся и студентов в общежитии учреждения, согласно которому проживание в общежитии платное. Стоимость проживания и питания устанавливается приказом директора учреждения.
Установлены следующие размеры платы за питание для учащихся и студентов учреждения, проживающих в общежитии длительное время (более месяца) по адресу: ул. Комсомольский проспект, 20/1: 2015-2016 учебный год 6 200,00 руб. в месяц, 2016-2017 учебный год 7 640,00 руб. в месяц, в соответствии с приказами директора учреждения от 26.08.2015 N 82, от 08.09.2016 N 139.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 205.31 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)" за питание от учащихся и студентов, проживающих в общежитии учреждения на лицевой счет N 20516У53220 поступила оплата от учащихся за 2016 год в общей сумме 4 874 026,00 руб.
На платной основе: в 2016 году в общежитии учреждения проживали, а также обеспечивались горячим питанием (с учетом выбывших и прибывших во время 2015-2016, 2016-2017 учебных годов) - 121 ученик.
Согласно отчетам о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств N 14511У53220 за 2016 год средства из федерального бюджета на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поступали.
Ссылка заявителя на нормативные и иные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к образовательной деятельности, в силу которых необходима организация питания обучающихся, отклонена судом первой инстанции, поскольку вопросы источника финансирования деятельности бюджетного учреждения данными актами не регулируются.
Действующее законодательство не предусматривает обязательность укомплектования образовательных учреждений наряду с педагогическими и иными кадрами работниками общественного питания.
Кроме того, работники столовой осуществляют приносящую доход деятельность, так как согласно приказам директора за питание для учащихся и студентов учреждения, проживающих в общежитии, взимается плата. Так, оплата труда сотрудникам столовой, отчисления во внебюджетные фонды с заработной платы сотрудников столовой учреждения, приобретение продуктов питания, приобретение оборудования для столовой должно осуществляться за счет средств полученных от приносящей доход деятельности.
Оказание услуг по организации питания непосредственно не связано с осуществлением образовательной деятельности, которая является основным видом деятельности учреждения и финансируется за счет средств субсидии, предоставляемой на выполнение государственного задания. Согласно установленным требованиям питание обучающихся может быть организовано образовательным учреждением, за исключением, когда из бюджета предусмотрено дополнительное финансирование на данные цели. Обстоятельств такого финансирования из бюджета области или города во время проведения проверки не установлено. Обеспечение питанием учащихся, покупка продуктов питания, оплата труда сотрудникам столовой образовательных учреждений за счет средств субсидии, предоставляемой на выполнение государственного задания, законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждением в 2016 году израсходованы средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не связанные с выполнением государственного задания - на оплату понесенных учреждением расходов по организации бесплатного питания учащихся (оплату сотрудникам столовой учреждения, отчислений во внебюджетные фонды с заработной платы сотрудников столовой, приобретение продуктов питания, приобретение оборудования для столовой) не предусмотренных Уставом учреждения, государственным заданием и Планом финансово-хозяйственной деятельности.
В части оплаты пени, начисленной в связи с несвоевременностью, суд первой инстанции признал предписание в указанной части законным и обоснованным, так как указанные выплате не предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности и противоречат абзацу 3 пункта 1 статьи 78.1. БК РФ, статье 39 Закона об образовании, подпункту 1 пункта 7 статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункту 8 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, Планам финансово-хозяйственной деятельности от 31.12.2015, от 11.05.2016, от 30.09.2016, 30.12.2016 на 2016 год (раздел I "Сведения о деятельности государственного бюджетного учреждения), пункту 2.3.1. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 25.12.2015 N 7410-01-41/06-15.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого предписания, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание в обжалуемой части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Новосибирская специальная музыкальная школа" освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем уплаченная по платежному поручению от 27.12.2019 N 754539 государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.12.2019 по делу N А45- 12007/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Новосибирская специальная музыкальная школа" - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждения "Новосибирская специальная музыкальная школа" (630004, г. Новосибирск, Комсомольский пр., 20, ИНН 5404120623, ОГРН 1025403209501) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 (Три тысячи) рублей по платежному поручению от 27.12.2019 N 754539.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12007/2019
Истец: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ