г.Самара |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А49-12451/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жильё-15" по обслуживанию жилого фонда
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 января 2020 года по делу N А49-12451/2019 (судья Енгалычева О.А.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ОГРН 1065836023714, ИНН 5836623790), г.Пенза,
к открытому акционерному обществу "Жильё-15" по обслуживанию жилого фонда (ОГРН 1095835000392, ИНН 5835080260), г.Пенза,
о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.09.2018 N 8211,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - ООО "Горводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Жильё-15" по обслуживанию жилого фонда (далее - ОАО "Жильё-15" ПО ОЖФ, ответчик) о взыскании 74 886 руб. 66 коп., в том числе 71 855 руб. 85 коп. - задолженность по оплате поставленной воды и услуг по водоотведению, оказанных ответчику в апреле-июне 2019 года по договору N 8211 от 01.09.2018, неустойка - 3 030 руб. 81 коп. за просрочку оплаты по 03.10.2019 и с 04.10.2019 по дату оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 09 января 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "Жильё-15" ПО ОЖФ в пользу ООО "Горводоканал" взысканы задолженность в сумме 71 855 руб. 85 коп., пени в сумме 2 732 руб. 86 коп. (из расчета - 6,25%), всего на сумму 74 588 руб. 71 коп., расходы по оплате госпошлины в сумме 2 983 руб. В остальной части иска отказано. Произведено взыскание пени с 04.10.2019 по день оплаты ответчиком задолженности в соответствии с ч.6.4 ст.13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В апелляционной жалобе ОАО "Жильё-15" ПО ОЖФ просит решение суда отменить в части взыскания задолженности за водоотведение в сумме 25 984 руб. 14 коп., ссылаясь на у ответчика на законодательном уровне отсутствует обязанность по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, при этом ОДПУ ХВС и ГВС установлены. Поскольку обязанность по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод отсутствует, Правилами обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), определен особый порядок определения совокупного объема сточных вод по формуле, предусмотренной подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124. По мнению ответчика, при отсутствии общедомового прибора учета на водоотведение управляющая организация осуществляет начисление составляющей платы коммунального ресурса водоотведения на содержание общего имущества МКД, исходя из утвержденного субъектом РФ норматива.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.09.2018 стороны заключили договор N 8211, по условиям которого истец, как ресурсоснабжающая организация, оказывал ответчику услуги по подаче питьевой воды и отведению сточных вод в целях содержания ответчиком общедомового имущества в многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком как управляющей организацией.
С апреля по июнь 2019 года истец оказал ответчику услуги на общую сумму 71 855 руб. 85 коп., в том числе за апрель - 35 413 руб. 92 коп. (счёт-фактура N 17777 от 30.04.2019), за май в сумме 24 962 руб. 10 коп. (счёт-фактура N 22026 от 25.05.2019), июнь 2019 года -11 479 руб. 83 коп. (счёт-фактура N 27156 от 30.06.2019) и предъявил стоимость услуг к оплате.
Ответчик, не отрицая факт оказания услуг в указанный период, не признал иск в части требования истца об оплате услуг на сумму 25 984 руб. 14 коп. (расчёт приведён ответчиком в отзыве на иск). Свои возражения ответчик обосновал отсутствием общедомового прибора учёта сточных вод в многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком, что дало ответчику право на проведение расчёта стоимости оказанных услуг по водоотведению согласно установленному нормативу. Одновременно ответчик не оспорил данных показаний общедомовых приборов учёта на входящий коммунальный ресурс (воду). В обоснование возражений ответчик сослался на пп. "в" п. 21 (1) Правила N 124.
Из условий договора N 8211 следовало, что подача питьевой воды и отведение сточных вод по договору осуществляется истцом с 01.08.2018 (пункт 1.4 договора). Перечень объектов - многоквартирных домов, в отношении которых ресурсоснабжающей организацией по вышеуказанному договору подается питьевая вода и отводятся сточные воды, предусмотрен приложением N 1 к договору (п. 1.1 договора, приложение N 1 к договору - л.д. 12).
Договор заключён ответчиком с протоколом разногласий, в том числе в части порядка учёта количества коммунального ресурса (п.4.1.), сроков оплаты услуг (п.5.3). Доказательства урегулирования сторонами разногласий по спорным пунктам суду не представлено. Напротив, истец направил ответчику протокол согласования разногласий, который не был подписан ответчиком, что нашло подтверждение при исследовании процедуры заключения договора при рассмотрении дела N А49-6371/2019 (решение от 17.12.2019). Доказательства действия договора в редакции протокола разногласий ответчиком по настоящему делу не представлено. В этой связи порядок учёта коммунального ресурса и сроков оплаты подлежит определению в соответствии с нормами действующего законодательства.
Частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Согласно п.21 Правил N 124 при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается следующее:
- в(4)) объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
уСТ = уХВС + уГВС
где:
VCT - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;
VXBC - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
УГБе - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
(пп. "в(4)" введен постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
Ссылка ответчика на подпункт "в" п.21(1) Правил N 124, как основание для расчёта коммунального ресурса по нормативу, неосновательна, так как указанный пункт устанавливает объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета. Из договора и счетов ресурсоснабжающей организации следует, что общедомовые приборы учёта на поставляемый коммунальный ресурс в домах, обслуживаемых истцом, имеются в наличии. Обязанность по своевременному снятию показаний и предоставлению этих данных истцу возложена пунктом 4.5 договора (не оспорен в протоколе разногласий) на ответчика. Возражений по данным ОДПУ относительно объёма входящего коммунального ресурса от ответчика не поступило. Как следует из имеющихся в материалах дела счетов, и счетов-фактур расчёт исковых требований произведён истцом на основании данных приборов учёта.
Приняв во внимание, что истцом произведен отпуск питьевой воды ответчику и оказаны услуги по приему сточных вод, количество и стоимость поставленной питьевой воды и оказанных услуг по приему сточных вод определены истцом в порядке действующего нормативного регулирования в области водоснабжения и водоотведения, оплата поставленного ресурса и оказанных услуг в полном объеме ответчиком не произведена, арбитражный суд первой инстанции исковые требования о взыскании долга в сумме 71 855 руб. 85 коп. удовлетворил.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты задолженности истец также просил взыскать с ответчика пени 3 030 руб. 81 коп. за период по 03.10.2019, а также пени с 04.10.2019 по день фактического исполнения обязательств.
Требование истца о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков оплаты суд признаёт обоснованным в соответствии с п.25 Правил 124 и Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Однако сумма неустойки определена судом первой инстанции из расчёта ключевой ставки Центробанка, действующей на день принятия судебного акта, равной 6,25% годовых. В этой связи исковые требования о взыскании пени судом удовлетворению частично в сумме 2 732 руб. 86 коп. по 03.10.2019. Требование о взыскании пени с 04.10.2019 судом первой инстанции удовлетворено в соответствии со ст.330 ГК РФ, с учётом разъяснений п.65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24. 03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств".
Доводы апелляционной жалобы о том, что при отсутствии общедомового прибора учета на водоотведение управляющая организация осуществляет начисление составляющей платы коммунального ресурса водоотведения на содержание общего имущества МКД, исходя из утвержденного субъектом РФ норматива, подлежат отклонению, так как в данном случае ОДПУ ХВС и ГВС установлены, при этом отсутствие общедомового прибора учета на водоотведение не влечет расчета объема сточных вод по нормативам потребления. Так, согласно п.4.1 заключенного между сторонами договора для учета объема поданной исполнителю холодной воды и объема принятых сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, стороны используют коллективные (общедомовые) приборы учета. Условия о том, что объем сточных вод определяется по нормативам потребления, договор не содержит.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 09 января 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 января 2020 года по делу N А49-12451/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья Е.Г. Филиппова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-12451/2019
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: ОАО "Жилье-15 по ОЖФ", ОАО "Жилье-15" по обслуживанию жилого фонда
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-62832/20
10.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1957/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-12451/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-12451/19