г. Вологда |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А05-8474/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 марта 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Виноградова О.Н. и Шумиловой Л.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2019 года по делу N А05-8474/2019,
установил:
некоммерческая организация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого Автономного Округа" (ОГРН 1132900001189, ИНН 2983998996; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. В.И. Ленина, д. 23, корп. А, оф. 103; далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Архангельской области" (ОГРН 1022900550408, ИНН 2901038388; адрес: 163001, г. Архангельск, ул. Суворова, д. 35; далее - Учреждение) о взыскании 176 292 руб. 85 коп. долга по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с 20.12.2015 по 20.08.2019, 25 440 руб. 57 коп. пеней за период с 21.02.2016 по 15.09.2019.
Определением суда от 08 октября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Определением суда от 29 октября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2019 года исковые требования удовлетворены частично. С Учреждения в пользу Фонда взыскано 182 330 руб. 65 коп., в том числе 159 334 руб. 92 коп. задолженности и 22 995 руб. 73 коп. пеней за период с 21.06.2016 по 15.09.2019, а также 6 358 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказано. С Фонда в доход федерального бюджета взыскано 18 руб. государственной пошлины.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на следующее. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска является пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Стороны и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителя в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик владеет на праве оперативного управления нежилыми помещениями общей площадью 497,3 кв. м в многоквартирном доме N 7 по ул. Профессора Г.А.Чернова в г. Нарьян-Маре Архангельской области, запись о регистрации права совершена 23.06.2015.
За период с декабря 2015 года по август 2019 года истец направил ответчику для уплаты взносов на капитальный ремонт счета на общую сумму 193 598 руб. 89 коп.
Поскольку ответчик взносы на капитальный ремонт не уплатил, на требования об оплате и претензию не отреагировал, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными частично.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьей 249 ГК РФ определено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Таким образом, собственник жилого и нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Таким образом, законом установлено наличие у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Ограничений по содержанию имущества, следовательно, и несению соответствующих расходов, закон не содержит. Соответственно обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Учитывая, что спорные помещения закреплены за ответчиком на праве оперативного управления, он должен самостоятельно нести расходы по содержанию переданного имущества.
Обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт предусмотрена статьей 158 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 названной статьи расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частью 1 статьи 171 названного Кодекса в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 14.10.2014 N 2491 "Об определении способа формирования фонда капитального ремонта" для дома N 7 по ул. Профессора Г.А.Чернова в г. Нарьян-Маре определен способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Согласно постановлению администрации Ненецкого автономного округа от 16.08.2014 N 311-п (в редакции постановления от 27.08.2014 N 322-п) Фонд является региональным оператором в Ненецком автономном округе.
Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 13.08.2013 N 299-п установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, и составляет на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц на 2015 год - 6,50 руб. за 1 кв.м и на 2016 год - 6,90 руб. за 1 кв.м. Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 16.11.2016 года N 365-п установлен размер минимального взноса на капитальный ремонт в размере 7,96 руб. за 1 кв. м на 2017 год, 8,34 руб. за 1 кв. м на 2018 год и 8,70 руб. за 1 кв.м на 2019 год.
За период с 20.12.2015 по август 2019 года размер взносов на капитальный ремонт составил 176 292 руб. 85 коп. Доказательств оплаты долга ответчик суду не представил, заявил о применении срока исковой давности.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 195, 196, 200 ГК РФ, в связи с пропуском срока исковой давности, удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности частично - в сумме 159 334 руб. 92 коп.
Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда в данной части.
Кроме того, истец заявил требование о взыскании с ответчика неустойки в размере 25 440 руб. 57 коп. за период с 21.02.2016 по 30.09.2019.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами статей 330, 332 ГК РФ, 155 ЖК РФ, с учетом частичного удовлетворения требования истца по взысканию долга по взносам на капитальный ремонт, также частично удовлетворил требование о взыскании пеней - в сумме 22 995 руб. 73 коп. за период с 21.06.2016 по 15.09.2019.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда в данной части.
Доводы подателя жалобы о том, что финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации, не принимаются апелляционным судом.
Отсутствие бюджетных ассигнований не может служить основанием для освобождения Учреждения от обязанности исполнить обязательство по уплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренное законом.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2019 года по делу N А05-8474/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Архангельской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8474/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ "Северо-Западное ТУ имущественных отношений"Министерства обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5092/20
12.03.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-261/20
28.11.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8474/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8474/19