г. Тула |
|
5 марта 2020 г. |
Дело N А09-1584/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от ответчика - Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) - Кучер Е.А (доверенность от 10.01.2020 N 1/06-124), в отсутствие заявителя - товарищества собственников жилья "Родник" (г. Брянск, ОГРН 1053244135526, ИНН 3250063312), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственной жилищной инспекции Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1133256012394, ИНН 3257008078), общества с ограниченной ответственностью "РИРЦ" Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1073250003958, ИНН 3250075131), департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1053244110908, ИНН 3250061308), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (г. Брянск, ОГРН 1113256020899, ИНН 3250527451), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2019 по делу N А09-1584/2019 (судья Копыт Ю.Д.),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Родник" (далее - ТСЖ "Родник", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 20.11.2018 N 3592-П.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственная жилищная инспекция Брянской области (далее - жилищная инспекция), Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, общество с ограниченной ответственностью "РИРЦ" Брянской области (далее - ООО "РИРЦ" Брянской области), департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - ООО УК "Центр").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2019 заявленные требования удовлетворены, постановление Брянской городской администрации от 20.11.2018 N 3592-П признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
ТСЖ "Родник" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционных жалоб, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 802-п "Об утверждении региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области" (2014-2043 годы)" многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 6, включен в региональную программу по проведению капитального ремонта с установлением периода проведения капитального ремонта в 2035-2043 годы.
С целью выполнения региональной программы по проведению капитального ремонта, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 802-п, собственники помещений указанного многоквартирного дома согласно протоколу общего собрания от 20.06.2014 приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Родник".
На основании указанного протокола ТСЖ "Родник" открыло в дополнительном офисе 50/1 ОАО "МИнБ" филиала г. Брянск специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта N 40703810701500000009.
Для осуществления сбора платежей по взносам на капитальный ремонт товарищество заключило агентский договор от 29.10.2014 N 144/Ц с ООО "РИРЦ" Брянской области.
Согласно подпункту 2.2.1, пунктам 3.1, 3.2 агентского договора ООО "РИРЦ" Брянской области с 01.09.2014 приняло на себя обязательства осуществлять начисление и предъявление платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений вышеуказанного многоквартирного дома, а также сбор и перечисление полученных от собственников помещений денежных средств на специальный банковский счет ТСЖ "Родник", открытый для формирования фонда капитального ремонта.
По справочным данным ООО "РИРЦ" Брянской области размер собранных денежных средств по взносам на капитальный ремонт на специальном банковском счете ТСЖ "Родник" по состоянию на 01.01.2019 составил 1 001 986 руб. 59 коп.
Брянская городская администрация 20.11.2018 вынесла постановление N 3592-П "О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 08.07.2014 N 1824-п "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов г. Брянска на счете Регионального оператора Брянской области", включив многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 6, в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых не приняли и не реализовали свое решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
ТСЖ "Родник", указывая на то, что вынесенное постановление препятствует осуществлять дальнейшее формирование фонда капитального ремонта на специальном банковском счете товарищества в целях последующего проведения собственниками помещений капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно статье 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 статьи 170 ЖК РФ, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 ЖК РФ).
По смыслу части 3 статьи 172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете.
Таким образом, орган государственного жилищного надзора осуществляет контроль собираемости средств фонда капитального ремонта.
В случае, если на основании сведений, полученных в порядке указанной нормы, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных данным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок (часть 8 статьи 173 ЖК РФ).
На основании части 10 статьи 173 ЖК РФ, если в течение пяти месяцев с даты получения названного уведомления задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Обжалуемое ТСЖ "Родник" постановление Брянской городской администрации от 20.11.2018 N 3592-П вынесено на основании письма государственной жилищной инспекции Брянской области от 10.10.2018 N 10138, в котором жилищная инспекция сообщила администрации о необходимости принятия решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 6, на счете регионального оператора в течение месяца с момента получения указанного письма, в связи с отсутствием информации о погашении собственниками помещений указанного многоквартирного дома задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с постановлением администрации от 27.10.2011 N 976 "О наделении государственной жилищной инспекции Брянской области полномочиями по осуществлению государственного жилищного надзора в Брянской области" государственная жилищная инспекция Брянской области наделена полномочиями по осуществлению государственного жилищного надзора в Брянской области.
С учетом положений части 10 статьи 173 ЖК РФ, при уведомлении государственной жилищной инспекцией Брянской городской администрации о необходимости принятия решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора жилищная инспекция на основании части 5 статьи 20 ЖК РФ вправе была запросить информацию о состоянии расчетов собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 6, по формированию фонда капитального ремонта в кредитной организации - ПАО "МИнБанк", в которой ТСЖ "Родник" открыло специальный банковский счет, чего сделано не было.
Таким образом, суд первой инстанции справедливо посчитал, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие за товариществом задолженности на капитальный ремонт названного многоквартирного дома в размере более 50% от размера начисленных взносов, не имелось и оснований для вывода о необходимости формирования фонда капитального ремонта дома на счете регионального оператора.
Возражения администрации и жилищной инспекции о невозможности формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном банковском счете владельцем, которого является ТСЖ "Родник", по причине наличия заключенного с ООО УК "Центр" договора управления многоквартирным домом суд по праву посчитал несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть:
- товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 данного Кодекса;
- осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
- управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Частью 1 статьи 135 ЖК РФ установлено, что товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
Согласно частям 1, 2 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе:
- заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;
- определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.
Из содержания пункта 2.1 устава ТСЖ "Родник", утвержденного протоколом от 28.10.2005, следует, что ТСЖ "Родник" создано для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом.
Перечень видов деятельности ТСЖ "Родник", связанных с управлением многоквартирным домом N 6 по ул. Ромашнина в г. Брянске, определен пунктом 2.2 устава товарищества.
Из содержания пункта 3.1.1 устава следует, что ТСЖ "Родник" вправе заключать договоры управления.
Частью 2 статьи 138 ЖК РФ установлено, что товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII данного Кодекса.
Учитывая нормы действующего законодательства, заключение товариществом собственников жилья договора управления многоквартирным домом на оказание услуг, поименованных в этом договоре, не лишает права товарищества собственников жилья решать иные вопросы, связанные с управлением многоквартирным домом, определенные уставом и разделом VI ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, денежные средства (взносы) на капитальный ремонт многоквартирного дома N 6 по ул. Ромашина в г. Брянске на специальном банковском счете ТСЖ "Родник" с 01.09.2014 по настоящее время собираются ООО "РИРЦ" Брянской области и общая сумма взносов с сентября по ноябрь (включительно) 2018 года превышала 50% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт.
Данный факт подтверждается представленными ООО "РИРЦ" в материалы дела сведениями, из которых также видно, что с момента возникновения у собственников вышеуказанного многоквартирного дома обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт (то есть с 01.09.2014), не имелось случаев, когда размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт в течение пяти месяцев составлял менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, как на момент направления жилищной инспекцией в администрацию письма от 10.10.2018 N 10138, так и на момент издания администрацией оспариваемого постановления от 20.11.2018 N 3592-П, не имелось предусмотренных частью 10 статьи 173 ЖК РФ оснований для принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
На основании изложенного судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что вышеуказанное постановление Брянской городской администрации не соответствует вышеназванным положениям закона и нарушает права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что после получения 01.08.2018 первого уведомления от жилищной инспекции по вопросу принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора орган местного самоуправления уведомил ТСЖ "Родник" о возможных последствиях при непредставлении документов в органы государственного жилищного надзора и только после повторного уведомления принял оспариваемое постановление, не имеет правового значения для разрешения спора ввиду объективного отсутствия условий, указанных в части 10 статьи 173 ЖК РФ, для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а именно наличия непогашенной в течение пяти месяцев задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере, превышающем пятьдесят процентов от начисленных взносов на капитальный ремонт.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2019 по делу N А09-1584/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1584/2019
Истец: ТСЖ "Родник"
Ответчик: Брянская городская администрация
Третье лицо: государственная жилищная инспекция Брянской области, Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР" БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "УК "Центр", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЦЕНТР", Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, Представитель Кучер Е.А.