город Ростов-на-Дону |
|
12 марта 2020 г. |
дело N А53-43996/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Департамент городского хозяйства" г. Шахты на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2020 по делу N А53-43996/2019 по заявлению Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области к муниципальному казенному учреждению "Департамент городского хозяйства" г. Шахты (ИНН 6155045140 ОГРН 1066155050037) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области (далее - РС Госстройндазора Ростовской области) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении муниципального казенного учреждения "Департамент городского хозяйства" города Шахты (далее - МКУ "ДГХ" г. Шахты, учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.01.2020 суд привлек учреждение к ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ "ДГХ" г. Шахты обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что его повторно привлекают за одно и то же нарушение несколько раз в течение одного года.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 04.09.2019 должностным лицом Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области проведена проверка объекта капитального строительства: "подъездная дорога к детскому дошкольному образовательному учреждению по ул. Ворошилова, 63, г. Шахты (пос. ХБК), расположенному по адресу: Ростовская область, г. Шахты, в районе N 63 по ул. Ворошилова, в результате которой был выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания Региональной службы в установленный срок.
По результатам выявленных нарушений МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты выдано предписание от 04.09.2019 N 16/04-19 об устранении нарушений при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства в срок до 04.11.2019.
С 07.11.2019 по 12.11.2019 Региональной службой проведена повторная проверка, по результатам которой установлено, что предписание от 04.09.2019 N 16/04-19 не исполнено. По результатам проверки составлен акт от 12.11.20196 N 04.00.682-ИП16.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом РС Госстройнадзора в отношении МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты составлен протокол об административном правонарушении от 22.11.2019 N 193105 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
В протоколе указано, что учреждение не исполнено предписание от 04.09.2019 N 16/04-19, которым заказчику было предписано в срок до 04.11.2019 представить в Северный межрайонный отдел территориального управления по государственному строительному надзору РС Госстройндазора РО:
- техническое заключение о состоянии строительных конструкций построенной подъездной дороги и соответствии их проектным решениям (нарушены п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, ГОСТ 31937-2011 п. 4.4.).
Протокол составлен в отсутствие законного представителя учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 15.11.2019 уведомления от 12.11.2019 (л.д. 27-28).
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ РС Госстройндазора направила протокол об административном правонарушении и иные материалы административного производства для рассмотрения заявления о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ указано, что проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты в установленный срок - до 04.11.2019 не исполнено предписание службы от 04.09.2019 N 16/04-19.
Предписание было направлено посредством почтовой связи и получено 09.09.2019 сотрудником учреждения (л.д. 17 том 1).
Предписание не признано незаконным в установленном порядке.
Таким образом, наличие в действиях МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, является доказанным.
МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, будучи лицом, которому контролирующим органом выдано обязательное для исполнения предписание, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Учреждение является заказчиком, следовательно, несет возложенные на него обязанности по исполнению законодательства градостроительной деятельности Российской Федерации.
Таким образом, решение суда о привлечении общества к административной ответственности является законным и обоснованным.
Наказание назначено с учетом повторного совершения правонарушения.
Судом отклоняются доводы жалобы о том, что учреждение повторно привлекают к административной ответственности за одно и то же нарушение несколько раз в течение одного года.
В данном случае учреждение привлекается за самостоятельное правонарушение в виде неисполнения конкретного ненормативного правового акта - предписания от 04.09.2019 N 16/04-19.
Доказательств того, что учреждение уже было привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания от 04.09.2019 N 16/04-19 в материалы дела не представлено.
Привлечение учреждения ранее за неисполнение иных предписаний, в том числе тех, в которые были включены аналогичные нарушения и требование об их устранении, не свидетельствует о повторном привлечении за совершение одного и то же правонарушения.
Каждое предписание является самостоятельным ненормативным актом, с установленным сроком исполнения. Их неисполнение образует самостоятельные составы правонарушений.
Административное правонарушение, совершённое обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере государственного регулирования и надзора в области строительства капитальных объектов.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений, обеспечивающих безопасность производимых строительных работ для жизни и здоровья людей, сохранности имущества, и с учетом пренебрежительного отношения учреждения к исполнению публично-правовой обязанности.
При этом суд учитывает, что у учреждения имелся достаточный период времени для исполнения требований предписания.
В материалы дела не представлено доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления РС Госстройнадзора от 14.01.2020. Основания для отмены решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2020 по делу N А53-43996/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43996/2019
Истец: Региональная служба Государственного строительного надзора РО, Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА" Г.ШАХТЫ