г. Владивосток |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А24-6405/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей С.В. Понуровской, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-892/2020
на решение от 28.12.2019
судьи Довгалюка Д.Н.
по делу N А24-6405/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Камчатский государственный технический университет" (ИНН 4100001140, ОГРН 1024101031790)
к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793)
о признании недействительными пунктов 7, 8, 9 представления от 21.05.2019 N 38-24-11/12-05,
при участии: лица, участвующие в деле не явились,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Камчатский государственный технический университет" (далее - заявитель, учреждение, ФГБОУВО "КамГТУ") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительными пунктов 7, 8, 9 представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - управление, УФК по Камчатскому краю) от 21.05.2019 N 38-24-11/12-05
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.12.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, посчитав его незаконным и необоснованным, обжаловало его в порядке апелляционного производства. В жалобе управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление считает, что судом сделан неверный вывод о том, что приведенный в приложениях N 2 к Соглашениям N 076-02-58, N 076-02-38 и в пункте 2.2 Соглашения N 076-02-77 код бюджетной классификации полученной учреждением субсидии (подраздел 0706) не может быть однозначно истолкован, как определяющий использование денежных средств бюджета на выплату стипендий и материальной поддержки лицам, обучающимся в образовательном учреждении высшего образования по образовательным программам исключительно высшего образования, поскольку данный вывод противоречит самому понятию бюджетной классификации Российской Федерации, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов (статья 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Так, по мнению УФК, по подразделу 0706 "Высшее образование" подлежат отражению расходы на оказание услуг по реализации образовательных программ только высшего образования, а для отражения расходов на оказание услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования предусмотрен иной подраздел 0704. При этом следует учесть, что расходы по вышеуказанным подразделам отражаются в зависимости от вида/типа образовательной программы, а не от вида/типа учебного заведения, как ошибочно посчитал суд первой инстанции.
В связи с чем, как считает апеллянт, поскольку субсидия по соглашениям (N 076-02-58, N 076-02-38 и N 076-02-77) была предоставлена именно по данному коду бюджетной классификации (подраздел 0706), то и расходы должны были быть произведены в соответствии с "Направлением расходования средств Субсидии" - стипендиальное обеспечение обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам именно высшего образования по очной форме обучения, по указанному в вышеназванных Соглашениях КБК (то есть по подразделу 0706).
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании приказа от 22.01.2019 N 34 должностными лицами УФК по Камчатскому краю в период с 24.01.2019 по 21.03.2019 проведена выездная проверка использования ФГБОУВО "КамГТУ" субсидий из федерального бюджета.
В ходе проведения проверки установлены следующие нарушения:
- в нарушение пунктов 1.1, 2.2, 4.3.3 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 01.02.2017 N 076-02-038 учреждением за счет средств субсидии, представленных на стипендиальное обеспечение обучающихся по образовательным программам высшего образования произведены расходы не в соответствии с целями предоставления субсидии, а именно на выплату стипендии 259 обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена) в общей сумме 3 437 187,87 рублей;
- в нарушение пунктов 1.1, 2.2, 4.3.3 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 05.05.2017 N 076-02-077 учреждением за счет средств субсидии, представленных на выплату студентам, аспирантам и докторантам стипендии Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации, обучающихся по образовательным программам высшего образования, произведены расходы не в соответствии с целями ее предоставления, а именно: на выплату стипендии 4 обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена) в общей сумме 192 000 рублей;
- в нарушение пунктов 1.1, 2.2, 4.3.2 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 23.03.2017 N 076-02-058 Учреждением за счет средств субсидии, представленной с целью произведения выплат материальной поддержки физическим лицам, обучающимся по образовательным программам высшего образования, начислено и выплачено материальной поддержки не в соответствии с целями предоставления субсидии, а именно начислено выплат физическим лицам материальной поддержки 133 обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена) в общей сумме 1 836 721 рублей, выплачено с учетом удержанного налога в сумме 1 597 917 рублей.
Установленные в ходе проверки обстоятельства и выводы должностных лиц УФК по Камчатскому краю отражены в акте выездной проверки от 21.03.2019.
По результатам проведенной проверки 21.05.2019 УФК по Камчатскому краю выдало заявителю представление N 38-24-11/12-05, в пунктах 7, 8, 9 которого отражены вышеуказанные нарушения, а также указано на необходимость рассмотрения информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и принятия мер по устранению причин и условий их совершения.
Не согласившись с пунктами 7, 8, 9 полученного представления, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу УФК - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая оспариваемое представление незаконным суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В силу пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Приказом Федерального агентства по рыболовству (далее - ФАР) от 02.12.2014 N 923 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Федерального агентства по рыболовству, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Правила N 923).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 923 целевые субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Агентству на указанные в Правилах N 923 цели.
Пунктом 3 Правил N 923 определен перечень расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии.
В силу пункта 4 Правил N 923 целевая субсидия предоставляется из федерального бюджета в соответствии с Соглашением о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключаемым между ФАР и учреждением, сформированным в форме электронного документа в соответствии с Типовой формой, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2016 года N 197н "Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что 01.02.2017 между ФАР и ФГБОУВО "КамГТУ" заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от N 076-02-038 (далее - Соглашение N 076-02- 38).
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Соглашения N 076-02-38 цели предоставления субсидии определены в приложении N 2. Приложение N 2 к соглашению N 076-02-38 предусматривает предоставление учреждению субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей.
По кодам расходов федерального бюджета данная субсидия определена следующим образом: код главы - 076, подраздел - 0706, целевая статья - 0210193490, вид расходов - 612.
23.03.2017 между ФАР и учреждением заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от N 076-02-058 (далее - Соглашение N 076-02-58).
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Соглашения N 076-02-58 цели предоставления субсидии определены в приложении N 2. Приложение N 2 к соглашению N 076-02-58 предусматривает предоставление учреждению субсидии, в том числе, в целях осуществления выплат физическим лицам.
По кодам расходов федерального бюджета данная субсидия определена следующим образом: код главы - 076, подраздел - 0706, целевая статья - 0210193490, вид расходов - 612.
05.05.2017 между ФАР и ФГБОУВО "КамГТУ" заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от N 076-02-077 (далее - Соглашение N 076-02- 77).
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Соглашения N 076-02-77 субсидия предоставлена в целях выплаты студентам, аспирантам и докторантам стипендии Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 Соглашения N 076-02-77 по коду расходов федерального бюджета данная субсидия определена следующим образом: код главы - 076, подраздел- 0706, целевая статья - 0210538930, вид расходов - 612.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (действовавшие в проверяемый период).
В соответствии с абзацем 1 раздела III Указаний N 65н классификация расходов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.
Пунктом 3.2 раздела III Указаний N 65н определены правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов.
В силу вышеназванного пункта Указаний N 65н по подразделу 0706 "Высшее образование" подлежат отражению расходы на оказание услуг по реализации образовательных программ высшего образования, а также на обеспечение деятельности образовательных организаций высшего образования.
В соответствии с пунктом 4(1).2.2(1).2 Указаний N 65н (здесь и далее в редакции, действовавшей в период расходования средств субсидий) по целевой статье 0210100000 отражались расходы федерального бюджета на "Реализацию образовательных программ в вузах".
Согласно пункту 4(1).2.5(1) Указаний N 65н по направлению расходов 93490 отражались расходы федерального бюджета на стипендиальное обеспечение обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 4(1).2.2(1).2 Указаний N 65н по целевой статье 0210500000 отражались расходы федерального бюджета на реализацию основного мероприятия "Поддержка талантливой молодежи в организациях профессионального образования".
Согласно пункту 4(1).2.5(1) Указаний N 65н по направлению расходов 38930 отражались расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение выплаты для обучающихся по очной форме обучения, в том числе в образовательных учреждениях и научных организациях субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных учреждениях, по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации стипендий:
- Президента Российской Федерации для студентов образовательных учреждений высшего образования, аспирантов образовательных учреждений высшего образования и научных организаций;
- Правительства Российской Федерации для студентов образовательных учреждений высшего образования и аспирантов образовательных учреждений высшего образования и научных организаций, а также для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и высшего образования по основным профессиональным программам среднего профессионального образования.
ФГБОУВО "КамГТУ" является образовательным учреждением высшего образования, что соответствует как подразделу 0706 "Высшее образование", так и целевой статье 0210100000 "Реализация образовательных программ в вузах".
В приложениях N 2 к Соглашениям N 076-02-58 и N 076-02-38 в графе "Направление расходования средств субсидии" содержится прямое указание на направление расходования средств субсидии на стипендиальное обеспечение обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, а в пунктах 1.1, 2.1 Соглашения N 076-02-77 субсидия предоставлена в целях выплаты студентам, аспирантам и докторантам стипендии Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации.
Выплата учреждением стипендий (материальной поддержки), стипендий Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования соответствует направлениям расходов 93490 и 38930.
Кроме того, в приложении N 10 Указаний N 65н "Перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ" в редакции, действовавшей в момент предоставления и расходования субсидии (2017 год), приведено описание целевой статьи 0210100000 как "Основное мероприятие "Реализация образовательных программ в вузах". С 01.01.2018 описание целевой статьи 0210100000 изменилось на "Реализация образовательных программ высшего образования".
В письме Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки от 09.01.2017 N 18-11 адресованного ФАР доведена информация о распределении бюджетных ассигнований на выплату стипендий Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для обучающихся в организациях, подведомственных Росрыболовству России (приложение N 1). Согласно данному письму стипендии Правительства Российской Федерации установлены для лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.
Исходя из буквального содержания Соглашений N 076-02-58, N 076-02-38 и N 076-02-77, а также приведенного в Указаниях N 65н описания целевых статей 0210100000, 0210500000 и направлений расходов 93490, 38930, суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у УФК по Камчатскому краю отсутствовали основания для признания учреждения нарушившим условия расходования полученных субсидий.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд обоснованно признал недействительными пункты 7, 8, 9 оспариваемого представления.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.12.2019 по делу N А24-6405/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
С.В. Понуровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6405/2019
Истец: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Камчатский государственный технический университет"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю