город Ростов-на-Дону |
|
10 марта 2020 г. |
дело N А32-42502/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2019 по делу N А32-42502/2019 по заявлению муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок и услуг" к заинтересованному лицу Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Центр муниципальных закупок и услуг" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному Фонду социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 18 (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным решения от 19.07.2019 N 61784 н/с.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2019 решение от 19.07.2019 N 61781 н/с изменено в части размера штрафной санкции, суд уменьшил штраф до 200 рублей; в удовлетворении остальных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, фонд обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что штраф в размере 1 200 рублей не является значительным и, следовательно, не может быть снижен.
Учреждение с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Краснодарский региональный Фонд социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 18 в период с 15.05.2019 по 10.06.2019 провел камеральную проверку муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок и услуг" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя.
По результатам проверки составлен акт от 14.06.2019 N 61781 н/с и принято решение от 19.07.2019 N 61781 н/с о привлечении муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок и услуг" к ответственности, предусмотренной статьей 26.31 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 1 200 рублей за непредставление документов по требованию от 15.05.2019 N 61686.
Не согласившись с указанным решением фонда, учреждение обратилось в суд с заявлением.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, урегулированы Федеральным законом N 125-ФЗ.
Фонд является администратором доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и осуществляет функции администрирования в соответствии с положениями Федерального закона N 125-ФЗ (пункт 7 письма ФСС России от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282).
Согласно статье 26.15 Федерального закона N 125-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориального органа страховщика, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (часть 3 статьи 26.15 Федерального закона N 125-ФЗ).
Согласно пункта 7 статьи 26.18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц территориального органа страховщика о невозможности представления в установленные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Страхователь может быть привлечен к ответственности только за непредставление документов, имеющихся у него в наличии.
Из материалов дела следует, что Государственное учреждение - Краснодарский региональный Фонд социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 18 в период с 15.05.2019 по 10.06.2019 провел камеральную проверку муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок и услуг" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расчета по страховым взносам за период 3 месяцев 2019 года, представленному учреждением в фонд 20.10.2018, сумма, не подлежащая обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ произведенных страхователем за отчетный период составила 60 280 рублей.
Для проверки обоснованности включения выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в не облагаемую базу, в части расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством фонд направил в адрес страхователя требование от 15.05.2019 N 61686 о предоставлении перечня документов в порядке статьи 26.18 Федерального закона N 125-ФЗ.
Единственным доводом, который указан в заявлении учреждения об оспаривании решения, является довод о неполучении им требования от 15.05.2019 N 61686 о предоставлении перечня документов в порядке статьи 26.18 Федерального закона N 125-ФЗ.
В материалы дела представлена копия кассового чека об отправке письма по юридическому адресу учреждения.
Так, согласно отчету с официального сайта ФГУП "Почта России" к почтовому отправлению с соответствующим номером почтового идентификатора 35229025038102 "неудачные попытки вручения" имели место 17.05.2019 и 21.06.2019.
В обоснование правовой позиции фонд руководствуется положениями части 1 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ, согласно которой в случае направления вышеуказанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма, в связи с чем датой получения требования фонд считает 22.05.2019 и последний срок предоставления документов - 31.05.2019.
В статье 26.31 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Законодатель предусматривает перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о принятии к зачету средств на выплату страхового обеспечения (приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951Н), а именно:
- письменное заявление страхователя, которое должно содержать: наименование и адрес страхователя - юридического лица либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства страхователя - физического лица; регистрационный номер страхователя; указание на сумму необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения (в ред. Приказа Минтруда России от 13.06.2013 N 255н);
- копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия; для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности - справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель); для единовременного пособия при рождении ребенка - справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния, справка с места работы другого родителя о неполучении пособия; для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - заявление о назначении указанного пособия, копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, копию свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей), справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, справку (справки) о сумме заработка, из которого исчислено пособие, а также если работник, занят у нескольких страхователей, он предоставляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются (части 6 и 7 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
С учетом изложенного, судом учтено, что перечень истребуемых фондом у учреждения документов для проведения камеральной проверки является минимальным обязательным для подтверждения достоверности информации представленных данных в количестве 6 штук.
Таким образом, истребуемые согласно требования от 15.05.2019 N 61686 документы являются обязательными для установления обоснованности включения выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в не облагаемую базу, в части расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что в свою очередь является предметом камеральной проверки в отношении общества.
Ввиду непредставления учреждением в установленный срок запрашиваемых документов согласно требования от 15.05.2019 N 61686, у фонда на момент проведения проверки отсутствовало подтверждение обоснованности включения суммы в размере 60 280 рубля в не облагаемую базу, в части расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что послужило основанием для вывода фонда о том, что данная сумма подлежит обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
По результатам проверки составлен акт от 14.06.2019 N 61781 н/с и принято решение от 19.07.2019 N 61781 н/с о привлечении муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок и услуг" к ответственности, предусмотренной статьей 26.31 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 1 200 рублей.
С учетом изложенных обстоятельств, материалами дела подтверждается правомерность привлечения учреждения к ответственности в сумме 1 200 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области" установлено, что подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
За нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Принимая во внимание то, что совершенным учреждением правонарушением не нанесен ущерб финансовым интересам государства, не причинен материальный вред, правонарушение не относится к категории злостных правонарушений, имеющих необратимый характер, совершение правонарушения впервые, а также, что необходимый пакет документов предоставлен учреждением в фонд, но с нарушением срока, установленного в требовании, суд снизил размер штрафа до 200 рублей.
При таких обстоятельствах, суд признал решение от 19.07.2019 N 61781 н/с фонда недействительным в части штрафа по статье 26.31 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в размере 1 000 рублей.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
В апелляционной жалобе фонд указывает, что в решении N 61686 от 19.07.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством допущена опечатка в дате рассмотрения материалов выездной проверки. Как следует из информационного письма Филиала N 18 ГУ КРО ФСС РФ N 01-33/03-4391 от 22.10.2019, датой рассмотрения материалов проверки, по итогам которого было вынесено обжалуемое решение, является дата 18.07.2019.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2019 по делу N А32-42502/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42502/2019
Истец: МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг", Муниципальное казенное учреждение "Центр муниципальных закупок и услуг"
Ответчик: ГУ Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Филиал N 18 -КРО ФСС РФ
Третье лицо: Государственное Учреждение Краснодарское региональное отделение Фонд социального страхования РФ