г. Ессентуки |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А20-1153/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей Семенова М.У. и Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии представителя акционерного общества "Газпром газораспределение Нальчик", г. Нальчик, Куашева А.З. (доверенность от 22.02.2019 N 10/74-19), представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик Балкарова З. Х. (доверенность от 11.01.2019) с привлечением третьего лица: общество с ограниченной ответственностью "Тлепш", рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Нальчик" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2019 по делу N А20-1153/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Нальчик", г. Нальчик к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Нальчик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФАС по КБР, антимонопольный орган), в котором просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по КабардиноБалкарской Республике N 06а/14-19 от 21.02.2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что УФАС по КБР установлено, что обществом нарушен п. 106 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1314 от 30.12.2013 (далее -Правила N 1314), в связи с чем АО "Газпром газораспределение Нальчик" обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 25.11.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт считает выводы суда первой инстанции принятыми с нарушением норм права, так как общество заявляло, что договор N ТП-189/06/18 от 09.06.2018 о подключении (техническом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, заключенный между ООО "Тлепш" и АО "Газпром газораспределение Нальчик" исполнен в полном объеме, в максимально сжатые сроки и с соблюдением всех норм и требований закона Российской Федерации.
В отзыве УФАС по КБР просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение от 25.11.2019 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России из ФАС России поступила жалоба ООО "Тлепш" от 18.06.2018 (дополнение от 26.10.18) на действия АО "Газпром газораспределение Нальчик", связанные с бездействием по заключению договора на подключение (технологическое присоединение) к газораспределительной сети, а также бездействие по выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети построенного жилого комплекса расположенного по адресу: г.Терек, ул.Панагова 110 "а". В ответ на запрос УФАС по КБР N 06/2124 от 03.07.2018 обществом была предоставлена информация (исх.N СБ-04/1174 от 27.07.2018). Факты, изложенные в первичной жалобе не нашли подтверждения. В ходе рассмотрения дополнения к жалобе от 26.10.2018, УФАС по КБР установлено, что обществом нарушен п. 106 Правил N 1314. Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 06а/14-19 от 06.02.2019. Постановлением об административном правонарушении N 06а/14-19 от 21.02.2019 АО "Газпром газораспределение Нальчик" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 утверждены Правила N 1314.
Согласно пункту 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия); б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении); г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пунктам 59, 60, 61 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению). Для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).
Пунктом 64 Правил N 1314 установлено, что для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2-х экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом.
Согласно пункту 74 Правил при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил N 1314, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что именно на исполнителе лежит прямая обязанность по направлению заявителю подписанного проекта договора о подключении.
В соответствии с пунктом 87 Правил N 1314 в случае, если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров проекта газоснабжения и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров проекта газоснабжения.
В соответствии с пунктом 73(1) Правил N 1314 исполнитель в течение 3-х рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 Правил N 1314.
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65-71 Правил N 1314, исполнитель в течение 3-х рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил N 1314, в течение указанного в данных правилах срока исполнитель аннулирует заявку о подключении (технологическом присоединении) и уведомляет об этом заявителя в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанной заявки.
Из материалов дела следует, что в адрес АО "Газпром газораспределение Нальчик" поступила заявка N 675 от ООО "Тлепш" о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения от 23.04.2018 с приложением соответствующих документов. При этом
материалы дела не содержат информации о возврате заявки N 675 от 23.04.2018 в адрес ООО "Тлепш" в связи с несоответствием предоставленных документов.
Учитывая изложенное апелляционный суд приходит к выводу о том, что поступившая заявка подлежала рассмотрению АО "Газпром газораспределение Нальчик" в 3-х дневный срок.
Пунктом 106 Правил N 1314 установлено, что исполнитель уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами, указанными в пункте 105 Правил N 1314, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 5-ти рабочих дней со дня их направления.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в нарушение пункта 106 Правил N 1314 исполнитель АО "Газпром газораспределение Нальчик" не уведомил заявителя ООО "Тлепш" о направлении заявления и соответствующих документов в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для установлении платы за технологическое присоединение (подключение) к газораспределительной сети.
Указанные нарушения пункта 106 Правил N 1314, подтверждают наличие в действиях АО "Газпром газораспределение Нальчик" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Имея возможность для недопущения нарушения порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Нальчик" не приняло необходимых мер для соблюдения публично-правовой обязанности. Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ не истекли.
Довод жалобы о том, что ООО "Тлепш" был уведомлен о направлении АО "Газпром газораспределение Нальчик" заявления и соответствующих документов в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для установлении платы за технологическое присоединение (подключение) к газораспределительной сети в телефонном режиме отклоняется, как документально неподтвержденный. В материалах дела отсутствует телефонограмма, оформленная надлежащим образом, с указанием лица, передавшего телефонограмму и лица, принявшего ее. Иные доказательства, подтверждающие уведомление ООО "Тлепш" материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2019 по делу N А20-1153/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1153/2019
Истец: АО "Газпром газораспределение Нальчик"
Ответчик: УФАС по КБР
Третье лицо: ООО "Тлепш", ООО Представитель "Тлепш" Дышеков Т.Э., Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике