г. Москва |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А40-96326/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2019 г. по делу N А40-96326/19,
принятое судьей С.О. Ласкиной,
по заявлению ЗАО "Научно-производственное объединение "АСТА"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Ханина И.С. по дов. от 22.03.2019; |
от заинтересованного лица: |
Мискарян М.М. по дов. от 23.01.2020, Ковалев Л.Н. по дов. от 30.09.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "НПО АСТА" (далее - Заявитель, ЗАО "НПО АСТА", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - Заинтересованное лицо, МОТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения об отказе ЗАО "НПО АСТА" во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенные декларации N N 10130032/130116/0000093, 10130032/250116/0000368, 10130032/080216/0000835, 10130032/080216/0000836, выраженное письмом начальника Давыдовского таможенного поста Московской областной таможни от 17.01.2019 г. N 44-20/8 (бланк N 093106), о признании незаконным выраженного письмом от 29.12.2018 г. N 17-20/51205 (бланк 205912) решения Московской областной таможни о возврате без рассмотрения заявления ЗАО "НПО АСТА" от 21.12.2018 г. N 21122018/01 о возврате излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость по декларациям на товары NN 10130032/130116/0000093, 10130032/250116/0000368, 10130032/080216/0000835, 10130032/080216/0000836 в размере 6 419 270 рублей 39 копеек, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2019 г. заявление ЗАО "НПО АСТА удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, МОТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что по внешнеторговому контракту N RU/14-MP18 от 28.04.2014 г. на территорию Российской Федерации под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления в январе-феврале 2016 года ЗАО "НПО АСТА" был ввезен товар: системы полимерные с магистралями для сбора, фильтрации, обработки и хранения крови и ее компонентов, пустые и с антикоагулянтами, производитель "МАКОФАРМА С.A." (MACOPHARMA S.A.), Франция: системы полимерные с магистралями счетверенные с антикоагулянтом CPD (ЦФД), раствором SAGM, с фильтром для удаления лейкоцитов Leucoflex LXT, артикул FQE6280LU; системы полимерные с магистралями сдвоенные с антикоагулянтом CPDA-ЦЦФДА1), артикул MDE6500LQ; системы полимерные с магистралями счетверенные с антикоагулянтом CPD (ЦФД), раствором SAGM, с фильтром для удаления лейкоцитов Leucoflex MTL1, артикул DQE6280LU; системы полимерные с магистралями счетверенные, пустые, артикул VQE6004XB; системы полимерные с магистралями строенные с антикоагулянтом CPD (ЦФД) и раствором SAGM, артикул MRT6280LU; системы полимерные с магистралями одинарные с раствором SSP+, артикул SSP2130U; системы полимерные с магистралями строенные с антикоагулянтом CPDA-1 (ЦФДА1), артикул MRE6505LQ.
В отношении указанных товаров оформлены декларации на товары (ДТ) N N 10130032/130116/0000093, 10130032/250116/0000368, 10130032/080216/0000835, 10130032/080216/0000836.
Товар имеет код Общероссийского классификатора продукции ОКП 939800, классифицирован кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 500 9.
В отношении товара (графа 44 ДТ) было представлено регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) на медицинское изделие от 08 декабря 2010 года N ФСЗ 2010/08535.
При декларировании и выпуске товара льгота по уплате налога на добавленную стоимость заявлена не была.
По платежным поручениям N 2671 от 29.12.2015 г., N 113 от 21.01.2016 г., N 246 от 04.02.2016 г. декларантом уплачен налог на добавленную стоимость по ставке 18 % в общей сумме 14 443 358 рублей 38 копеек.
21 декабря 2018 года ЗАО "НПО АСТА" обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы НДС по ввезенным товарам в размере 6 419 270, 39 рублей (8 %), поскольку ввезенный товар с принадлежностью к коду ОКП 939800, имеющий соответствующее регистрационное удостоверение, относится к перечню товаров, ввоз которых на территорию РФ подлежит налогообложению на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ, Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 г. N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 %".
Заявление ЗАО "НПО АСТА" составлено по форме, утв. Приказом ФТС России от 22.12.2010 г. N 2520, к заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные статьями 147, 122 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Одновременно на основании пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" с подачей заявления о возврате ЗАО "НПО АСТА" было инициировано внесение соответствующих изменений в декларации на товары.
МОТ письмом от 29.12.2018 г. N 17-20/51205 "О предоставлении информации" сообщила об отсутствии в представленном комплекте документов, подтверждающих факт излишней уплаты налога, а именно корректировок деклараций на товары, фактически, тем самым, возвратила заявление ЗАО "НПО АСТА" без рассмотрения.
Как подтверждается почтовым конвертом и отчетом об отслеживании почтового отправления, данное письмо было отправлено МОТ только 08.02.2019 г. и получено ЗАО "НПО АСТА" 26.02.2019 г.
Решением начальника Давыдовского таможенного поста Московской областной таможни, выраженном в письме от 17.01.2019 г. N 44-20/8, во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенные декларации, отказано.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что для применения ставки 10 процентов НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или ТН ВЭД.
Код ОКП 939800 ввезенного ЗАО "НПО АСТА" товара включен в раздел второй "Медицинские изделия" Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 г. N 688 (в редакции, применимой к правоотношениям сторон). Согласно примечанию 1 к данному Перечню, приведенные в настоящем перечне коды применяются в отношении медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
В отношении ввезенного товара регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) на медицинское изделие от 08 декабря 2010 года N ФСЗ 2010/08535 имелось.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 146 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня поступления в таможенный орган.
В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах установленных сроков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Московская областная таможня возвратила заявление организации о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, с комплектом документов рассмотрения.
Федеральным законом от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и приказом ФТС России от 22.12.2010 г. N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" (в ред. Приказа ФТС России от 02.05.2012 г. N 831 "О внесении изменений в приложении к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщиков возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога") утверждена форма заявления о возврате авансовых платежей, заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств и заявления о возврате (зачете) денежного залога. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 15.02.2011 г. за N19839. Регистрация приказа в Министерстве юстиции Российской Федерации свидетельствует о том, что приказ обладает признаками нормативного правового акта, который обязателен для исполнения как таможенными органами, так и гражданами и юридическими лицами.
Следовательно, участники таможенных отношений, в том числе юридические лица, обязаны руководствоваться действующим приказом, не изменяя форму и содержания заявления. В комплекте документов к заявлению отсутствовали следующие документы: документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с положениями части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. В комплекте документов, представленном организации к заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, отсутствовали документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по декларации на товары.
В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (ТК ТС) товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу. Декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК ТС, в письменной, устной, электронной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В рассматриваемом случае форма декларирования установлена путем подачи таможенной декларации. ТК ТС предусмотрен перечень основных сведений, которые должны быть указаны в ДТ, к которым, в том числе, отнесены сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Вместе с тем, сведения, заявленные в декларации на товары, могут быть изменены и (или) дополнены, факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов может быть установлен по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров или рассмотрения мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя о корректировке сведений, заявленных в декларации на товары.
В случае, когда исчисление таможенных пошлин, налогов осуществлялось в декларации на товары, документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, предоставление которого предусмотрено пунктом 3 части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", может являться оформленная корректировка декларации на товары.
В связи с этим, Общество вправе было обратиться к Таможне с мотивированным письменным обращением о корректировке сведений, заявленных в декларации на товары.
В соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней его поступления в таможенный орган.
Из материалов дела следует, что основания для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов, согласно представленным Обществом документам отсутствуют, в связи с чем, заявление о возврате денежных средств с комплектом документов возвращено. Более того, плательщик проинформирован о праве повторного обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, подлежат возврату (зачету) таможенные пошлины, налоги, являющиеся излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса.
Излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов (ст.66 ТК ЕАЭС).
В соответствии пунктом 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего ТК ЕАЭС, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 стать 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 ТК ЕАЭС, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 НК РФ в случае реализации или ввоза на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, включая медицинские изделия, применяется налоговая ставка НДС в размере 10 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, в отношении которых применяется налоговая ставка 10 процентов, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.
Таким образом, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 НК РФ, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
Кроме того, ссылки Общества на то, что ввезенные товары по коду ОКП 93 98 00 входят в Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. N 688 (далее - Перечень N688), не могут быть приняты во внимание, поскольку Перечень N688 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 г. N 655, действующей с 11.07.2015 г.) более не содержит упоминания о коде 93 98 00.
Изложенное также подтверждается определением ВС РФ от 14.03.2019 г. N 305- КГ18-19119.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, однако, заявителем доказательств, подтверждающих ненадлежащие выполнение обязательства по договору, суду не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, оснований для признания оспариваемого решения МОТ незаконным не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2019 г. подлежит отмене, заявление ООО ЗАО "НПО АСТА" - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.10.2019 по делу N А40-96326/19 отменить.
В удовлетворении заявления ЗАО "Научно-производственное объединение "АСТА" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96326/2019
Истец: ЗАО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "АСТА"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ