г. Чита |
|
11 марта 2020 г. |
дело N А10-4040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования сельского поселения "Хужиры" Тункинского района Республики Бурятия в лице местной администрации муниципального образования сельское поселение "Хужиры" и администрации муниципального образования сельского поселения "Кыренское" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 октября 2019 года по делу N А10-4040/2019 по иску муниципального образования сельского поселения "Хужиры" Тункинского района Республики Бурятия в лице местной администрации муниципального образования сельское поселение "Хужиры" (ОГРН 1050302351186, ИНН 0320004004; 671002, Республика Бурятия, Тункинский район, улус Хужиры, улица Ленина, 221), администрации муниципального образования сельского поселения "Кыренское" (ОГРН 1050302351329, ИНН 0320004029; 671010, Республика Бурятия, Тункинский район, село Кырен, улица Ленина, 135) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия (ОГРН 1040300756033, ИНН 0309011921; 671200, Республика Бурятия, Кабанский район, село Кабанск, Кооперативная улица, 12), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; 109097, город Москва, улица Ильинка, 9 стр.1), Федеральной налоговой службе России (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152; 127381, город Москва, Неглинная улица, дом 23)
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117; 670000, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, Ермаковская улица, 12), Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ордена трудового красного знамени Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН 1033801748925, ИНН 3812010456; 664033, Иркутская область, город Иркутск, улица Лермонтова, дом 126а),
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия - Степановой В.Г. - представителя по доверенности N 05-23/03781 от 06.03.2019, Дамдинова Б.Т. - представителя по доверенности N 2 от 20.05.2019,
установил:
муниципальное образование сельского поселения "Хужиры" Тункинского района Республики Бурятия в лице местной администрации муниципального образования сельское поселение "Хужиры" (далее - истец, МО СП "Хужиры") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик или Межрайонная ИФНС России N 8) о взыскании убытков в размере 149 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.07.2019 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление федерального казначейства по Республике Бурятия, федеральное государственное бюджетное учреждение науки ордена трудового красного знамени Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ИСЗФ СО РАН).
Администрация муниципального образования сельского поселения "Кыренское" (далее - МО СП "Кыренское") обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением о взыскании за счёт казны Российской Федерации 3 338 164 рублей 19 копеек - убытков в связи с удержанием из муниципального бюджета суммы земельного налога в пользу ФГБУ Науки Ордена Трудового Красного Знамени Института солнечно-земной физики СО РАН.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-4432/2019 от 17.07.2019 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу.
Определением от 03.09.2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела N А10-4040/2019, N А10-4432/2019, объединенному делу присвоен номер N А10-4040/2019.
Определением от 19.09.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная налоговая служба России.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований МО СП "Хужиры" и МО СП "Кыренское" отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчиков заявленных убытков.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МО СП "Хужиры" и МО СП "Кыренское" обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители жалобы ставят вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного.
Заявители апелляционной жалобы считают, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что земельные участки, предоставленные Институту, относятся к категории земель обороны.
Кроме того МО СП "Хужиры" и МО СП "Кыренское" отмечают, что суд первой инстанции не дал оценку доводу истцов о том, что Институту не могла быть предоставлена земля из категории земель обороны, поскольку Институт не подпадает ни под одну категорию землепользователей, указанных в пункте 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы МО СП "Хужиры" и МО СП "Кыренское" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 октября 2019 года по делу N А10- 4040/2019 отложено до 12 часов 00 минут 04 марта 2020 года.
В связи с нахождением судьи Басаева Д.В. отпуске определением исполняющего обязанности председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2020 года судья Басаев Д.В. заменен на судью Ломако Н.В., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Федеральная налоговая служба России в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
В письменном отзыве от на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 8 просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы МО СП "Хужиры" и МО СП "Кыренское".
В письменном отзыве от 27 января 2020 года N 263 на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования "Тункинский район" просит исключить из мотивировочной части решения арбитражного суд Республики Бурятия от 25.10.2019 по делу N А10-4040/2019 вывод о компенсации из бюджета Тункинского района бюджетам сельских поселений "Кыренское" и "Хужиры" налоговых доходов, выпавших вследствие возврата налогоплательщику излишне уплаченного земельного налога.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что отчетами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и определения об отложении судебного разбирательства.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав представителей Межрайонной ИФНС России N 8, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИСЗФ СО РАН является плательщиком земельного налога с 2003 года на территории Тункинского района Республики Бурятия.
ИСЗФ СО РАН представлены первичные налоговые декларации по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы с отражением в них налоговой ставки 1,5% и исчислением соответствующей суммы налога к уплате.
Позднее, ИСЗФ СО РАН были представлены уточнённые налоговые декларации по земельному налогу за указанные периоды, в которых налогоплательщиком снижена налоговая ставка с 1,5% до 0,3% по земельным участкам с кадастровыми номерами 03:20:380101:1, 03:20:380101:2, 03:20:390101:1, 03:20:400101:1, 03:20:420101:1.
Уменьшение по земельному налогу в МО СП "Кыренское":
1) за 2014 год составило 1 218 419 рублей;
2) за 2015 год составило 2 262 730 рублей;
3) за 2016 год составило 2 262 730 рублей.
Уменьшение по земельному налогу в МО СП "Хужиры":
1) за 2014 год составило 52 154 рублей;
2) за 2015 год составило 96 854 рублей;
3) за 2016 год составило 96 854 рублей.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом проведены мероприятия налогового контроля - направлены требования о представлении пояснений; представлены и проанализированы следующие документы: свидетельство о регистрации права собственности, кадастровые выписки, лицензия на осуществление космической деятельности, письмо от 640 Военное представительство (ВП) МО РФ о выполнении государственного оборонного заказа, устав организации, где участвует в формировании государственных контрактов, сведения об объектах недвижимости, находящихся на земельных участках.
С учётом представленных документов, налоговый орган пришел к выводу, что ИСЗФ СО РАН подтверждена правомерность применения пониженной ставки налога.
ИСЗФ СО РАН свою позицию о применении ставки 0,3% обосновал нормой подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд налоговая ставка не может превышать 0,3%.
Администрация муниципального образования сельского поселения "Кыренское" и Администрация муниципального образования сельского поселения "Хужиры" обратились в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о взыскании убытков в размере 3 487 000 рублей, причинённых вследствие возврата налоговым органом из местных бюджетов суммы излишне уплаченного земельного налога в пользу ИСЗФ СО РАН.
МО СП "Кыренское" и МО СП "Хужиры" не согласны с применением ИСЗФ СО РАН ставки земельного налога в размере 0,3% и возвратом ИСЗФ СО РАН излишне уплаченных сумм земельного налога из бюджета муниципального образования на основании представленных уточнённых налоговых деклараций по земельному налогу.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Для применения нормы подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации должны быть соблюдены в совокупности два условия:
- признание земельного участка в статусе ограниченного в обороте;
- использование земельного участка для государственной деятельности по обороне, безопасности и таможенных нужд;
В соответствии с подпунктами 5, 9 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) занятые объектами космической инфраструктуры.
Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними подтверждается собственность Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
В соответствие с пунктом 1 статьи 92 Земельного кодекса Российской Федерации землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полётами космических объектов, пункты приёма, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлётнопосадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемая при осуществлении космической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооружённой защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 03:20:380101:1, 03:20:380101:2, 03:20:390101:1, 03:20:400101:1, 03:20:420101:1 использовались для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках государственного оборонного заказа и государственной политики в области космической деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности.
Таким образом, как правильно указал суд, рассмотрев представленные сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельных участках, налоговый орган пришел к выводу о том, что применение налогоплательщиком пониженной ставки в размере 0,3 % правомерно на том основании, что рассматриваемые земельные участки с кадастровыми номерами 03:20:400101:0001, 03:20:390101:0001, 03:20:420101:0001, 03:20:380101:0001, 03:20:380101:0002 ограничены в обороте, так как на них находятся объекты космической инфраструктуры в рамках выполнения государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации (подпункт 9 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Гражданские права и обязанности в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Возмещение убытков в силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты гражданских прав, направленных на восстановление имущественных прав потерпевшего лица.
Лицо, право которого нарушено в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытками в понимании упомянутой статьи - это расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено судом только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
Согласно пункту 12 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 названного Кодекса).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Из смысла приведённых норм права в совокупности со статьей 65 АПК РФ, согласно которой распределяется бремя доказывания между сторонами арбитражного процесса, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать факт причинения ущерба, его размер и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями.
Оценив представленные в материалы дела доказательств в совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу, что ИСЗФ СО РАН подтверждена правомерность применения пониженной ставки налога 0,3%, земельные участки с кадастровыми номерами 03:20:400101:0001, 03:20:390101:0001, 03:20:420101:0001, 03:20:380101:0001, 03:20:380101:0002 ограничены в обороте, так как на них находятся объекты космической инфраструктуры в рамках выполнения государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации, налоговым органом законно снижена налоговая ставка с 1,5% до 0,3% по указанным земельным участкам.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, истцами в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Решение налогового органа не оспорено, не отменено. Размер заявленных убытков не доказан.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Межрайонной ИФНС России N 8 по РБ в Администрацию муниципального образования "Тункинский район" был направлен запрос N 05-13/11966 от 16.07.2019 о предоставлении сведений, подтверждающих поступление иных межбюджетных трансфертов в МО "Кыренское", МО "Хужиры" в качестве компенсации выпадающих доходов в связи с возвратом излишне уплаченного земельного налога налогоплательщиком - ИСЗФ СО РАН.
Администрация МО "Тункинский район" предоставила ответ N 1060 от 19.07.2019, подтверждающий поступление в МО "Кыренское", МО "Хужиры" возмещения в качестве выпадающих доходов в связи с возвратом излишне уплаченного земельного налога. Сумма выделенных дополнительно иных межбюджетных трансфертов на исполнение расходных обязательств в июне 2018 года составила в МО СП "Кыренское" - 3 329 650,00 рублей, в МО СП "Хужиры" - 78 140,00 рублей.
Перечисление подтверждается платёжными поручениями с отметкой о проведении платежей: N 890670 от 12.07.2018 (проведено Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия - 12.07.2018), N 535212 от 01.06.2018 (проведено Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия - 01.06.2018), N 890543 от 12.07.2018 (проведено Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия - 12.07.2018).
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 октября 2019 года по делу N А10-4040/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4040/2019
Истец: Администрация муниципального образования сельское поселение Кыренское, МО СП Хужиры
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Республике Бурятия, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТУНКИНСКИЙ РАЙОН", Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия, ФГБУ НАУКИ ИНСТИТУТ СОЛНЕЧНО-ЗЕМНОЙ ФИЗИКИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК