г. Москва |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А40-275222/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
Судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росреестра по г. Москве и ИП Токаревой И.Ф.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2019 по делу N А40-275222/19
по заявлению ИП Токаревой И.Ф.
к Управлению Росреестра по г. Москве
третье лицо: ДГИ г. Москвы
о признании незаконным отказа,
в присутствии:
от заявителя: |
Мосин Д.В. по дов. от 18.11.2019; |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Токарева И.Ф. (заявитель, индивидуальный предприниматель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа, выраженного в форме Уведомления от 20.09.2019 N 77/19-123950, в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0001002:10574 (комплекс АЗС и автомойки, расположенный по адресу г. Москва, проспект Вернадского, вл. 10А) в связи с прекращением его существования, обязании восстановить нарушенные права и интересы заявителя путем осуществления снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0001002:10574 (комплекс АЗС и автомойки, расположенный по адресу г. Москва, проспект Вернадского, вл. 10А) в связи с прекращением его существования.
Решением от 23.12.2019 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования. При этом, в резолютивной части решения указано на обязание Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Токаревой И.Ф. в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его изменить, отменить, соответственно, как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб доводы своей апелляционной жалобы поддержали по мотивам, изложенным в ней, возражали против удовлетворения жалобы другой стороны.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, заявитель является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0001002:10574 (комплекс АЗС и автомойки, расположенный по адресу г. Москва, проспект Вернадского, вл. 10А), о чем в ЕГРН была сделана запись регистрации от 23.01.2019 г. N 77:06:0001002:10574-77/007/2019-2 (Комплекс АЗС), что подтверждается выпиской ФГИС ЕГРН от 28.01.2019 N 99/2019/241473949.
Комплекс АЗС расположен на Земельном участке с кадастровым номером 77:07:0013005:53 площадью 1 950 кв.м.
Согласно государственного контракта от 14.01.2016 N 0173200001415001278 по строительству объекта "Строительство связки Мичуринского проспекта с проспектом Вернадского в районе МГУ им. Ломоносова" и в соответствии с проектной документацией положительное заключение Мосгосэкспертизы от 27.12.2014 peг. N 77- 1-5-0852-14 (дело N 1283-14/МГЭ/2254-4/1) Комплекс АЗС подлежит сносу с освобождением земельного участка, поскольку он расположен в границах производства работ по строительству.
Для целей определения порядка сноса Комплекса АЗС, а также размера, сроков и порядка предоставления Собственнику сносимого имущества, компенсации, было заключено 4х-сторонее Соглашение от 12.02.2019 между Заявителем, ГКУ г. Москвы "Управление дорожно-мостового строительства", АО "Мосэкострой" и ООО "ПРОСПЕКТ" (Соглашение).
В соответствии с Соглашением АО "Мосэкострой" (Технический заказчик) обязался снести Комплекс АЗС (своими силами или с привлечением сил подрядных организаций), а ГКУ г. Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" обязался выплатить собственнику (ИП Токаревой И.Ф.) соответствующую компенсацию, определенную в Соглашении.
Комплекс АЗС был снесен, в подтверждение чего кадастровым инженером Кимом Е.Ю. был составлен Акт обследования от 23.05.2019, согласно которому в результате натурного обследования на местности выяснилось, что сооружение с КН: 77-06:0001002:10574 фактически ликвидировано на основании соглашения о денежной компенсации от 12.02.2019.
В целях приведения сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими данными, Заявителем 05.06.2019 в Управление Росреестра по г. Москве было подано заявление о снятии с кадастрового учета Комплекса АЗС ввиду его физической ликвидации сноса) и прекращения права собственности.
Государственная регистрация была приостановлена сроком до 20.09.2019 (Уведомление о приостановлении государственной регистрации от 20.06.2019 N 77/005/265/2019-1456), в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В ответ на указанное уведомление заявителем представлены дополнительные документы.
Уведомлением от 20.09.2019 N 77/19-123950 Управлением отказано заявителю в снятии Комплекса АЗС с кадастрового учета.
Не согласившись с оспариваемым отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд правомерно посчитал, что решение ответчика об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0001002:10574 (комплекс АЗС и автомойки, расположенный по адресу г. Москва, проспект Вернадского, вл. 10А) в связи с прекращением его существования, является незаконным, ввиду следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 1 данного Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.
В силу пункта 7 части 4 его статьи 8 в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке.
В силу пункта 2 части 4 его статьи 18 к заявлению должны быть приложены документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Пунктом 2 части 2 его статьи 15 предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Статьей 29 Закона о регистрации определен порядок осуществления государственного кадастрового учета. Так, при государственном кадастровом учете орган регистрации прав осуществляет, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о госрегистрации установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (Приказ N 861) установлено, что акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения.
Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).
Вышеуказанным Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
При этом, Приказ N 861 допускает составление Акта обследования в принципе без приложения каких-либо документов (абз. 2 п. 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N861).
Действующим законодательством предусмотрено предоставление документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости при их наличии и использовании кадастровым инженером при подготовке акта обследования.
Таким образом, к акту осмотра кадастровый инженер прилагает те документы, которыми он располагал при составлении акта обследования, и которые использовались им для определения факта прекращения существования объекта недвижимости.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переходи прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из системного толкования положений законодательства РФ следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре.
Как верно установлено судом первой инстанции, актом обследования от 23.05.2019 достоверно подтвержден факт того, что спорное здание в настоящий момент на участке отсутствует. Отказ в снятии с кадастрового учета спорного объекта недвижимости был связан с тем, что к Акту не приложено разрешение на снос объекта (ордер на проведение земляных работ), а имеющееся разрешение ОАТИ от 21.05.2019 N 17070337/3 по мнению регистрирующего органа, заверено ненадлежащим образом, при этом в нем отсутствуют сведения о демонтаже (сносе) объекта; регистратором не получен ответ на запрос от Комитета государственного строительного надзора; а также то, что электронный образ проектной документации в виде файлов PDF не является электронным образом бумажного оригинала проектной документации.
Учитывая изложенные нормы права, а также то, что какой-либо спор о праве в отношении спорного объекта (Комплекса АЗС) отсутствует, с заявлением о снятии Комплекса АЗС с кадастрового учета обратилось надлежащее лицо (его собственник), при этом заявителем представлены все необходимые документы (в т.ч. и Акт обследования, выполненный кадастровым инженером в соответствии со ст. 23 Закона о государственной регистрации, а также ввиду наличия у регистрирующего сведений о том, что данный объект фактически прекратил свое существование, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение ответчика об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0001002:10574 (комплекс АЗС и автомойки, расположенный по адресу г. Москва, проспект Вернадского, вл. 10А) в связи с прекращением его существования, является незаконным и необоснованным нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежит отмене.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил обязанность на ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, их восстановления и должно соответствовать нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения, и не связан конкретными формулировками требования заявителя об устранении нарушения, равно как и выбором им того или иного способа восстановления нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, изучив материалы дела, учитывая также информацию изложенную ответчиком в письме от 31.01.2020 N 07-558/2020, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости обязания ответчика устранить нарушения допущенных прав и законных интересов заявителя конкретным способом, а именно устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Токаревой Ирины Феликсовны путем снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0001002:10574 (комплекса АЗС и автомойки, расположенных по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, вл. 10А) в связи с прекращением его существования.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ИП Токаревой И.Ф. подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда г. Москвы - изменению.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2019 по делу N А40-275222/19 изменить.
Изложить абзац третий, резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Токаревой Ирины Феликсовны путем снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0001002:10574 (комплекса АЗС и автомойки, расположенных по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, вл. 10А) в связи с прекращением его существования.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Управления Росреестра по г. Москве в пользу ИП Токаревой И.Ф. расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить ИП Токаревой И.Ф. из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 850 руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-275222/2019
Истец: Токарева Ирина Феликсовна
Ответчик: Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9404/20
11.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6008/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-275222/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-275222/19