город Омск |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А46-18046/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-671/2020) индивидуального предпринимателя Крицкого Евгения Алексеевича на решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2019 по делу N А46-18046/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Евгения Алексеевича (ИНН 550509489164, ОГРНИП 304550531500075) к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630) о признании отказа незаконным и понуждении к заключению договора,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Крицкий Евгений Алексеевич (далее - заявитель, ИП Крицкий Е.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа Администрации Октябрьского административного округа г. Омска от 21.08.2019 исх N Исп. ОАО/1-19/1419 от заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Омск, ул. Кирова, д. 9 незаконным; понуждении Администрации заключить с предпринимателем договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) на территории Октябрьского административного округа города Омска по адресу: г. Омск, ул. Кирова, д. 9, сроком на пять лет с момента вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.12.2019 по делу N А46-18046/2019 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Возражая против принятого по делу решения, предприниматель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на письмо Администрации от 29.02.2016 N ОАО/01-15/231, согласно которому НТО было включено в схему размещения объектов; требования, установленные Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденные постановлением Администрации города Омска от 23.11.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее -Постановление 1812-п) соблюдены ИП Крицким Е.А.
Также податель жалобы отмечает, что из общедоступных сведений следует, что с иными предпринимателями, чьи торговые объекты расположены ближе 15 м от зданий и сооружений, заключены договоры в 2019 году на размещение НТО.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав его материалы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между Департаментом недвижимости Администрации г. Омска и муниципальным учреждением "Центртранс" заключен договор аренды земельного участка от 10.04.2003 N Д-О-2-64-3885, расположенного по адресу: ул. Кирова, (ост. 4-я Рабочая), с местоположением в 12 м западнее относительно ориентира - 9-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Кирова, 9 (л. д. 18-20).
Права и обязанности по договору аренды перешли к ИП Крицкому Е.А. на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору от 10.05.2006 (л. д. 21).
15.02.2013 Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска направил в адрес ИП Крицкого Е.А. извещение об отказе от договора (л. д. 22).
10.02.2016 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о включении своего торгового объект, расположенного по адресу: г.Омск, ул. Кирова, 9, в схему размещения НТО (л. д. 25).
Согласно ответам Администрации от 29.02.2016 N Исх-ОАО/01-15/231 (л. д. 26), от 19.10.2016 N Исх-ОАО/01-18/2023 (л. д. 27) размещение объекта предпринимателя схемой НТО не предусмотрено.
03.2019 ИП Крицкий Е.А. повторно обратился с заявлением о заключении с ним договора на размещение НТО сроком на 5 лет без проведения аукциона и включении своего торгового объект, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Кирова, 9, в схему размещения НТО (л. д. 23).
Письмом от 21.08.2019 N Исх-ОАО/1-19/1419 отказано в заключении договора на размещение НТО в связи с тем, что размещение НТО не предусмотрено действующей схемой НТО, предлагаемое место для размещения НТО не соответствуют требованиям, установленным подпунктом 3 пункта 18 Постановления от 23.12.2014 N 1812-п, а именно в части запрета размещения НТО ближе 15 м от окон жилых домов, общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов (л. д. 17).
Полагая, что отказ Администрации является незаконным, ИП Крицкий Е.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
09.12.2019 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое предпринимателем в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы расценивает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 20.05.2015 N 342 "О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета" полномочия по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов переданы Администрациям административных округов города Омска.
Таким образом, Администрация ОАО г. Омска является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, соответственно, является полномочным органом по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов, и осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 421.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" правом формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов наделены исключительно органы местного самоуправления, по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Процедура разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов, определена Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утверждена приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28.
На основании пункта 2 названного Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается органом местного самоуправления Омской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Омской области. При этом, схема разрабатывается с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного и иного законодательства, а также необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п (опубликовано 14.08.2014 в издании "Третья столица", N 35) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, а постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п (опубликовано 30.12.2014 в издании "Третья столица", N 59) - Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
Схема размещения нестационарных торговых объектов представляет собой совокупность систематизированных материалов в форме текста, таблиц, графических схем размещения нестационарных торговых объектов на электронном и бумажном носителях (пункт 15 Порядка N 1812-п).
Схема размещения нестационарных торговых объектов отражает количественные и качественные показатели сети нестационарных торговых объектов и параметры их использования в целях, определенных настоящим Порядком (пункт 16 Порядка N 1812-п).
Согласно пункту 17 Порядка N 1812-п схемой размещения нестационарных торговых объектов устанавливаются: адресные ориентиры нестационарного торгового объекта; площадь нестационарного торгового объекта; вид торговли; специализация торговли на нестационарном торговом объекте; период размещения нестационарного торгового объекта (для сезонных объектов торговли); общее количество нестационарных торговых объектов; общее количество нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 31 Порядка N 1812-п администрация административного округа города Омска наделена следующими полномочиями:
- участвует в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего административного округа города Омска с учетом требований, предусмотренных главой III настоящего Порядка. Готовит графические схемы размещения нестационарных торговых объектов;
- направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов вместе с графическими схемами размещения нестационарных торговых объектов, выполненными с учетом требований, установленных в абзаце втором пункта 15 настоящего Порядка, для согласования в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Департамент транспорта Администрации города Омска, бюджетное учреждение города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства";
- оформляет паспорта нестационарных торговых объектов;
- направляет в Департамент городской экономической политики Администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов;
- проводит аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта;
- заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов.
Пунктом 36 Порядка N 1812-п в схему размещения НТО допускается внесение изменений в следующих случаях:
1) ремонт, реконструкция, строительство линейных объектов, благоустройство территорий, строительство капитальных объектов, повлекшее необходимость переноса нестационарного торгового объекта;
2) несоответствие размещения нестационарного торгового объекта документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
3) необходимость предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта;
4) инициатива структурных подразделений Администрации города Омска, физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений (далее - заинтересованные лица), о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов дополнительных мест размещения нестационарных торговых объектов или их исключения;
5) обращение заинтересованного лица о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, касающихся типа, адресного ориентира, периода размещения, площади нестационарного торгового объекта, вида торговли и т.п.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 18.03.2019 ИП Крицкий Е.А. повторно обратился с заявлением о заключении с ним договора на размещение НТО сроком на 5 лет без проведения аукциона и включении своего торгового объект, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Кирова, 9, в схему размещения НТО (л. д. 23).
Как следует из оспариваемого письма от 21.08.2019 N Исх-ОАО/1-19/1419 (л. д. 17), причиной отказа послужили обстоятельства того, что предлагаемое место для размещения НТО не соответствуют требованиям, установленным подпунктом 3 пункта 18 Постановления от 23.12.2014 N 1812-п, а именно нарушает размещения НТО ближе 15 м от окон жилых домов, общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов.
В подтверждение фактического расстояния НТО от многоквартирного жилого дома с почтовым адресом: г. Омск, Кирова, д. 9 в материалы дела представлен акт обследования от 02.12.2019 (л. д. 40-42), согласно которому спорный НТО расположен от указанного многоквартирного жилого дома на расстоянии 9,8 м.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, спорный НТО предпринимателя не соответствует подпункту 3 пункта 18 постановления 1812-п, а именно нарушает запрет на размещение нестационарных торговых объектов ближе 15 м от окон жилых домов.
Ссылки предпринимателя на письмо Администрации от 29.02.2016 N ОАО/01-15/231 не принимаются апелляционным судом по внимание, поскольку из данного письма следует, что информация направлена в адрес Департамента городской экономической политики Администрации г. Омска, однако, размещение объекта схемой на дату указанного письма не предусмотрено.
Доводы подателя жалобы относительно того, что общедоступных сведений следует, что с иными предпринимателями, чьи торговые объекты расположены ближе 15 м от зданий и сооружений, заключены договоры в 2019 году на размещение НТО, отклоняются судебной коллегией, так как вопросы законного или незаконного расположения НТО, принадлежащих иным лицам и расположенных в непосредственной близости от объекта заявителя, в предмет рассмотрения по данному делу не входят.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на подателя жалобы, то есть на ИП Крицкого Е.А.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Евгения Алексеевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2019 по делу N А46-18046/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18046/2019
Истец: ИП КРИЦКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА