г. Москва |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А40-173395/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СИТЛ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2019 по делу N А40-173395/2019, принятое судьей Яцевой В.А. (146-1466)
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "СИТЛ"
к Московской областной таможне
третье лицо: Федеральная таможенная служба
о признании незаконными решения,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Волков В.В. по дов. от 02.12.2019; |
от третьего лица: |
Емшанова О.В. по дов. от 19.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2019, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СИТЛ" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконными решений Московской областной таможни (таможенный орган, МОТ) о внесении изменений, дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары по ДТ N N 10130122/260517/0005139, 10130122/280517/0005172, 10130122/140617/0005933, 10130122/170617/0006101; 10130122/040617/0005516; 10130122/140617/0005928, 10130122/280517/0005165, 10130122/270517/0005158.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании апелляционного суда представитель таможенного органа поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание не явился представитель Общества, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель МОТ в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, представленном до начала судебного заседания.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица - ФТС России на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщенном к материалам дела.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в регионе деятельности Львовского таможенного поста Московской областной таможни по ДТ N N 10130122/260517/0005139, 10130122/280517/0005172, 10130122/170617/0006101, 10130122/140617/0005928, 100130122/140617/0005933, 10130122/040617/0005516, 10130122/280517/0005165, 10130122/270517/0005158 (далее - ДТ) Обществом был задекларирован товар "яблоки свежие" (товарная позиция - 0808 ТН ВЭД ЕАЭС), происходящий из Республики Сербия.
В отношении вышеуказанных товаров обществом заявлены тарифные преференции в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.
В качестве основания для предоставления преференциального режима представлены сертификаты о происхождении товаров (далее - сертификат) формы "СТ-2" N N 17019/С1/4161/2017, 17019/С1/4160/2017, 17019/С1/4899/2017, 17019/С1/4473/2017, 17019/С 1/4821/2017, 17019/С 1/4256/2017, 17019/С1/4198/2017, 17019/С 1/5026/2017, выданные уполномоченным органом Республики Сербия.
На основании представленных сертификатов обществом получены тарифные преференции в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, товары, сведения о которых заявлены в указанных ДТ, выпущены Львовским таможенным постом Московской областной таможни в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
По результатам проведенных на основании статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проверочных мероприятий после выпуска товаров в части достоверности заявленных сведений о стране происхождения вышеуказанных товаров МОТ приняты решения о внесений изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в графы 36 и 47. В соответствии с данным решением декларанту не предоставляются тарифные преференции.
Не согласившись с решениями МОТ о внесений изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных треабова6ний, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200, 201 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьёй 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор), вступившего в силу 1 января 2015 г., в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно статье 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключёнными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьёй 99 Договора в право Евразийского экономического союза.
На момент декларирования товаров ТК ЕАЭС ещё не вступил в силу, поэтому применению подлежали нормы Таможенного кодекса Таможенного союза, при этом под используемым в международных договорах понятием "Таможенный союз" понимается "Евразийский экономический союз".
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Как следует из пункта 1 статьи 62 ТК ТС при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи ПО Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
В соответствии со статьей 314 ТК ЕАЭС, действующего на момент осуществления проверочных мероприятий, при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Статьей 35 Договора установлено, что режим свободной торговли товарами в понимании ГАТТ 1994 устанавливается в торговле с третьей стороной на основании международного договора Евразийского экономического союза с такой третьей стороной с учетом положений статьи 102 Договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Договора, несмотря на положения статьи 35 Договора, государства-члены вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 1 января 2015 года международного договора этого государства-члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства-члены.
Пунктом 4 статьи 37 Договора установлено, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли Режим свободной торговли в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии, предоставляется в соответствии с Соглашением.
Как следует из статьи 1 Соглашения, Российская Федерация и Югославия (далее - Стороны) либерализуют взаимную торговлю в соответствии с положениями Соглашения и правилами Всемирной торговой организации в целях установления режима свободной торговли. Согласно статье 4 Соглашения Стороны ежегодно согласуют изъятия из режима, предусмотренного статьёй 1 Соглашения, которые будут применяться на основе двусторонних протоколов, подписываемых Сторонами в соответствии с законодательством своих государств.
Во исполнение статьи 4 Соглашения 22.07.2011 Стороны подписали Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г. (далее - Протокол).
В соответствии со статьей 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к Протоколу, которое является его неотъемлемой частью (далее - Правила).
Согласно пункту 1 статьи 8 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если, в числе прочего, государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Пунктом 3 статьи 11 Правил установлено, что уполномоченные органы Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
Таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат (пункт 4 статьи 11 Правил).
Последующая проверка (верификация) осуществляется уполномоченными органами экспортирующего государства Стороны, для чего они должны иметь право запрашивать необходимые документы и проверять документацию и счета производителя (экспортера). До получения результатов последующей проверки (верификации) таможенные органы принимают решение об отказе в предоставлении тарифных преференций (режима свободной торговли) в отношении ввозимых товаров (пункты 5 и 6 статьи 11 Правил).
При этом согласно пунктам 8 и 9 статьи 11 Правил, тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются, в том числе в случае, если копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены. Товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Правил таможенный орган государства стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства стороны, в случае если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
Судом установлено, что в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров таможенным органом были направлены верификационные запросы в уполномоченный орган Республики Сербия (Департамент происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербия) о подтверждении факта выдачи Сертификатов, а в целях проверки достоверности заявленных сведений, запрошены документы, на основании которых они были выданы: в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификатах о происхождении товаров ФТС России направлен запрос в Департамент происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербия (письма ФТС России от 13.11.2017 N 06-86/64004 - международное почтовое отправление 14.11.2017, от 10.11.2017 N 06-86/63693 - международное почтовое отправление - 13.11.2017) с просьбой проверить представленные в таможенные органы сертификаты NN 17019/С1/4161/2017, 17019/С1/4160/2017, 17019/С1/4899/2017, 17019/С1/4473/2017, 17019/С1/4821/2017, 17019/С 1/4256/2017, 17019/С1/4198/2017, 17019/С1/5026/2017 на предмет факта их выдачи и достоверности содержащихся в них сведений, а также представить копии документов, которые представлялись в уполномоченные органы Республики Сербия и на основании которых выдавались соответствующие сертификаты.
Компетентный орган Республики Сербия ответ на верификационные запросы ФТС России в срок до 10.05.2018 и 13.05.2018, соответственно, не дал.
Необходимо отметить, что Правилами установлены обстоятельства при наступлении которых таможенный орган стороны импорта должен отказать в предоставлении тарифных преференций, к числу которых относится нарушение условий административного сотрудничества, а именно неполучение в установленные Правилами сроки (6 месяцев) ответа на верификационный запрос, и (или) не предоставление копий документов, на основании которых был выдан сертификат (статья 13 Правил).
Подобные положения основаны на взаимных договоренностях и обязательствах сторон международных соглашений и создают механизм, направленный на недопустимость нарушений со стороны органов и организаций договаривающихся сторон, которые вовлечены в реализацию данных соглашений, а при выявлении нарушений предусматривают соответствующую ответственность.
Положения аналогичного характера директивно закладываются во все преференциальные правила определения происхождения товаров как разрабатываемых в данный момент в ходе переговоров государств-членов Евразийского экономического союза (далее - Союз) о заключении соглашений о свободной торговле с отдельными странами (Сингапур, Израиль, Египет, Сербия - в рамках переговоров об унификации торгового режима), так и в действующих преференциальных правилах (в рамках Договора о зоне свободной торговли в СНГ, Соглашения о свободной торговле между Союзом и Республикой Вьетнам).
Таким образом, учитывая невыполнение Сербской стороной требований административного сотрудничества в части предоставления запрашиваемых документов и, соответственно, в связи с невозможностью осуществить проверку достоверности сведений о происхождении указанных товаров, в том числе о выполнении соответствующих критериев происхождения, тарифные преференции в отношении товаров не могут быть представлены.
Указанный подход в настоящее время поддерживает судебная практика, в том числе на уровне Верховного Суда Российской Федерации судебное дело N А40-212054/2018.
Согласно пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" суд, применяя нормы международных договоров, руководствуется тем, что толкование международных правил производится в порядке, определенном разделом 3 части 3 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее -Конвенция).
Суд толкует международно-правовую норму добросовестно, в контексте и в соответствии с объемом и целями международного договора Российской Федерации.
Согласно пункту "Ь" части 3 статьи 31 Конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.
На основании статьи 26 Конвенции каждый действующий международный договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
Согласие государства на обязательность для него международного договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условилось.
Согласие Республики Сербии и Правительства Российской Федерации на обязательность для них международного договора выражено подписанием данного Соглашения от 22.07.2011.
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации" и с учетом того факта, что в Российской Федерации в рамках двусторонних торгово-экономических преференциальных отношениях с Республикой Сербия выдачу преференциальных сертификатов о происхождении товаров формы "СТ-2" осуществляет Торгово-промышленная палата Российской Федерации ФТС России было направлено письмо в Торгово-промышленную палату Российской Федерации о подходах к практике реализации положений статьи 11 Правил.
Согласно ответу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 16 июня 2019 г. N 27/0832 в рамках реализации положений Правил, Российская Федерация выполняет взятые на себя международные обязательства и в ответе на верификационные запросы сербской стороны направляет все документы, подтверждающие факт выдачи сертификата.
При этом для целей проведения последующей проверки (верификации) копии сертификатов, а также любые экспортные документы, имеющие отношения к ним, должны храниться не менее 3 лет уполномоченным органом Стороны (пункт 10 статьи 11 Правил).
Как обоснованно указано судом, в рамках проводимой ФТС России проверки происхождения товара "яблоки свежие" по иным сертификатам о происхождении товаров от Таможенной администрации Республики Сербия поступала информация об отсутствии компании экспортера по зарегистрированному адресу и невозможности уполномоченного органа сербской стороны проверить исходный статус товаров.
Таким образом, в ряде случаев сербской стороной подтверждается неправомерность выдачи сертификатов о происхождении товаров, что ставит под сомнение качество проверки уполномоченным органом Республики Сербия документов, подтверждающих происхождение товаров при выдаче сертификатов о происхождении товаров.
Кроме того, в сентябре 2017 года в ФТС России поступило письмо ГТК Республики Беларусь, в котором белорусской стороной до ФТС России доведена информация о выявлении роста объемов ввоза как на территорию Республики Беларусь, так и на территорию Российской Федерации товара "яблоки свежие", происходящего с территории Республики Сербия. При этом в ходе проведенной проверки происхождения товаров таможенными органами Республики Беларусь значительное количество сертификатов о происхождении товаров, выданных уполномоченными органами Республики Сербия, были не признаны.
На запросы ФТС России Таможенной администрацией Республики Сербия был направлен ответ письмом от 01.10.2018 N 148-07-483-07-1392/6/2017, в котором содержалась информация относительно достоверности сведений содержащихся в сертификатах о происхождении товаров формы "СТ-2" NN 17019/С1/4161/2017, 17019/С1/4160/2017, 17019/С1/4899/2017, 17019/С1/4473/2017, 17019/С1/4821/2017, 17019/С 1/4256/2017, 17019/С 1/4198/2017, 17019/С1/5026/2017, однако в приложении к указанному письму уполномоченного органа сербской стороны содержались только копии вышеуказанных сертификатов о происхождении товаров и копия запроса ФТС России, при этом копии документов, подтверждающих критерий происхождения товаров, отсутствовали. Кроме того ответ сербской стороны поступил с превышением шестимесячного срока, предусмотренного Правилами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Правил, если полученные результаты последующей проверки (верификации) не позволяют установить подлинность сертификатов (деклараций о происхождении товаров) или действительное происхождение товаров и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены, тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются.
Учитывая вышеизложенное, таможенным органом на основании положений Правил было правомерно отказано в предоставлении тарифного преференциального режима в отношении товаров, происходящих с территории Республики Сербия, при таможенном декларировании которых в качестве основания для предоставления тарифного преференциального режима были предоставлены вышеуказанные сертификаты о происхождении товаров.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы общества - направлены на переоценку верно установленных арбитражным судом первой инстанции обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2019 по делу N А40-173395/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173395/2019
Истец: ООО СИТЛ
Ответчик: Московская областная таможня
Третье лицо: ФТС России