г. Саратов |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А57-14573/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей А.В. Смирникова, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Исаевой Ольги Вячеславовны (ИНН 64418116061, ОГРНИП 311644908800085)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2019 года по делу N А57-14573/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Исаевой Ольги Вячеславовны (ИНН 64418116061, ОГРНИП 311644908800085)
заинтересованное лицо: Министерство образования Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. Соляная, д. 32, ИНН 6450608375, ОГРН 1056405028591)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
- от Министерства образования Саратовской области - С.С. Затонский, по доверенности от 07.08.2019, сроком на 1 год,
от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель Исаева Ольга Вячеславовна (далее - предприниматель, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействие Министерства образования Саратовской области (далее Министерство), выразившееся в непредоставлении ИП Исаевой О.В. субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности; об обязании Министерство образования Саратовской области предоставить ИП Исаевой О.В. субсидию из областного бюджета на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Исаева Ольга Вячеславовна не согласилась с принятым судебным актом, и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Министерство образования Саратовской области, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание явился представитель Министерства образования Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается отчетом о публикации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ИП Исаева Ольга Вячеславовна зарегистрирована в качестве Индивидуального предпринимателя с 29.03.2011 г., оказывает услуги в области частной образовательной деятельности дошкольного образования (детский сад "Стрекоза"), имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности N 3477 от 09.02.2018.
24.04.2018 заявителем подано заявление в Министерство образования Саратовской области с просьбой рассмотрения вопроса о возможности предоставления ИП Исаевой О.В. из областного бюджета Саратовской области субсидии на возмещение затрат по реализации основной программы, согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона об образовании в РФ N 273-ФЗ.
Не получив от Министерства образования Саратовской области ответа, ИП Исаева О.В., в связи с принятием постановления Правительства Саратовской области от 14.03.19г. N 157-П, 04.04.2019 г. подала заявление на предоставление субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности с приложением всех необходимых документов.
Министерством образования Саратовской области письмом исх. N 01-26/2594 от 11.04.2019 отказано предпринимателю в предоставлении заявленной субсидии.
Предприниматель обратилась в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что законодательно закреплено право только образовательных организаций на получение финансового обеспечения из бюджета. Министерством образования Саратовской области письмом исх. N 01-26/2594 от 11.04.2019 отказано предпринимателю в предоставлении заявленной субсидии.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 указанного закона.
Аналогичное полномочие исполнительного органа государственной власти Саратовской области в сфере образования установлено частью 2 статьи 10 Закона Саратовской области от 28 ноября 2013 года N 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области".
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
При этом в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно статье 22 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
Таким образом, образовательная организация должна обладать признаками: создана в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций; осуществляет на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
Пунктом 19 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ под организацией, осуществляющей обучение, понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие обучение в соответствии с ФЗ N 273-ФЗ, осуществляют образовательную деятельность, но не являются образовательными организациями.
Таким образом, Федеральным законом разграничивается статус образовательной организации, организации, осуществляющей обучение и индивидуального предпринимателя.
Полномочия органа государственной власти субъекта РФ (п.6 ст. 8 Закона N 273-ФЗ) по предоставлению субсидии на образовательную деятельность распространяются только на образовательные организации, т.е. законодательно установлено только право образовательных организаций на получение финансового обеспечения из бюджета.
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разделяет понятия образовательная организация и организации, осуществляющие образовательную деятельность. При этом, индивидуальные предприниматели приравниваются к группе организаций, осуществляющих обучение (образовательную деятельность), но не относятся к категории образовательных организаций, так как не являются некоммерческой организацией.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2, ст. 21), определяя принцип осуществления образовательной деятельности индивидуальными предпринимателями, предусматривает, что на них, на их обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации составляют предмет ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" права, свободы и ответственность педагогических работников закреплены в статьях 46 - 48 названного закона; права, социальные гарантии, обязанности и ответственность обучающихся установлены в ст.ст. 34-43 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Право на получение субсидии (субвенции) из соответствующего бюджета названными нормами не предусмотрено.
Данные доводы подтверждаются Определением Верховного Суда РФ от 12.10.2018 N 305-КГ18-6337.
Таким образом, в силу норм действующего законодательства, индивидуальный предприниматель не может являться получателем субсидии на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности, так как не является образовательной организацией.
Правительством Саратовской области от 14 марта 2019 года N 157-П принято постановление "О предоставлении субсидий из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности и субсидий частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности" (далее Порядок предоставления субсидии образовательным организациям), которым определены цели, условия и правила предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 1.2 Приложения N 1 Порядка предоставления субсидии образовательным организациям, субсидия предоставляется частным дошкольным образовательным организациям, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности (далее - получатель Субсидии).
Порядком предоставления субсидии предусмотрено, что право на получение субсидии, предусмотренной постановлением, имеют только частные (форма собственности - статья 22 Федерального закона N 273-ФЗ) образовательные организации (понятие - пункт 18 части 1 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ), а не индивидуальные предприниматели (статья 32 Федерального закона N 273-ФЗ) или организации, осуществляющие обучение (пункт 19 части 1 статьи Федерального закона N 273-ФЗ).
Таким образом, Законом "Об образовании в Российской Федерации" и принятыми во исполнение него на территории Саратовской области нормативно-правовыми актами предусмотрено финансовое обеспечение из соответствующего бюджета только образовательных организаций.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям ЕГРЮЛ Исаева Ольга Вячеславовна зарегистрирована в качестве Индивидуального предпринимателя с 29.03.2011 за ОГНИП 311644908800085. Основным видом деятельности является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. В качестве дополнительного вида деятельности предприниматель оказывает услуги в области частной образовательной деятельности дошкольного образования (детский сад "Стрекоза") на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности N 3477 от 09.02.2018.
24.04.2018 предпринимателем подано заявление в Министерство образования Саратовской области о рассмотрении вопроса предоставления ИП Исаевой О.В. из областного бюджета Саратовской области субсидии на возмещение затрат по реализации основной программы, согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона об образовании в РФ N 273-ФЗ.
4 апреля 2019 года в соответствии с Порядком предоставления субсидии образовательным организациям N 157-П, предпринимателем было подано заявление с приложением комплекта документов на предоставление субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности в 2019 г.
На основании пункта 2.5 Приложения N 1 Порядка предоставления субсидии образовательным организациям датой регистрации Документов является день их поступления в Министерство. В течение 20 календарных дней после представления получателем субсидии Документов Министерство проводит их экспертизу, проверяет достоверность сведений, указанных в Документах, и принимает решение о предоставлении либо в отказе в предоставлении субсидии (пункт 2.6).
В силу пункта 2.7 Приложения N 1 Порядка предоставления субсидии образовательным организациям в качестве одного из оснований для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии является невозможность отнесения получателя субсидии к категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидии, определенной пунктом 1.2.
В случае отказа в предоставлении субсидии Министерством в течение 7 календарных дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении субсидии направляется уведомление об отказе в предоставлении субсидии в адрес получателя субсидии.
Материалами дела установлено, что 11 апреля 2019 года Министерством в адрес ИП Исаевой О.В. был направлен отказ за N 01-26/2594. Уведомление заявителю направлено посредством почтового отправления простым письмом.
В отказе указано, что образовательные организации имеют право на получение субсидий на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности, ИП Исаева О.В. не относится к образовательной организации. Также указано, что предоставление субсидий организациям, не указанным в п.6 ч.1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ, в том числе, индивидуальным предпринимателям, может осуществляться на основании иных норм федерального законодательства. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта РФ, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Пункт 2 ч.2 ст. 78 БК РФ предусматривает возможность предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в случае и порядке, предусмотренном законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов. В целях государственной поддержки индивидуальных предпринимателей рассматривается вопрос о возможности предоставления в 2019 г. субсидии из областного бюджета индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность.
Таким образом, в рассматриваемом случае, на момент подачи предпринимателем заявления, правовые основания для удовлетворения заявленных требований в рамках постановления Правительства Саратовской области N 157-ФЗ от 14.03.2019 г., отсутствовали.
В целях государственной поддержки индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, Министерством образования Саратовской области, в порядке ст. 78 БК РФ и ст. 2 Закона Саратовской области N 3-ЗСО подготовлены и направлены в Правительство Саратовской области: письмо с предложением по внесению изменений в Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый 2020 и 2021 годы" в части перераспределения бюджетных обязательств на вышеуказанные цели; проект постановления Правительства Саратовской области "О предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по программам дошкольного образования, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности с 1 января 2019 г. при условии деятельности индивидуального предпринимателя до 1 января 2019 г.
В настоящее время внесены изменения в Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый 2020 и 2021 годы" и принято постановление Правительства саратовской области от 25.11.2019 г. N 825-П "О предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по программам дошкольного образования, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности" (Порядок).
В рамках принятого Порядка с ИП Исаевой О.В. заключено соглашение на предоставление субсидии и произведена компенсация за 2019 г. (копия соглашения и платежное поручение).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2019 года по делу N А57-14573/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14573/2019
Истец: ИП Исаева О.В.
Ответчик: Министерство образования Саратовской области
Третье лицо: ИП Исаева О.В.
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-898/20
12.12.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14573/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14573/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14573/19