г. Санкт-Петербург |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А42-7491/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым МС
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3044/2020) ООО "Чистый город" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2019 по делу N А42-7491/2019, принятое
по иску Балтийско-Арктического Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (до переименования - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области)
к ООО "Чистый город"
о взыскании,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (после изменения наименования - Балтийско-Арктическое Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 5 783 292,53 руб., составляющих плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2018 год.
Решением суда от 23.12.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что на 2018 год в установленный для ответчика тариф на сбор и размещение твёрдых коммунальных отходов расходы по внесению платы за НВОС включены не были. Кроме того, податель жалобы полагает, что АО "Управление отходами" является с 2018 года региональным оператором в Мурманской области, в связи с чем именно на него возложена обязанность по внесению платы за НВОС за 2018 год.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.06.2016 Обществу выдана лицензия N (51)-412-СТР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (т.1 л.д. 35-42).
17.01.2019 Общество представило в Управление декларацию (первичную) о плате за НВОС за 2018 год (т.1 л.д. 43-47).
04.03.2019 Обществом в Управление представлена уточненная декларация о плате за НВОС за 2018 год (т.1 л.д. 62-68).
Управлением при проведении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет по Декларации (первичной) Раздела 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" и анализе сведений, представленных Обществом в форме статистической отчетности за 2018 год "Форма N 2-ТП (отходы)" от 23.01.2019 (т.1 л.д. 48-59), выявлено, что Обществом из платежной базы при исчислении платы за НВОС исключены поступившие от других хозяйствующих субъектов и размещенные в 2018 году твердые коммунальные отходы в количестве 66 807,4 тонн, в том числе:
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724) - 43 702,1 тонн;
- мусор и смет уличный (код ФККО 73120001724) - 2 094,6 тонн;
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 73310001724) - 13 759,6 тонн;
- отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) - 6 235,2 тонн;
- отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (код ФККО 73120003425) - 131,1 тонн;
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (код ФККО 73310002725) - 131,6 тонн;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код ФККО 73510001725) -351,7 тонн;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код ФККО 73510002725) - 101,5 тонн;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений (код ФККО 73710001725) - 300,0 тонн.
08.05.2019 Управление направило в адрес Общества требование N 04/05 от 30.04.2019 об уплате в добровольном порядке в срок до 03.06.2019 недоимки по плате за НВОС за 2018 год в общей сумме 5 783 292,53 руб.
Невнесение ответчиком платы за НВОС послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 31.12.2017, далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Податель жалобы, не оспаривая размер доначисленной платы, полагает, что в 2018 году Общество не являлось плательщиком платы за НВОС.
Указанный довод оценен судом первой инстанции и правомерно им отклонен в силу следующего.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также в пункте 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ), согласно которому плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что, несмотря на заключение 10.01.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства с АО "Управление отходами" Соглашения (т. 2, л.д. 6-11) об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и присвоение указанному лицу статуса регионального оператора по обращению с ТКО, в 2018 году АО "Управление отходами" соответствующую деятельность не осуществляло.
Фактически деятельность по размещению ТКО в 2018 году осуществляло Общество. Данный факт ответчиком подтверждается и не оспаривается.
Как верно отметил суд первой инстанции, сам факт заключения АО "Управление отходами" Соглашения от 10.01.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области не порождает у АО "Управление отходами" обязанности по внесению платы за НВОС и, соответственно, не освобождает операторов, фактически осуществляющих размещение отходов, от внесения данной платы.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по внесению платы за НВОС должно нести именно Общество, как оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, непосредственно осуществляющий деятельность по их размещению.
Данный вывод соответствует положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ и согласуется с разъяснениями, содержащимся в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.12.2018 N 12-47/31393, согласно которым плата при размещении ТКО взимается с того, кто осуществляет размещение (хранение и захоронение) ТКО. Региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. При наличии у регионального оператора договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по захоронению ТКО плата при размещении ТКО взимается с операторов, осуществляющих захоронение ТКО.
Также данный вывод соответствует правовой позиции, отраженной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2019 N 44-АПА19-10.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил довод об отсутствии у Общества обязанности по внесению платы за НВОС за 2018 год в связи с тем, что в утвержденном для него тарифе на размещение ТКО, установленном Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (далее - КТР), не учтена сумма платы за НВОС.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Согласно статье 24.8 Закона N 89-ФЗ захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Данная деятельность осуществляется по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами (пункт 2).
Представленная в материалы дела копия выписки из протокола заседания Правления КТР от 19.12.2017 свидетельствует о том, что плата за НВОС при размещении отходов в размере 38 753,49 тыс. руб. не была учтена при установлении Обществу тарифа со ссылкой на положения пункта 50 Основ ценообразования в связи с отсутствием в материалах тарифного дела документов по утверждению лимитов (т.1 л.д. 142).
Указанное решение КТР ответчиком не оспаривалось.
Письмом от 16.04.2019 N 06-02/1099-ВГ КТР разъяснил, что в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов, то такие расходы учитываются при установлении тарифов для такой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью; при корректировке установленных тарифов на 2020 год Комитетом будет рассмотрен вопрос об учете расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов, в случае предоставления обосновывающих материалов организацией (т.1 л.д. 72).
При таких обстоятельствах, как верно заключил суд первой инстанции, Общество не лишено права учесть фактически понесенные расходы по внесению платы на НВОС за 2018 год при корректировке установленных тарифов.
Учитывая изложенное, требование истца обосновано по праву и размеру, в связи с чем правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
В целом доводы подателя жалобы аналогичны доводам, приведенным заявителем в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23 декабря 2019 года по делу N А42-7491/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7491/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
Ответчик: ООО "Чистый город"