г. Москва |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А40-259688/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.В.Бекетовой, В.А.Свиридова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2019, принятое судьей
Нагорной А.Н. (75-4456) по делу N А40-259688/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФУД ЭКСПОРТ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по г. Москве
о признании недействительными решений,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Фатыхова З.Р. по дов. от 02.03.2020., Лядева А.В. по дов. от 02.03.2020, Стрельников А.И. по дов. от 24.07.2019, Кобозев А.Н. по дов. от 17.06.2019 |
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФУД ЭКСПОРТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 25.03.2019 NN 45054, 45055.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2019 требования общества удовлетворены частично: решения инспекции признаны недействительными в части доначисления обществу налога на добавленную стоимость за 3 и 4 кварталы 2016 года, а также взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, в части удовлетворения требований общества, инспекция обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители инспекции поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. От общества до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, а также отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просило оставить оспариваемое решение без изменения, считая его незаконным и необоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя инспекции рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, обществом в 3 и 4 кварталах 2016 года осуществлена реализация товаров (специи и бакалея) на экспорт в Республику Беларусь.
05.04.2018 общество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за 3, 4 квартал 2016 года с нулевыми показателями.
Инспекцией были проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по НДС, в ходе которых исходя из данных, содержащихся в федеральном информационном ресурсе "Беларусь-обмен", было установлено, что общество, совершив экспортные операции, документально не подтвердило (с соответствующим заполнением раздела 4 налоговых деклараций) правомерность применения по ним ставки 0%, а также не отразило данные операции, как неподтвержденные, с заполнением раздела 6 налоговых деклараций по НДС.
В связи с установленным неправомерным занижением обществом реализации по неподтвержденным в установленный 180-дневный срок экспортным операциям инспекцией были вынесены решения от 25.03.2019 N N 45054, 45055 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 25.03.2019 N 45054 инспекцией установлено неправомерное занижение обществом реализации на сумму 51 983 514 руб. за 3 квартал 2016 года, в связи с чем доначислен НДС в сумме 9 357 032 руб., общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 1 871 406,60 руб.; обществу было предложено отразить реализацию за пределы Российской Федерации (экспорт) в сумме 51 983 514 руб., начислить НДС в сумме 9 357 032 руб., уплатить доначисленные недоимку, пени и штраф, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 25.03.2019 N 45055 инспекцией установлено неправомерное занижение обществом реализации на сумму 70 036 875 руб. за 4 квартал 2016 г., в связи с чем доначислен НДС в сумме 12 606 638 руб., общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 2 521 327,60 руб.; обществу было предложено отразить реализацию за пределы Российской Федерации (экспорт) в сумме 70 036 875 руб., начислить НДС в сумме 12 606 638 руб., уплатить доначисленные недоимку, пени и штраф, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Письмом от 27.05.2019 N 12-12/028504 инспекция внесла изменения в решение от 25.03.2019 N 45055 в порядке исправления технических ошибок: неправомерное занижение реализации за 4 квартал 2016 год уменьшено до суммы 60 875 151 руб., доначисленный НДС - до суммы 10 957 527 руб., штраф - до суммы 2 191 505,40 руб.
Общество, не согласившись с вынесенными инспекцией решениями, обратилось с апелляционными жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, которое решениями от 26.06.2019 N N 21-19/106920@, 21-19/106921@ оставило без изменения решения инспекции, что послужило основанием для обращения в суд с требованиями по настоящему делу.
Установив, что общество в установленный 180-дневный срок обязанность по подтверждению обоснованности применения ставки 0% в отношении операций по реализации за 3, 4 кварталы 2016 года не исполнило, суд пришел к выводу о том, что у общества возникла обязанность по отражению реализации на экспорт на сумму 51 983 514 руб. за 3 квартал 2016 г. и в сумме 60 875 151 руб. за 4 квартал 2016 г. как подлежащей налогообложению по ставке 18%, исчислении НДС в суммах 9 357 032 руб. и 10 957 527 руб. и уплате его в бюджет.
Вместе с тем, сделав вывод о том, что к моменту вынесения оспариваемых решений общество подтвердило обоснованность применения ставки 0% в отношении реализации на экспорт в спорные периоды, представив 25.01.2019 в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 24 по г. Москве по месту своего учета налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2018 года, в разделе 4 которой отражена реализация на общую сумму 261 652 385 руб. (включающая суммы реализации по спорным периодам), по которой ей была подтверждена обоснованность применения ставки 0%, суд признал, что у инспекции отсутствовали основания для доначисления обществу налога по ставке 18% с сумм данной реализации и привлечения его к ответственности за неуплату данного налога, в связи с чем оспариваемые решения в части указанных выводов не соответствуют требованиям законодательства о налогах и сборах и подлежат признанию недействительными.
В апелляционной жалобе инспекция, выражая несогласие с принятым по делу решением в части удовлетворения требований общества, ссылаясь на неправильное применение им норм материального права.
Инспекция указывает, что поскольку обществом обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет с экспортной выручки с заполнением 6 раздела в уточненных декларациях по НДС за 3, 4 кварталы 2016 не исполнена, декларации представлены с нулевыми показателями, налоговым органом обоснованно установлено неправомерное занижение реализации, доначислен НДС с сумм экспортных операций, организация привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в суммах указанных в решениях, а вывод арбитражного суда о том, что доначисление налоговым органом заявителю налога по ставке 18% с сумм реализации по экспортным операциям и привлечение его к ответственности за неуплату данного налога не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, противоречит требованиям пункта 9 статьи 165 НК РФ.
Также инспекция считает, что не обоснован довод суда о том, что на момент вынесения налоговым органом оспариваемых решений, общество подтвердило обоснованность применения ставки 0% по экспортным операциям 3,4 квартала 2016 года, отразив суммы по спорным периодам в 4 разделе декларации по НДС за 4 квартал 2018 года.
При этом инспекция отмечает, что оспариваемые решения вступили в законную силу 26.06.2019, т.е. ранее даты вынесения решения ИФНС России N 24 по г. Москве от 28.10.2019 N 17/4029 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым подтверждена обоснованность применения Обществом налоговой ставки 0% в размере 261 542 385 руб.
Апелляционный суд, рассмотрев приведенные в жалобе доводы оснований для отмены судебного акта в оспариваемой инспекцией части не усматривает.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов.
На основании положений пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.
Согласно пункту 5 раздела II Протокола документы, предусмотренные пунктом 4 Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства- члена, с территории которого экспортированы товары.
В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола, по истечении срока, установленного настоящим пунктом, уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.
Абзацем вторым пункта 9 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 данного Кодекса, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 данного Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 данного Кодекса.
Из указанных норм права в их взаимосвязи следует, что в случае, если в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров на экспорт полный пакет документов предусмотренных пунктом 4 раздела II Протокола не собран, налогоплательщик обязан включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу, определив момент ее формирования с даты отгрузки товара, исчислить сумму налога на добавленную стоимость и уплатить его.
Невыполнение названных действий является неуплатой налога в результате занижения налоговой базы, неправомерного бездействия налогоплательщика, влекущих применение ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
В то же время положения главы 21 НК РФ не ограничивают налогоплательщика в праве представить по истечении 180-дневного срока полный пакет документов для подтверждения экспортной операции, а, напротив, в случае, если такие документы будут собраны и представлены в инспекцию, гарантируют ему принятие к вычету уплаченных сумм налога.
Таким образом, в случае представления налогоплательщиком соответствующих документов по истечении 180-дневного срока, такие операции подлежат обложению по налоговой ставке 0 процентов. В этой ситуации с налогоплательщика подлежат взысканию суммы пени за период, в течение которого имелась обязанность по уплате налога. Основания же в этом случае для взыскания налога по ставке 18% отсутствуют. Следовательно, нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за неполную уплату этой суммы налога, так как согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ штраф, предусмотренный этой нормой, исчисляется от суммы налога, не полностью уплаченной в бюджет, тогда как при применении налоговой ставки 0 процентов сумма налога и база для исчисления суммы штрафа, равна нулю (аналогичный подход приведен в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2015 N Ф04-26678/2015 по делу N А45-24290/2014).
В рассматриваемом случае установлено, что налогоплательщик, хотя и по истечении 180 календарных дней с даты экспорта, но до момента вынесения оспариваемых решений подтвердил право на применение налоговой ставки 0 процентов, представив 25.01.2019 в ИФНС России N 24 по г. Москве по месту своего учета налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2018 года, в разделе 4 которой была отражена реализация на общую сумму 261 652 385 руб. (включающая суммы реализации по спорным периодам), по которой инспекцией была подтверждена обоснованность применения ставки 0%.
То обстоятельство, что соответствующее решение было вынесено ИФНС России N 24 по г. Москве после вынесения (вступления в силу) оспариваемых решений вопреки доводам инспекции не имеет правового значения.
Юридически значимым обстоятельством является то, когда соответствующие действия были совершены налогоплательщиком, а они предшествовали по времени дате вынесения оспариваемых решений.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признаны недействительными оспариваемые решения в части доначисления обществу налога и привлечения его к ответственности в виде штрафа.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2019 по делу N А40-259688/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-259688/2019
Истец: ООО "ФУД ЭКСПОРТ"
Ответчик: ИФНС N19 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9003/20
11.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5649/20
17.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-259688/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-259688/19