г. Пермь |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А60-57074/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Риб Л.Х., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа": Бабинцев К.В., паспорт, доверенность от 20.05.2019;
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 декабря 2019 года по делу N А60-57074/2019
по заявлению Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТ"
о признании недействительным решения,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - заявитель, ФКУ "ОСК ЦВО") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 04.07.2019 г. N 066/06/31-1633/2019 в части нарушения ФКУ "ОСК ЦВО" ст. 31, 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), выразившегося в установлении при проведении закрытого конкурса на оказание услуг по очистке и рекультивации загрязненных нефтепродуктами земель на территории войсковой части 34103 (ЗАТО Свободный, Свердловская область) требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с составом следующих работ: сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности (отходы мазута, утратившие свои потребительские свойства).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при формировании требований к участникам закупки ФКУ "ОСК ЦВО" не могли проигнорировать положения п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" и руководствовалось исключительно потребностями заказчика и целями эффективного использования денежных средств; решение антимонопольного органа противоречит п. 1 ч. 1 от. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, а также утвержденному проекту рекультивации земель; нарушение прав и законных интересов ФКУ "ОСК ЦВО" выражается в том, что налагает на общество дополнительные обязанности, требующие материальных, трудовых и временных затрат, подавляет экономическую самостоятельность, что подтверждается представленными в материалы дела решением заказчика об отмене протоколов, составленных в ходе закупки от 18.07.2019, протоколом о признании несостоявшимся закрытою конкурса от 05.07.2019, решением о внесении изменений в документацию от 16.07.2019, а также сведениями с портала госзакупок.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Антимонопольный орган в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заинтересованное лицо и третье лицо о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Вест" (вх. N 01-15919 от 27.06.2019) о нарушении заказчиком в лице ФКУ "ОСК ЦВО", его комиссией требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения закрытого конкурса на оказание услуг по очистке и рекультивации земель загрязненных нефтепродуктами на территории войсковой части 34103 ЗАТО Свободный Свердловской области для нужд ФКУ "ОСК ЦВО" в 2019 году (извещение N 0862100000219000263).
В своей жалобе ООО "Вест" указало, что положения документации в части описания объекта закупки не соответствуют Закону о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение от 04.07.2019 N 066/06/31-1633/2019, согласно которому в действиях заказчика в лице ФКУ "ОСК ЦВО", его комиссии выявлены нарушения Закона о контрактной системе, в частности установлено нарушение требований ст.ст. 31, 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении при проведении вышеуказанного конкурса требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с составом следующих работ: сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности (отходы мазута, утратившие свои потребительские свойства).
Не согласившись с решением антимонопольного органа в указанной части, ФКУ "ОСК ЦВО" обратилось в арбитражный суд настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил оснований для признания решения в оспариваемой части незаконным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 1 ст. 85 Закона о контрактной системе под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 85 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме применяются по согласованию, предусмотренному частью 3 статьи 84 настоящего Федерального закона. При проведении закрытых электронных процедур применяются положения настоящего Федерального закона о проведении электронных процедур, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в части порядка взаимодействия с единой информационной системой, обеспечения заявок на участие в закупках, подачи заявок на участие в закупках, порядка рассмотрения таких заявок и определения победителя, с учетом положений настоящей статьи, а также особенностей проведения закрытых электронных процедур, порядка аккредитации на специализированных электронных площадках, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе: предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пп. "г" ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В данном случае основанием для вывода антимонопольного органа о наличии в действиях заказчика нарушения статей 31, 50 Закона о контрактной системе явилось установление в конкурсной документации требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с составом следующих работ: сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности (отходы мазута, утратившие свои потребительские свойства).
Так, в п. 1 Конкурсной документации, требованиях к содержанию, в том числе к описанию предложения участника закрытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в закрытом конкурсе и инструкции по ее заполнению указано: Заявка на участие в закрытом конкурсе должна содержать всю указанную Заказчиком в конкурсной документации информации, а именно:
г) документы (копии документов) подтверждающие соответствие участника закрытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки:
действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности с составом следующих работ: Сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности (отходы мазута, утратившие свои потребительские свойства);
- лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную уполномоченным органом, степень секретности - секретно.
Данные требования также установлены в п. 13 Конкурсной документации и далее по тексту документации.
В п. 3.14 проекта контракта установлено, что стороны вправе привлекать к исполнению контракта соисполнителей.
При этом следует отметить, что объектом закупки являлось "Оказание услуг по очистке и рекультивации земель загрязненных нефтепродуктами на территории войсковой части 34103 ЗАТО Свободный Свердловской области для нужд ФКУ "ОСК ЦВО" в 2019 году".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе, проанализировав приведенные положения конкурсной документации и проекта контракта, установив, что работы, требующие наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности с составом следующих работ: сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности (отходы мазута, утратившие свои потребительские свойства), не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав являющихся объектом закупки услуг по очистке и рекультивации земель загрязненных нефтепродуктами, а также учитывая, что при исполнении контракта стороны вправе привлекать соисполнителей, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод антимонопольного органа, что установленное в конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности с составом следующих работ сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности (отходы мазута, утратившие свои потребительские свойства) является ограничивающим фактором для участников рынка, что приводит к ограничению конкуренции; заказчик имел возможность установить требование о привлечении субподрядной организации, имеющей необходимую лицензию.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт нарушения заявителем при осуществлении спорной закупки положений статей 31, 50 Закона о контактной системе, в связи с этим обоснованно не усмотрел оснований для признания решения антимонопольного органа недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта, в связи с этим вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 декабря 2019 года по делу N А60-57074/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57074/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Сверловской области
Третье лицо: ООО "ВЕСТ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство Обороны РФ в лице ГСП 184, ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения"
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3534/20
11.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1704/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-57074/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-57074/19