г. Самара |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А72-10026/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Лихоманенко О.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2020 г. в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 декабря 2019 года по делу N А72-10026/2019 (судья Овсяникова Ю.А.)
по заявлениям объединенного дела открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ОГРН 1067327027899, ИНН 7327039640), г. Ульяновск
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды третье лицо: публичное акционерное общество "Т Плюс"
об оспаривании предписания N А-51 от 16.05.2019, о признании незаконным и отмене постановления от 04.06.2019 N 334/10-ЖН по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области о признании незаконным и отмене предписания N А-51 от 16.05.2019 (дело N А72-10026/2019) и оспаривании постановления от 04.06.2019 N 334/10-ЖН по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 руб. (дело N А72-10124/2019).
Определениями от 27.06.2019 и 28.06.2019 суд принял к производству указанные дела и определением от 14.08.2019 объединил дела N А72-10124/2019 и N А72-10026/2019 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А72-10026/2019, поскольку предметом указанных дел являются требования об оспаривании постановления и предписания, вынесенные по результатам одной проверки по выявленному нарушению, допущенному при управлении многоквартирным домом N 40 по ул. Пушкарёва г. Ульяновска.
Определением от 14.08.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество "Т Плюс".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19 декабря 2019 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявление ОАО "ГУК Засвияжского района" о признании недействительным и отмене постановления от 04.06.2019 г. N 334/10-ЖН о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что действия ОАО "ГУК Засвияжского района" по начислению платы "ГВС на содержание общего имущества МКД" не противоречит принятому решению собственников МКД.
От Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ГУК Засвияжского района" является управляющей компанией, на основании договора управления осуществляет управление многоквартирным домом N 40 по улице Пушкарева в г.Ульяновске (далее - МКД).
На основании обращения председателя МКД N 40 по ул. Пушкарева от 26.02.2019, перенаправленного для рассмотрения по существу из Законодательного собрания Ульяновской области, по распоряжению Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды от 25.04.2019 N 000581/А-51 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ГУК Засвияжского района" лицензионных требований при начислении платы за ГВС на содержание общего имущества МКД.
В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований по исполнению обязанностей по Договору управления многоквартирным домом, отраженные в Акте проверки от 16.05.2019 N А-51, которые выразились в следующем: установлено начисление и сбор платы за "ГВС на содержание общего имущества МКД" исходя из показаний общедомового прибора учета без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в нарушение ч.9.2 ст.156, ч.2 ст.162 ЖК РФ, п.п. "б" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; абз.1,2 п.п."ж" п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв.Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
Для устранения выявленных нарушений Обществу выдано предписание N А-51 от 16.05.2019 со сроком исполнения до 21.06.2019.
20.05.2019 должностными лицами Министерства в отношении ГУК при надлежащем уведомлении и с участием представителя Общества составлен протокол N А-51 об административном правонарушении, на основании которого Постановлением от 04.06.2019 N 334/10-ЖН по делу об административном правонарушении ОАО "ГУК Засвияжского района" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
ОАО "ГУК Засвияжского района" не согласилось с указанным предписанием и постановлением, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными (незаконными) и отмене.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений МКД N 40 по ул. Пушкарева г.Ульяновска от 10.12.2018 г., проводимого в форме очно-заочного голосования, собственниками помещений утверждены условия нового договора управления многоквартирным домом, согласно которому Управляющая организация ежемесячно включает в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение коммунальных ресурсов: холодной воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из расчета на 1 кв.м. жилого/нежилого помещений и из показаний общедомового прибора учета, тарифов, установленных на конкретный коммунальный ресурс для населения (пункт 4.2 Договора управления).
Таким образом, заявитель полагает, что начисление платы за ГВС на содержание общего имущества МКД исходя из показаний общедомового прибора учета соответствует условиям договора.
Ответчик заявленные требование не признает, указывает, что согласно платежным документам собственника квартиры N 1 дома N 40 по ул. Пушкарева в г. Ульяновске в декабре 2018 года была начислена плата за "ГВС на содержание общего имущества МКД" в размере 13 руб. 50 коп., в январе 2019 года по этой же сроке начисления составили в размере 209 руб. 97 коп., в феврале 2019 года - 766 руб. 18 коп. Данное увеличение платы с января 2019 года произошло ввиду начисления управляющей организацией за данный коммунальный ресурс, исходя из показаний общедомового прибора учета. В ходе проведения проверки Управляющая организация предоставила протокол внеочередного общего собрания собственников от 10.12.2018, где указано, что собственники данного дома утвердили условия Договора управления многоквартирным домом. Однако, согласно ч.9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации решений о начислении платы за коммунальный ресурс исходя из показаний общедомового прибора учета, собственниками на общем собрании не принимались. Документов, подтверждающих утверждение собственниками помещений тарифов, установленных на конкретный коммунальный ресурс для населения в ходе проверки не представлено.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу пп.26 ч.4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
Согласно ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах..., о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса..., о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг)., нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения (ч. 4.2).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (ч.5 ст.20 ЖК РФ):
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований,
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании пункта 1 статьи 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений. К компетенции общего собрания относятся вопросы, прямо предусмотренные пунктом 2 статьи 44 ЖК РФ, а также другие вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания.
В соответствии с п.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с п.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу п. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 (плата за капитальный ремонт) настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.2. статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют:
- случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также
- случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с п.40 указанных Правил N 354 Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п.44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, по общему правилу, размер расходов граждан на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не должен превышать норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов.
Решением общего собрания может быть решен вопрос, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; или исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Многоквартирный дом N 40 по ул. Пушкарева г. Ульяновска находится в управлении ОАО "ГУК Засвияжского района" на основании договора управления многоквартирным домом. Данный многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения.
Как подтверждается материалами дела, на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 40 по ул. Пушкарева г. Ульяновска было принято решение, оформленное протоколом от 10.12.2018, об определении условий Договора управления многоквартирным домом, содержащего п. 4.2, в котором установлено, что управляющая организация ежемесячно включает в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение коммунальных ресурсов: холодной воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из расчета на 1 кв.м. жилого/нежилого помещений и из показаний общедомового прибора учета, тарифов, установленных на конкретный коммунальный ресурс для населения.
Однако решений о начислении платы за коммунальный ресурс исходя из показаний общедомового прибора учета собственниками на общем собрании не принималось; протокол общего собрания от 10.12.2018 такого решения не содержит. Утверждение общих условий договора управления МКД с 10.12.2018 не свидетельствует о принятии собственниками решения об изменении оплаты за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, и не подтверждает волеизъявление собственников именно по вопросу определения объемов коммунальной услуги сверх нормативно установленного.
Принятие решения в соответствии с частью 9.2. статьи 156 ЖК РФ предполагает включение данного вопроса, ввиду его особой важности и исключительности по сравнению с нормативно установленными правилами, отдельным пунктом в повестку общего собрания собственников помещений МКД, а не путем включения данного пункта одним из подпунктов объемного договора управления, состоящего из 10 разделов на 16 страницах сплошного текста, сложного для понимания рядового потребителя.
Как указано в письме Минстроя России от 17.11.2017 N 50534-ОГ/04, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.
Решений о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, собственниками МКД по ул. Пушкарева N 40 не принималось. Протоколом общего собрания от 10.12.2018 не подтверждается принятие собственниками помещений МКД решений по сверхнормативному распределению коммунальных ресурсов на содержание общего имущества.
Таким образом у Общества как у управляющей компании не имелось правовых оснований для начисления платы за коммунальные ресурсы ГВС на ОДН исходя из показаний ОДПУ; расчет размера платы потребителям за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома N 40, произведен ОАО "ГУК Засвияжского района" с 10 декабря 2018 в нарушение требований жилищного законодательства.
Довод заявителя, что указанный МКД оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором в соответствии с п.9.2 ст.156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета, не подтвержден материалами дела и ресурсоснабжающей организацией - ПАО "Т ПЛЮС", привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, который в отзыве указывает, что оснований для отнесения установленного в МКД по ул. Пушкарева, 40 УУТЭ к автоматизированной информационно-измерительной системе учета не имеется.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон по правилам ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел правильному выводу, что оспариваемое предписание N А-51 от 16.05.2019 вынесено по результатам проверки, проведенной на законных основаниях, органом, обладающим соответствующими полномочиями, содержит требование об устранении выявленных нарушений, направленное на проведение перерасчета потребителю и на недопущение подобных нарушений впредь, следовательно, является исполнимым, в связи с чем суд считает указанный ненормативный акт законным и обоснованным, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п.3 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ).
Согласно примечанию к ст.28.1 КоАП РФ при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
Согласно материалам проверки, представленным в дело, акт проверки N А-51 оформлен 16.05.2019, а протокол об административном правонарушении в отношении ГУК составлен 20.05.2019, что соответствует требованиям закона.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
ООО "ГУК Засвияжского района" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями является, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в число которых входит организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги; начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Следовательно, соблюдение требований законодательства Российской Федерации при начислении обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, является лицензионным требованием, несоблюдение которого влечет административную ответственность по части 2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за ремонт, содержание жилья и предоставление коммунальных ресурсов. Установленный действующим законодательством порядок определения платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций.
Постановлением от 04.06.2019 N 334/10-ЖН по делу об административном правонарушении ОАО "ГУК Засвияжского района" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа менее минимального размера - 125 000 руб.
Суд считает, что материалами дела подтверждается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а также вина Общества в его совершении
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд не усматривает исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения; значительное превышение начисленной платы над нормативной, рассчитанной в отзыве административным органом, свидетельствует о нарушении прав потребителя -собственника помещения в МКД.
Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен, процессуальных нарушений судом не установлено.
При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных управляющей организацией требований об отмене ненормативного правового акта и постановления о привлечении к административной ответственности не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 декабря 2019 года по делу N А72-10026/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10026/2019
Истец: ОАО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЗАСВИЯЖСКОГО РАЙОНА", ОАО "ГУК Засвияжского района"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области
Третье лицо: ПАО "Т ПЛЮС", ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Ульяновский"