г. Челябинск |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А07-12248/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Соколовой И.Ю., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюмеевым Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению имуществом в Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2023 по делу N А07-12248/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Транснефть - Урал" - Ибрагимов Эльвир Маснавиевич (доверенность от 18.01.2024 срок действия до 31.12.2024, паспорт), Сапова Елена Геннадьевна (доверенность от 08.12.2023 срок действия до 31.12.2024, паспорт, диплом),
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Акционерное общество "Транснефть - Урал" (далее - истец, АО "Транснефть - Урал") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ответчик, ТУ Росимущества) о прекращении договора от 30.09.2009 N 000900 аренды земельного участка с 26.09.2022; об обязании принять по акту приема-передачи земельный участок, переданный по договору аренды земельного участка от 30.09.2019 N 000900, находящегося в государственной собственности, общей площадью 447755 кв.м., с кадастровым номером 02:27:000000:153, расположенный по адресу: РБ, Илишевский р-н.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 13.12.2023 (резолютивная часть от 12.10.2023) исковые требования удовлетворены. Суд признал договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 000900 от 30.09.2009, заключенный в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:27:000000:153, прекращенным с 26.09.2022 года. Обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан принять от АО "Транснефть - Урал" по акту приема-передачи земельный участок, переданный по договору ар аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 000900 от 30.09.2009, общей площадью 447 755 кв.м., с кадастровым номером 02:27:000000:153, расположенный по адресу: Респ. Башкортостан, Илишевский район.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы отмечает, что согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:22:000000:153 отсутствует запись о публичном сервитуте, установленном приказом Минэнерго России от 14.09.2022 N 955. Поскольку согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:153 не установлены границы, рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды не представляется возможным, о чем Территориальное управление сообщило письмом от 20.10.2022 N 02-ФЛ-04/11719, в ответ на обращение АО "Транснефть-Урал" от 28.09.2022 N ТУР-23-23-18/40258.
От АО "Транснефть - Урал" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, между ОАО "Уралтранснефтепродукт" (в настоящее время - АО "Транснефть-Урал") (Арендатор) и ТУ Росимущества (Арендодатель) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 30.09.2009 N 000900 (далее - договор, л.д. 23-24), согласно условиям, которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок (единое землепользование) со следующими характеристиками: кадастровый номер 02:27:000000:153; местоположение: Респ. Башкортостан, Илишевский р-н; общая площадь: 447755 (кв.м.); категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под промышленные предприятия.
Согласно пункту 1.2 договора, арендатор имеет на праве собственности, находящееся на земельном участке: сооружение - производственно-технологический комплекс - магистральный нефтепродуктопровод "Уфа-Камбарка" (линейная часть). Право на объекты недвижимости подтверждаются: Свидетельством о государственной регистрации права от 15.09.2003 г. 02 АА N 073943.
В соответствии с пунктом 2.1 договора, сумма арендной платы на 2009 год (с 01.09.2009 до 01.08.2010) составляет: 388 483,48 руб. (Триста восемьдесят восемь тысяч четыреста восемьдесят три рубля сорок восемь копеек). Величина ежемесячной арендной платы за пользование земельным участком составляет 35 316,68 руб. (Тридцать пять тысяч триста шестнадцать рублей шестьдесят восемь копеек) определяется согласно прилагаемому к настоящему договору расчету арендной платы и вносится Арендатором в Управление федерального казначейства.
Дополнительными соглашениями N 4 от 03.02.2014, N 5 от 17.04.2014, N 6 от 24.04.2015 срок аренды по договору продлен соответственно с 01.05.2013 по 31.03.2014, с 01.04.2014 по 28.02.2015, с 01.03.2015 по 31.01.2016.
После 01.02.2016 АО "Транснефть-Урал" продолжало пользоваться земельным участком в отсутствие возражений арендодателя и оплачивало арендную плату в соответствии с согласованными сторонами расчетами арендной платы на текущий год.
Приказом Минэнерго РФ от 14.09.2022 N 955, в соответствии со статьей 23 и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" для использования земель и земельных участков в целях эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода федерального значения "Сооружение - производственно-технологический комплекс - магистральный нефтепродуктопровод "Уфа-Камбарка" (линейная часть)" установлен публичный сервитут на 49 лет (далее - Публичный сервитут).
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 02:27:000000:153 полностью расположен в границах МНПП "Уфа - Камбарка" (линейная часть) и в границах вышеуказанного Публичного сервитута, необходимость владения и пользования земельным участком с кадастровым номером 02:27:000000:153 по Договору N 000900 от 30.09.2009 с 26.09.2022 у истца отсутствует.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером 02:27:000000:153 в пределах границ публичного сервитута, установленного Приказом Минэнерго России от 14.09.2022 955, подтверждается заключением кадастрового инженера Назарова Д.А. от 08.11.2022.
В целях расторжения договора N 000900 от 30.09.2009 в адрес ТУ Росимущества в РБ направлены письма N ТУР-23-23-18/40258 от 28.09.2022, N ТУР-23-23-18/46675 от 09.11.2022 (с приложением заключения кадастрового инженера от 08.11.2022 и акта приема-передачи земельного участка), N ТУР-21-04-12/52746 от 16.12.2022. По смыслу указанных писем усматривается волеизъявление АО "Транснефть-Урал" об отказе от договора аренды в связи с установлением Публичного сервитута.
Ответными письмами N 02-ФЛ-04/11719 от 20.10.2022, N 02-ФЛ-04/13932 от 08.12.2022, N 02-ФЛ-04/509 от 18.01.2023 ТУ Росимущества по РБ отказало в заключении соглашения о расторжении договора по причине того, что по данным ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:27:000000:153 отсутствуют сведения об установлении публичного сервитута.
Истец указал, что ответчиком не учтено, что сведения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка 02:27:000000:153 в ЕГРН отсутствуют в виду того, что границы данного земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством и сведения о координатах их границ отсутствуют в ЕГРН.
Таким образом, за период с 26.09.2022 по настоящее время на спорном земельном участке установлено одновременно два вида права пользования одним и тем же участком одним и тем же лицом.
В связи с тем, что публичный сервитут установлен с 26.09.2022, то договор аренды необходимо считать прекращенным с этой даты.
Ответчику неоднократно направлялся для подписания акт приема-передачи земельного участка (письма N ТУР-23-23-18/46675 от 09.11.2022, N ТУР-21-04-12/52746 от 16.12.2022).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для расторжения договора и возврата земельного участка.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ответчика, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
На основании пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 39.23 ЗК РФ размещение, в том числе, сооружений связи, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, является основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Публичный сервитут может устанавливаться, в том числе, для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ (подпункт 8 пункта 4).
В соответствии с частью 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Положениями статьи 23, пункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ установлено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель, в числе прочих в следующих целях: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям пункта 4 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается: решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 ЗК РФ.
В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута.
Решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка.
Приказом Министерства энергетики от 14.09.2022 N 955 для использования земель и земельных участков в целях эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода федерального значения "Сооружение - производственно-технологический комплекс - магистральный нефтепродуктопровод "Уфа-Камбарка" (линейная часть)" установлен публичный сервитут на срок 49 лет.
Сведения об установлении публичного сервитута внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) 26.09.2022 с присвоением реестрового номера 02:00-6.1310, что подтверждено представленными истцом сведениями из указанного реестра.
Довод жалобы о том, что в выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:153 не установлены границы, в связи с чем рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды не представляется возможным, правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Сведения о границах публичного сервитута внесены в ЕГРН 26.09.2022 с реестровым номером - 02:00-6.1310 (уведомление филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 26.09.2022 N 969).
Сведения о характеристиках объекта "Сооружение - производственно-технологический комплекс - магистральный нефтепродуктопровод "Уфа-Камбарка" (линейная часть)"" внесены 20.12.2016 (выписка из ЕГРН от 25.09.2023).
Кадастровый инженер Назаров Д.А. в результате изучения Государственного акта Республики Башкортостан N РБ-27-000002, Постановления Администрации Илишевского района Республики Башкортостан от 19.04.1993, обследования земель и земельных участков, в границах которого расположен объект - "Сооружение - производственно-технологический комплекс - магистральный нефтепродуктопровод "Уфа-Камбарка" (линейная часть)"" с кадастровым номером 0:0:0:1185, пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 02:27:000000:153 полностью расположен в границах вышеуказанного Публичного сервитута (реестровый номер 02:00-6.1310), установленного Приказом Минэнерго России от 14.09.2022 N 955 (заключение от 08.11.2022).
Данные обстоятельства ТУ Росимущества документально не опровергнуты, выводы заключения кадастрового инженера не оспорены, ходатайства о назначении экспертизы заявлено не было.
Таким образом, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к верному выводу, что с 26.09.2022 договор аренды земельного участка от 30.09.2009 N 000900, заключенный в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:27:000000:153, считается прекращенным ввиду установления на участок сервитута.
Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (пункт 1 статьи 46 ЗК РФ), а также по иным основаниям и в порядке, установленном пунктом 2 статьи 45, пунктами 2, 3 статьи 46 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу пункта 1 статьи 417 ГК РФ, если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Абзацем 1 статьи 622 ГК РФ предусмотрено, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Возврат арендованного имущества из аренды осуществляется на основании акта приема-передачи (статья 655 ГК РФ).
В силу того, что договор аренды земельного участка от 30.09.2009 N 000900 расторгнут, у ответчика возникла обязанность по возвращению имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности требования истца об обязании ТУ Росимущества принять земельный участок с кадастровым номером 02:27:000000:153 по акту приема передачи.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2023 по делу N А07-12248/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению имуществом в Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12248/2023
Истец: АО "ТРАНСНЕФТЬ - УРАЛ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН