г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А56-18224/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: Верулидзе Н.Д. по доверенности от 13.12.2023
от заинтересованного лица: Кушнир Е.Е. по доверенности от 27.12.2023
от 3-го лица: Самойлова Д.Д. по доверенности от 29.12.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37109/2023) ООО "ПМБК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2023 по делу N А56-18224/2023, принятое
по заявлению ООО "ПМБК"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
3-е лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре
об оспаривании отказа в выдаче разрешения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" (ОГРН: 1087746968759, адрес: 125196, Москва, Лесная ул., д. 3, этаж 3 пом. II, ком. 29, далее - ООО "ПМБК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании отказа Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (ОГРН: 1037869018219, адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б; далее - Комитет, административный орган, заинтересованное лицо) от 20.01.2023 N 211130 в выдаче разрешения на установку/перемещение объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге, обязании выдать разрешение на установку (перемещение) объекта для размещения информации в г. Санкт-Петербурге по заявлению от 08.12.2022 N 180897.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре (ОГРН: 1037843022524, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, далее - КГА, третье лицо).
Решением от 17.08.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество настаивает на том, что у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в выдаче испрашиваемого разрешения на установку объекта для размещения информации; нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Просвещения, д. 49, лит. А построено до вступления в силу Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524; согласно договору аренды N04-Ф от 24.08.2020 Общество арендует нежилые помещения, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Просвещения, д. 49, лит. А; наличие включенного в лицензию адреса пункта приема ставок по указанному адресу свидетельствует о соблюдении Обществом всех лицензионных требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Одновременно подателем жалобы заявлено ходатайство о восстановлении ему процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, апелляционная жалоба на решение суда от 17.08.2023 подана Обществом 16.10.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 259 АПК РФ срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 названного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные процессуальными нормами предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2 статьи 117 АПК РФ).
В обоснование заявленного ходатайства Общество указало на то, что обжалуемое решение опубликовано в Картотеке арбитражных дел только 29.09.2023.
Таким образом, приведенные Обществом обстоятельства, препятствовавшие ему в установленный срок обратиться с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 17.08.2023, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, апелляционный суд определил удовлетворить заявленное Обществом ходатайство, восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Комитета по печати и КГА возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением на получение разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге - настенной вывески "Лига ставок. Ставки на спорт" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Просвещения, д. 49А.
Комитет по печати принял решение об отказе в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в г. Санкт-Петербурге от 20.01.2023 N 211130 (далее - решение об отказе от 20.01.2023 N 211130), указав в качестве причины на отказ в согласовании Комитета по архитектуре и градостроительству (далее - КГА) в силу следующего:
- по пункту 2.3.5 Приложения N 3 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 961), в связи с нарушением норм градостроительного законодательства (пункт 1,5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- по пункту 1.2.2.1 приложения N 6 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40 "Об утверждении правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства".
Общество, не согласившись с решением об отказе, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Действующий порядок выдачи разрешений на установку объектов для размещения информации утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге" (далее - Порядок N1002).
Согласно пункту 6 Порядка N 1002, разрешения на установку объектов для размещения информации выдает Комитет по печати после согласования с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Согласно абзацу 1 пункта 7 Порядка N 1002 исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе Комитет по градостроительству и архитектуре, в срок, не превышающий 11 рабочих дней, начиная с даты получения запроса от Комитета по печати, рассматривают в пределах своей компетенции представленные информационные материалы и осуществляют согласование или представляют письменный мотивированный отказ в согласовании.
Согласно абзацу 3 пункта 7 Порядка N 1002 исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679 (далее - Положение N 1679), задачами Комитета являются разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга. Указанные задачи определяют компетенцию Комитета при согласовании вывесок.
Наружная информация (объекты для размещения информации), к которым в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением N 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N961 (далее - Правила N961), являются элементами благоустройства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство является градостроительной деятельностью. Цели благоустройства, в том числе обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение эстетического состояния территории.
Пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории определено, как деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению, в том числе эстетического состояния территории муниципального образования.
Для реализации указанных задач в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N891-180) Правила благоустройства содержат перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, а требования к внешнему виду и размещению элементов благоустройства устанавливаются эстетическими регламентами объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Приложением N 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N40 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства" (далее - Эстетические регламенты) утвержден эстетический регламент наружной рекламы и информации.
В соответствии с пунктом 2.3.5 Приложения N 3 Правилам N 961 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности
В соответствии с пунктом 1.2.2.1 Приложения N 6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.
Согласно абзацу 3 пункта 7 Порядка N 1002 исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, в рамках процедуры, определенной Порядком N 1002, Комитетом рассмотрены и 27.12.2022 отклонены от согласования информационные материалы по заявлению ООО "ПМБК" от 12.12.2022 N180897 на установку настенной вывески "Лига ставок ставки на спорт" на фасаде здания по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 49, лит. А.
В обоснование причин отказа в согласовании заявления Комитетом указано на нарушение требований в сфере градостроительства: на основании пункта 1.2.2.1 приложения N 6 к Эстетическим регламентам, пункта 2.3.5 приложения N 3 к Правилам N 961, пунктов 1, 5 статьи 55.24 ГрК РФ. Отказ Комитета обоснован абзацем третьим пункта 7 Порядка в связи с нарушением требований действующего законодательства.
Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" закреплено самостоятельное осуществление органами публичной власти своих полномочий.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 1679 Комитет уполномочен на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры.
Таким образом, Комитет при осуществлении полномочий по согласованию объектов для размещения информации в соответствии с Порядком, уполномочен на проверку соответствия размещаемой информации на соответствие законодательству в сфере градостроительства и архитектуры.
В настоящее время проверка Комитетом заявлений на соответствие требованиям законодательства в области градостроительной деятельности проводится на основании приказа Комитета от 10.06.2022 N 1-08-91-1, в соответствии с пунктом 1.4 которого при поступлении в Комитет заявлений и информационных материалов в соответствии с Порядком необходимо проведение проверки по соответствию информации о профиле деятельности организации, размещаемой на объекте для размещения информации, функциональному назначению объекта капитального строительства.
В обосновании отказа Комитета в согласовании указано, что размещение вывески планируется над входом в кафе с торгово-выставочным залом.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности -создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы в том числе о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения, необходимые для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы Комитет указывает на то, что в соответствии со сведениями Государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью" (далее - АИС "УГД") на нежилое здание по указанному адресу рассмотрен и согласован проект кафе с торгово-выставочным залом по адресу: восточнее д. 47, лит. А по пр. Просвещения.
Решением главного архитектора Санкт-Петербурга Викторова А.П. архитектурное решение фасадов на стадии "проект" кафе с торгово-выставочным залом по указанному адресу согласован, имеется выписка из книги личного приема о согласовании проектов от 22.12.2004 N Г.С.-3.1/6960.
Иная документация в отношении указанного здания Комитетом не рассматривалась и не согласована, сведения о реконструкции здания или сведения о расположении на указанном земельном участке объекта капитального строительства с иным видом разрешенного использования в Комитете отсутствуют.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на положения пункта 8 статьи 36 ГрК РФ, в соответствии с которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно Техническому паспорту на нежилое строение по адресу, на фасаде которого планируется к размещению оспариваемая вывеска, объект капитального строительства построен и введен в эксплуатацию в 2006 году, до утверждения Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, видом разрешенного использования объекта капитального строительства является "Кафе с торгово-выставочным залом".
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила землепользования и застройки).
Так, в соответствии с пунктом 2.2.1 приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства с соблюдением градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 3.1.4 приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки назначение нежилых помещений должно соответствовать градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны.
Аналогичные требования содержатся в статье 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, обязывающей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соблюдать при использовании земельных участков в том числе, требования градостроительных регламентов.
Согласно сведениям АИС "УГД" объект капитального строительства - кафе с торгово-выставочным залом, в котором Общество планирует разместить вывеску "Лига ставок ставки на спорт", располагается в границах земельного участка, расположенного в территориальной зоне ТД2_2 (общественно-деловая подзона специализированных общественно-деловых объектов, расположенных на территории периферийных и пригородных (включая исторически сложившиеся) районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры).
Согласно сведениям АИС "УГД" земельный участок по указанному адресу с кадастровым номером 78:34:0410704:6 на момент рассмотрения заявления Комитетом имел вид разрешенного использования: "для размещения объектов физической культуры и спорта".
Как указывает КГА, в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка изменен на "Для размещения объектов коммерческой деятельности" (дата внесения изменений 17.11.2023).
Градостроительный регламент указанной жилой зоны определен пунктом 2.11 приложения N 7 к Правилам землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 2.11.3 приложения N 7 к Правилам землепользования и застройки вид разрешенного использования код 4.8.2 "Проведение азартных игр" отсутствует.
Таким образом, градостроительным регламентом указанной территориальной зоны не предусмотрено размещение вида "Проведение азартных игр", нарушение пункта 3.1.4 приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки противоречит нормам действующего законодательства в сфере градостроительства.
Кроме того, размещение объекта с видом разрешенного использования "Проведение азартных игр" в объекте капитального строительства - кафе с торгово-выставочным залом и детским развлекательным центром также повлечет нарушение требований пунктов 1, 5 статьи 55.24 ГрК РФ.
В соответствии с требованиями пунктов 1, 5 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), а также в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации.
Определением от 12.12.2023 апелляционный суд обязал Общество представить сведения о фактическом использовании помещений здания по адресу: г.Санкт-Петербург, пр. Просвещения, дом 49, лит. А расположенными в нем юридическим лицами.
Вместе с тем, указанное определение Обществом не исполнено.
Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 2.3.5 приложения N 3 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности.
Одновременно в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения N 6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что Комитет по печати отказывает в выдаче разрешения в случаях, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства и(или) имеется мотивированный отказ в согласовании хотя бы одного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
На основании отказа КГА в согласовании вывески, Комитет по печати правомерно выдал Обществу оспариваемый отказ в выдаче разрешения от 20.01.2023 N 211130.
Таким образом, отказ Комитета в согласовании размещения указанного элемента наружной информации и принятое в связи с этим решение КПВСМИ соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 августа 2023 года по делу N А56-18224/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18224/2023
Истец: ООО "ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БУКМЕКЕРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ