г. Чита |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А10-1560/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Щелкановой А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Толстобровой Ирины Владимировны на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 9 декабря 2019 года по делу N А10-1560/2019 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889 юридический адрес: 672000, Забайкальский край, город Чита, улица Профсоюзная, дом 23) к индивидуальному предпринимателю Толстобровой Ирине Владимировне (ОГРНИП 304032624000281, ИНН 032400188254, Улан-Удэ) о взыскании 6 069,49 рублей - задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель, расходов по уплате государственной пошлины,
при участии в судебном заседании представителя лица, участвующего в деле:
от ПАО "ТГК 14" - Макеевский А.П., представитель по доверенности от 01.01.2020,
и установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Толстобровой Ирине Владимировне о взыскании 6 069,49 рублей долга за потребленные тепловую энергию и теплоноситель за период август - октябрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 9 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права: часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; п.п. 3 п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 28 ЖК РФ; п. 6, п. 35 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно техническому паспорту, нежилое помещение ИП Толстобровой И.А. от 30.11.2018 отапливается посредством электрических обогревателей. Приборы отопления демонтированы индивидуальным предпринимателем 09.08.2018, что подтверждается представленным в материалы дела договором подряда от 08.08.2018 г. и актом выполненных работ от 09.08.2018 г. В помещении произведен демонтаж приборов отопления, то есть санитарно-технического оборудования, инженерные сети не переустраивались. Нежилое помещение г Улан-Удэ, ул. Калашникова, д. 11, б/с 4 не входит в состав общего имущества в многоквартирном доме.
ПАО "ТГК N 14" в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонил, решение суда считает законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 92 кв. м., расположенное по адресу: г Улан-Удэ, ул. Калашникова, д. 11, б/с 4, приобретенное у ПАО "Сбербанк России" по договору от 16.07.2018 (л.д.43-46, т.1).
Актом приема-передачи ответчик принял помещение от продавца 10.08.2018 (л.д.103-104. т.1).
Нежилое помещение расположено на первом этаже многоквартирного дома, оборудованном центральной системой отопления, потребление тепловой энергии многоквартирного дома фиксируется общедомовым прибором учета.
Согласно техническому паспорту помещения от 30.11.2018 нежилое помещение ответчика отапливается посредством электрических обогревателей.
Приборы отопления демонтированы индивидуальным предпринимателем 09.08.2018, что подтверждается представленным в материалы дела договором подряда от 08.08.2018 и актом выполненных работ от 09.08.2018.
ПАО "ТГК-14" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в указанный многоквартирный дом.
Поскольку помещение ответчика является нежилым и расположено в многоквартирном жилом доме, истец определил размер платы за коммунальную услугу соответствии с Правилами N 354, исход из нормативов потребления в соответствии с установленными тарифами.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обязанности ответчика в силу прямого указания закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме; при этом доказательств оплаты долга за коммунальные услуги ответчиком в дело не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что спорное нежилое помещение находится в составе многоквартирного жилого дома, в связи с чем к спорным правоотношениям по предоставлению коммунальных услуг подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённые постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пунктам 42(1), 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях МКД, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений МКД, в том числе в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении МКД к централизованной системе теплоснабжения.
Приведенная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сферах жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения, и наделено правом давать разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной ему сфере деятельности (пункты 1, 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038).
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Частью 15 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В подпункте "в" пункта 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст). По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578 по делу N А60-61074/2017).
Как следует из представленной в материалы дела проектной документации по отопительно-вентиляционной системе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Калашникова, д. 11, отопление помещения ответчика предусмотрено от магистральных трубопроводов системы отопления.
Из технического паспорта на спорное нежилое помещение от 27.06.2012 следует, что ранее в нежилом помещении ответчика предусматривалось центральное отопление.
Ответчик осуществил демонтаж радиаторов отопления 09.08.2019. В подтверждение указанного ответчиком представлено: технический паспорт от 30.11.2018, договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 17.10.2018, акт обследования от 24.10.2018, договор подряда на выполнение строительных работ от 08.08.2018 и акт приемки выполненных работ от 09.08.2018.
Из представленных доказательств следует, что в спорном помещении была предусмотрена система центрального отопления, которая была демонтирована ответчиком после приобретения нежилого помещения в собственность.
Ссылка ответчика на произведенное переоборудование в помещении проверена апелляционным судом и отклоняется, так как разрешительных документов на переустройство, а также согласования на переход отопления нежилых помещений на иной способ отопления в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не представлено.
Представленный ответчиком акт приемочной комиссии о завершении работ по перепланировке и переустройству помещения многоквартирного дома от 08.07.2019 не может являться доказательством, подтверждающим правомерность перехода к отоплению нежилого помещения посредством электрических обогревателей. Поскольку согласование переустройства помещения получено ответчиком только в мае 2019 года, завершение переустройства подтверждено актом приемочной комиссии в июле 2019 года. Таким образом, демонтаж размещенных в нежилом помещении отопительных приборов был произведен ответчиком самовольно в августе 2018 года, без согласования с кем-либо.
Расчет стоимости отпущенной тепловой энергии произведён в соответствии с пунктами 42 (1) и 43 Правил N 354, является правильным и ответчиком по существу не оспорен.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 9 декабря 2019 года по делу N А10-1560/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1560/2019
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14 в лице Теплоэнергосбыт Бурятии филиал ТГК-14
Ответчик: Толстоброва Ирина Владимировна