г. Хабаровск |
|
11 марта 2020 г. |
А37-2642/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от заместителя прокурора Магаданской области, ИП Яценко И.Н., Департамента лесного хозяйства, УФАС по Магаданской области: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Яценко Ирины Николаевны
на решение от 18.12.2019
по делу N А37-2642/2019
Арбитражного суда Магаданской области
по иску заместителя прокурора Магаданской области
к индивидуальному предпринимателю Яценко Ирине Николаевне, Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области
о признании недействительными итогов открытого аукциона и договора, применении последствий недействительности сделки
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Магаданской области (далее - Прокурор), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением в защиту интересов публично-правового образования - Российской Федерации в лице уполномоченного органа, Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (далее - Департамент лесного хозяйства) и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Яценко Ирине Николаевне (ОГРНИП 318491000001712, далее - ИП Яценко И.Н.), Департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (ОГРН 1074910000032, место нахождения: г. Магадан, далее - Департамент лесного хозяйства) с требованиями:
- признать недействительными итоги открытого аукциона, оформленного протоколом N 8 от 13.11.2018 заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности - землях лесного фонда, аукцион по лоту N 1 в части лесного участка N 1 - 1, 4133 га, выдел 26, кадастровый номер 49:03:000001:281;
- признать типовой договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 431/18 от 23.11.2018 в отношении лесного участка с кадастровым номером 49:03:000001:281, расположенного в выделе 26 квартала 217 Северо-Эвенского участкового лесничества Омсукчанского лесничества, заключенный между Департаментом лесного хозяйства и ИП Яценко И.Н. недействительным;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания ИП Яценко И.Н. возвратить Департаменту лесного хозяйства лесной участок с кадастровым номером 49:03:000001:281, расположенный в выделе 26 квартала 217 Северо-Эвенского участкового лесничества Омсукчанского лесничества, а Департаменту лесного хозяйства принять его из пользования ИП Яценко И.Н.
Требования мотивированы статьями 166, 168, 309, 449, 607 ГК РФ, статьи 2, 3, 9, 70.1, 71, 72, 73.1, 78, 83 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и обоснованы допущенными нарушениями норм федерального законодательства при проведении торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - Магаданское УФАС).
Решением от 18.12.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с судебным актом, ИП Яценко И.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что характеристика проектируемого лесного участка составляется исключительно на основании официальных данных, полученных из установленных федеральным законодательством источников. Натурное обследование проводится только при необходимости. Действующим федеральным законодательством в сфере лесопользования перечень оснований для проведения натурного обследования не установлен. На момент разработки и утверждения заместителем начальника территориального отдела "Омсукчанское лесничество" Адвеевым А.Г. проектной документации лесного участка, находящегося в федеральной собственности, законодательно установленная безусловная обязанность по проведению натурного обследования у Департамента отсутствовала. Раздел 2 данных проектной документации, в котором содержатся количественные и качественные характеристики проектируемого спорного лесного участка, составлен территориальным отделом "Омсукчанское лесничество" на основании официальных данных Государственного лесного реестра Омсукчанского лесничества.
С учетом указанных обстоятельств, по мнению заявителя жалобы, нарушений действующего законодательства при составлении проектной документации и при проведении спорного аукциона не допущено.
Ссылается также на отсутствие доказательств того, что при проведении спорного аукциона имелись иные хозяйствующие субъекты, заинтересованные в заключении договора аренды в отношении спорного лесного участка, но отказавшиеся от участия в аукционе в связи с отсутствием на нем строений.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент лесного хозяйства с ее доводами не согласился, просил оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указав, что проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка, при этом текстовая часть проектной документации должна содержать сведения о наличии зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке. Характеристика проектируемого лесного участка должна составляться на основании данных государственного лесного реестра, а также натурного обследования проектируемого лесного участка. На момент составления проектной документации Департамент располагал сведениями о наличии на данном участке строений и сооружений, но не принял меры к натурному обследованию лесного участка в целях устранения противоречий между фактически состоянием лесного участка и данными, содержащимися в государственном лесном реестре. Публикация недостаточной информации о лесном участке, являющемся предметом лесного аукциона, могла повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, заинтересованных в участии в аукционе.
Прокуратура Магаданской области в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами также не согласилась, просила оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указав, что в ходе проведенной органами прокуратуры проверки соблюдения Департаментом лесного хозяйства законодательства о торгах при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлено, что торги проведены в нарушение норм федерального законодательства и публичных интересов. При подготовке проектной документации лесного участка организатор торгов достоверно знал, что ИП Яценко И.Н. осуществляется хозяйственная деятельность на спорном лесном участке, где расположены незаконно возведенные строения в количестве 21, используемые для осуществления деятельности по приему и переработке водных биологических ресурсов. Между тем, сведения о количественных и качественных характеристиках лесного участка с кадастровым номером 49:03:000001:281, расположенного в выделе 26 квартала 217 Северо-Эвенского участкового лесничества Омсукчанского лесничества, в проектной документации не соответствовали фактическому его состоянию. Наличие у организатора аукциона сведений о незаконно возведенных строениях на лесном участке, являющегося составной частью предмета аукциона, свидетельствовало о необходимости проведения натурного обследования лесного участка в целях устранения противоречий между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и фактическом состоянии лесного участка.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела в соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 N 7-пп (далее - Положение), Департамент лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Магаданской области, реализующим государственную политику в сфере устойчивого управления лесами; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов; обеспечения охраны и защиты лесов.
В силу пункта 3.5 Положения Департамент лесного хозяйства в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия по подготовке, организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
С целью реализации предоставленных полномочий 04.10.2018 Департаментом лесного хозяйства на официальном сайте в сети Интернета (www.torgj.gov.ru) опубликовано извещение N 041018/0953734/01 о проведении открытого аукциона, в том числе по оспариваемому лоту N 1, на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, сроком на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности, состоящего из двух участков с кадастровыми номерами 49:03:000001:281 49:03:000001:282, площадью 2,91 га, расположенного в выделе 26 квартала 217 и выделе 2 квартала 230 Северо-Эвенского участкового лесничества Омсукчанского лесничества в границах муниципального образования "Северо-Эвенский городской округ" Магаданской области.
Основанием для проведения лесного аукциона явилось распоряжение руководителя Департамента лесного хозяйства от 28.09.2018 N 436-рл "О начале процедуры подготовки к проведению лесного аукциона".
Дата подачи заявок определена с 05.10.2018 по 06.11.2018, дата и время проведения аукциона - 13.11.2018 в 16-00 часов.
Приказом руководителя Департамента лесного хозяйства от 19.10.2018 N 104 создана аукционная комиссия по проведению аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее - аукционная комиссия) и определен Регламент деятельности аукционной комиссии.
Согласно протоколу N 8 от 07.11.2018 приема заявок на участие в аукционе 13.11.2018 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, для участия в аукционе по лоту N 1, 23.10.2018 поступила одна заявка от ИП Яценко И.Н., которая признана соответствующей условиям аукциона. ИП Яценко И.Н. допущена для участия в аукционе, о чем она уведомлена уведомлением от 07.11.2018 исх. N 3133/115-3.
Протоколом N 8 от 13.11.2018 заседания аукционной комиссии по проведению аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности - землях лесного фонда, аукцион по лоту N 1 признан несостоявшимся ввиду подачи единственной заявки на участие в аукционе. Комиссией принято решение заключить договор аренды лесного участка в соответствии с частями 7 и 11 статьи 79 Лесного кодекса РФ с единственным участником аукциона.
13.11.2018 Департаментом лесного хозяйства на официальном сайте в сети Интернета (www.torgj.gov.ru) опубликовано извещение N 041018/0953734/01 о проведении открытого аукциона (с указанием результатов проведения торгов).
По результатам открытого аукциона 23.11.2018 на основании протокола аукциона от 13.11.2018 N 8, между Департаментом лесного хозяйства (арендодатель) и ИП Яценко И.Н. (арендатор) заключен типовой договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 431/18, по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора.
По акту приема-передачи от 23.11.2018 (приложение N 5 к типовому договору) ИП Яценко И.Н. передан лесной участок N 1 (состоящий из двух участков) общей площадью 2,9075 га, в том числе:
* лесной участок N 1 - площадью 1,4133 га, квартал 217, выдел 26, кадастровый номер 49:03:000001:281;
* лесной участок N 2 - площадью 1,4942 га, квартал 230, выдел 2, кадастровый номер 49:03:000001:282.
Не согласившись с итогами аукциона по лоту N 1, заместитель прокурора Магаданской области обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В обоснование иска прокуратурой указано на проведение торгов с нарушением норм федерального законодательства, в частности, части 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ, статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании пункта 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ по иску заинтересованного лица торги могут быть признаны судом недействительными, если они проведены с нарушением правил, установленных законом.
Согласно пункту 2 данной статьи последствием признания торгов недействительными является недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Лицо, обращающееся с требованием о признании недействительными торгов, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. При этом нарушения, на которые ссылается истец, должны быть существенными и влиять на результат торгов.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с правилами части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 5 информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", публичные торги могут быть признаны недействительными только при существенном нарушении процедуры их проведения, которое могло повлиять на результат торгов.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется положениями главы 8 Лесного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними "Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со ст. 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации", утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N 75 (далее - Методические указания).
Частью 1 статьи 78 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.
Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение.
Информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о проведении аукциона и не менее чем за тридцать пять дней до дня проведения аукциона.
В силу части 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ и пункта 15 Методических указаний извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о предмете аукциона, о предполагаемых к продаже лесных насаждениях либо о предполагаемом к предоставлению в аренду лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка, правах на лесной участок, об ограничениях этих прав), и подлежащих заготовке лесных ресурсах.
Частью 16 статьи 78 Лесного кодекса РФ, пунктом 16 Методических указаний предусмотрено императивное правило, предписывающее организатору торгов подготовить документацию об аукционе, которая, наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе, проектную документацию лесного участка.
Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм, проектная документация лесного участка, в отношении которого принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды, является неотъемлемой частью аукционной документации.
В соответствии со статьей 70.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки утверждены Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования N 54).
Требованиями N 54 установлено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (пункт 2).
Проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка (пункт 3). При этом текстовая часть проектной документации должна содержать, в том числе, сведения о наличии зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке (пункт 4 Требований N 54).
Характеристика проектируемого лесного участка должна составляться на основании данных государственного лесного реестра, а также натурного обследования проектируемого лесного участка (пункт 5).
Как следует из представленной в материалы дела проектной документации лесного участка N 13, утвержденной заместителем начальника территориального отдела "Омсукчанское лесничество" 15.08.2018, проектируемый лесной участок находится в выделе 26 квартала 217 Северо-Эвенского участкового лесничества Омсукчанского лесничества. Общая площадь лесного участка составляет 1,4133 га (т.1 л.д.л.д.51-56).
В разделе N 2 проектной документации приведены количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка, при этом согласно подразделу 2.4 здания, сооружения, объекты, связанные с созданием лесной инфраструктуры и объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, на проектируемом лесном участке отсутствуют.
Между тем, судом установлено, что сведения о количественных и качественных характеристиках лесного участка с кадастровым номером 49:03:000001:281, расположенного в выделе 26 квартала 217 Северо-Эвенского участкового лесничества Омсукчанского лесничества, указанные в подразделе 2.4 раздела 2 проектной документации, не соответствуют фактическому его состоянию.
Так, из материалов дела следует, что Департаментом лесного хозяйства в адрес Магаданского межрайонного природоохранного прокурора направлено сообщение от 09.07.2018 N 1877/115-5 о том, что на территории Северо-Эвенского городского округа Магаданской области, расположен не арендованный лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в федеральной собственности, выдел 26, квартал 217, Северо-Эвенское участковое лесничество, Омсукчанское лесничество (т.3 л.д.81).
12.07.2018 Магаданским межрайонным природоохранным прокурором в адрес руководителя Департамента лесного хозяйства направлено информационное письмо о возможных нарушениях лесного законодательства, допущенных ИП Яценко И.Н. при осуществлении деятельности по добыче и переработке водных биологических ресурсов, которые выразились в самовольном занятии лесного участка, расположенного в выделе 26 квартала 217 Северо-Эвенского участкового лесничества Омсукчанского лесничества, и возведении ряда строений и сооружений (т.3 л.д.л.д.82-83).
21.07.2018 в результате проведенных проверочных мероприятий, организованных природоохранной прокуратурой, при участии прокуратуры Северо-Эвенского района и службы в г. Магадане ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району выявлено, что КФХ "Клондайк", главой которого является ИП Яценко И.Н., для приема и переработки рыбной продукции от ООО "Мыс Тайгонос" произвело самовольное занятие и использование лесного участка в составе земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, для организации временного поселка.
При этом должностным лицом Департамента лесного хозяйства - участковым лесничим Северо-Эвенского участкового лесничества достоверно установлен факт наличия на лесном участке незаконно возведенных строений и сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, используемых индивидуальным предпринимателем для ведения хозяйственной деятельности по переработке водных биологических ресурсов.
По факту выявленных нарушений участковым лесничим Северо-Эвенского участкового лесничества территориального отдела "Омсукчанское лесничество", государственным лесным инспектором в Магаданской области Кушнаревым А.Г. составлен акт от 21.07.2018 N 047/01 о нарушении лесного законодательства (лесонарушения) и протокол об административном правонарушении по статье 7.9 КоАП РФ (т.3 л.д.л.д.84-89).
Кроме того, выявленные нарушения явились основанием для обращения природоохранного прокурора в Северо-Эвенский районный суд с исковым заявлением к Яценко И.Н. в защиту прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц о прекращении самовольного использования указанного лесного участка и приведении его в первоначальное состояние путем освобождения от незаконно возведенных строений.
Решением Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 07.11.2018 по делу N 2-133/2018 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме: на Яценко И.Н. возложена обязанность по прекращению самовольного использования лесного участка из состава земель государственного лесного фонда, расположенного в квартале 217 выделе 26 Северо-Эвенского участкового лесничества территориального отдела "Омсукчанское лесничество", а также обязанность по приведению его в первоначальное состояние путем освобождения от незаконно возведенных строений в течение 10 месяцев co дня вступления решения суда в законную силу (т.1 л.д.л.д.104-113).
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Магаданского областного суда от 12.02.2019 решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 07.11.2018 по делу N 2-133/2018 оставлено без изменения.
При этом представитель Департамента лесного хозяйства участвовал в судебном разбирательстве по исковому заявлению природоохранного прокурора к ИП Яценко И.Н. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и, соответственно, был непосредственно осведомлен о характере и предмете спора, а также о принятом судом решении.
Таким образом, при подготовке документации к аукциону организатор торгов достоверно знал, что на спорном лесном участке ИП Яценко И.Н. осуществляется фактическое использование предпринимателем названного лесного участка, с расположенными на нем незаконно возведенными строениями в количестве 21, которые используются для осуществления деятельности по приему и переработке водных биологических ресурсов.
Между тем, несмотря на наличие у организатора аукциона сведений о незаконно возведенных строениях на участке, являющегося составной частью предмета аукциона, натурное обследование лесного участка в целях устранения противоречий между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и фактическом состоянии лесного участка, с составлением акта по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", не проводилось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Вместе с тем, в нарушение вышеназванных требований Лесного кодекса РФ в документации к аукциону по спорному лоту N 1 отсутствует часть существенной информации о предмете аукциона и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка, что, в свою очередь, препятствует использованию лесного участка по назначению и влияет на принятие решения об участии в аукционе потенциальных участников.
Так, по условиям типового договора аренды, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, арендатор обязан:
- использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором (подпункт "б" пункта 3.4);
- осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и лесной декларацией (подпункт "е" пункта 3.4).
В свою очередь, фактическое исполнение указанных требований договора невозможно, поскольку лесной участок, являющийся предметом торгов по лоту N 1, не может использоваться по назначению для рекреационной деятельности, так как на момент проведения аукциона не восстановлено положение лесного участка, существующее до нарушения права (освобождение земельного участка государственной собственности от незаконно возведенных строений).
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, с учетом положений вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае процедура проведения торгов была нарушена существенным образом в части публикации недостаточной информации о лесном участке, право аренды которого выставлено на аукцион, в связи с чем объявленный Департаментом на 13.11.2018 аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка проведен с нарушением части 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ, что повлекло нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников аукциона.
При этом судом установлено, что натурное обследование спорного лесного участка не проводилось (из-за труднодоступности лесного участка), в связи с чем не были внесены достоверные сведения в государственный лесной реестр, который, в свою очередь, должен содержать актуальную и достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 4.3 Приказа Минприроды N 496 Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию не составлялся.
Совокупность указанных обстоятельств привела к недостоверности и несоответствию сведений государственного лесного реестра с фактическими натурными характеристиками спорного лесного участка, что отразилось на недостоверности сведений проектной документации при проведении аукциона; проектной документация составлена на недостоверных данных.
В этой связи суд первой инстанции правомерно указал, что в проектной документации содержались сведения, не соответствующие действительности о передаваемых в аренду лесных участках, что, в свою очередь, привело к нарушению правил проведения торгов.
Применительно к настоящему спору сведения о том, является ли предлагаемый к аренде, с учетом целей для которых он предоставляется (рекреационная деятельность), лесной участок свободным от построек, либо на нем имеются нелегализованные постройки иного лица, имеют существенное значение для лиц, принимающих решение об участии в аукционе.
Так, решение вопроса об участии в аукционе связывается у лица, подающего заявку на участие в аукционе, с пониманием о дальнейшем планировании проводимых работ на принимаемом в аренду лесном участке; будет ли это связано со строительством новых коттеджей для отдыха и туризма на чистом участке либо потенциальный участник аукциона в последующем столкнется с неуказанными в аукционной документации постройками на участке, для чего потребуется дополнительно решать вопрос с судьбой данных построек.
При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах (пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Гарантия единства экономического пространства, поддержка конкуренции установлены в части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации и отнесена к основам конституционного строя.
Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 N 306-ЭС16-3230).
Материалами дела подтверждается, что должностные лица Департамента лесного хозяйства достоверно владели информацией о незаконном возведении на спорном лесном участке строений и сооружений, используемых ИП Яценко И.Н. для ведения хозяйственной деятельности по переработке водных биологических ресурсов.
С учетом изложенного, совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о проведении оспариваемых торгов в интересах ИП Яценко И.Н. и нарушении требований федерального законодательства. Согласованные действия ответчиков направлены на создание видимости проведения процедуры аукциона, что является основанием для признания судом соответствующих торгов в части спорного лесного участка и заключенного по результатам таких торгов сделки недействительными (часть 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
В силу положений статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закону или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 ГК РФ).
Как верно указано судом первой инстанции, оспариваемая сделка порочна, поскольку совершена с нарушением требований закона, а также посягает на публичные интересы, что выражается в несоблюдении установленной Лесным кодексом РФ процедуры торгов.
Так, фактическое состояние лесного участка, а именно - наличие в его границах строений и сооружений, часть из которых являются капитальными, размещение которых не предусмотрено договором аренды и не отвечающее целям использования лесов "для осуществления рекреационной деятельности", нарушает права Российской Федерации, как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку противоречит одному из основополагающих принципов лесного законодательства - принципу сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Использование лесного участка, отнесенного в силу требований лесного законодательства к категории защитных лесов (нерестоохранные полосы лесов), не по целевому назначению может повлечь ухудшение его состояние вследствие чрезмерной антропогенной нагрузки и утрату полезных свойств, что повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Факт нецелевого использования спорного лесного участка предпринимателем подтвержден материалами дела, и установлен проведенной природоохранной прокуратурой проверкой в отношении лесного участка.
Так, на спорном лесном участке производится деятельность по приему и переработке водных биологических ресурсов, каких-либо объектов, свидетельствующих об осуществлении рекреационной деятельности, не установлено.
Доказательств обратного, заявителем жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал недействительными итоги открытого аукциона, оформленного протоколом N 8 от 13.11.2018 заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности - землях лесного фонда, по лоту N 1 в части лесного участка площадью 1,4133 га, выдел 26 квартала 217, кадастровый номер 49:03:000001:281.
В этой связи, на основании пункта 2 статьи 449 ГК РФ заключенный между Департаментом лесного хозяйства и ИП Яценко И.Н. типовой договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 431/18 от 23.11.2018 обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
Удовлетворяя требования прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ИП Яценко И.Н. возвратить Департаменту лесного хозяйства лесной участок с кадастровым номером 49:03:000001:281, расположенного в выделе 26 квартала 217 Северо-Эвенского участкового лесничества Омсукчанского лесничества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
На основании пункта 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Общим последствием признания сделки недействительной является двусторонняя реституция.
В силу данной правовой нормы имущество, переданное по недействительной сделке, подлежит возврату собственнику в порядке применения последствий недействительности сделки.
При этом всякий договор, связанный с использованием чужого имущества, в силу пункта 3 статьи 423 ГК РФ предполагается возмездным.
Факт использования спорного лесного участка предпринимателем подтвержден материалами дела и не оспорен последним.
Поскольку в результате исполнения недействительной сделки ответчик фактически пользовался предоставленным ему лесным участком и в силу статьи 167 ГК РФ обязан возместить другой стороне в денежной форме стоимость этого пользования, оснований для возврата ИП Яценко И.Н. перечисленных по недействительному договору аренды денежных средств, сумма которых не превышает стоимость фактического пользования ответчиком лесным участком, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости проведения натурного осмотра, в силу изложенных выше обстоятельств, апелляционным судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм и положений законодательства в сфере требований, предъявляемых при проведении торгов.
Ссылка заявителя жалобы на недоказанность наличия иных хозяйствующих субъектов, заинтересованных в заключении договора аренды в отношении спорного лесного участка, апелляционным судом не принимается, поскольку установленные нарушения при проведении торгов, в части указания в проектной документации сведений, не соответствующих действительности о передаваемых в аренду лесных участков, могли повлиять на поведение и волеизъявление участников аукциона.
Данное нарушение привело к существенному ограничению круга участников торгов и со всей очевидностью не обеспечило возможности участия других потенциальных перевозчиков.
Суд апелляционной инстанции отклоняет соответствующие доводы апелляционной жалобы, как противоречащие материалам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В этой связи решение, принятое при правильном применении норм права и надлежащей оценке доводов и возражений сторон, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 18.12.2019 по делу N А37-2642/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2642/2019
Истец: Прокуратура Магаданской области
Ответчик: Департамент лесного хозяйства, ИП Яценко Ирина Николаевна
Третье лицо: Габдрахманов М.С., УФАС по Магаданской области, Прокуратура Магаданской области