г. Пермь |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А60-42418/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
в отсутствие лиц, участвующие в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 января 2020 года
по делу N А60-42418/2019
по заявлению акционерного общества "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" (ИНН 6612005052, ОГРН 1026600931180)
к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области (ИНН 6617007776, ОГРН 1026601183400)
третье лицо - Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 14
по Свердловской области
о признании недействительным решения N 07501401/р от 2.04.2019,
установил:
Акционерное общество "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" (далее - заявитель, АО "Русал Урал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление ПФР) с требованием о признании недействительным решения N 07501401/р от 22.04.2019 в части.
Решением Арбитражного суда Свердловской области 17 января 2020 года заявленные требования удовлетворены, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области от 22.04.2019 N 07501401/р признано недействительным в части начисления страховых взносов за 2015 год в размере 8 960 905,24 руб., за 2016 год в размере 2 697 096,94 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе в городе Краснотурьинске Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Управление ПФР приводит доводы о том, что компенсационные выплаты в виде дотации на питание, оплата путевок на санаторно-курортное лечение, выплачиваемые работникам в соответствии с коллективным договором организации, являются выплатами, которые начисляются в пользу физических лиц, состоящих с организацией в трудовых отношениях, являются объектом обложения страховыми взносами. Ссылается на неправильное применение разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащегося в Постановлении от 31.10.2019 N 32-П. Полагает, что срок установленный частью 13 статьи 26 Закона 212-ФЗ для возврата страховых взносов уплаченных с января по ноябрь 2015 года истек.
Судом апелляционной инстанции получен письменный отзыв заявителя на апелляционную жалобу Фонда, согласно которому, заявитель находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
До начала судебного заседания от лиц участвующих в деле поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей, которые судом рассмотрены в порядке статьи 159 АПК РФ и, в отсутствие возражений, удовлетворены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области проведена камеральная проверка в отношение АО "РУСАЛ Урал" в лице филиала АО "РУСАЛ Урал" в Краснотурьинске "РУСАЛ Краснотурьинск" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Камеральная проверка проведена в связи с представлением Обществом страховых взносов 28.12.2018 уточненного расчета по страховым взносам за 2016 год, в соответствии с которым Общество уменьшило размер ранее начисленных страховых взносов на 18067545 руб. 50 коп., в т.ч. в связи с:
1) исключением из объекта обложения страховыми взносами за 2015-2016 гг. выплат социального характера: дотации на питание, путевки на санаторно-курортное лечение.
2) исправлением суммы начисленных страховых взносов за 9 месяцев 2016 года на 5313 руб. 20 коп, ошибочно задвоенной в предыдущем уточненном расчете, что не привело к образованию переплаты.
По итогам проверки составлен акт камеральной проверки N 07501401/р от 12.03.2019.
Обществом 10.01.2019 г. направлены заявления на частичный возврат излишне уплаченных страховых взносов в связи с исключением из объекта обложения социальных выплат.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества, представленных на акт камеральной проверки Фонд принял решение о привлечении плательщика к ответственности N 07501401/р от 22.04.2019, на основании которого Фонд признал неправомерным уменьшение страховых взносов за 2015 и 2016 год на 18067545 руб. 50 коп. в связи с невключением в объект обложения страховыми взносами выплат социального характера. Фондом предложено доначислить страховые взносы, представить корректирующий уточненный расчет и корректирующие индивидуальные сведения.
Полагая, что решение N 07501401/р от 22.04.2019 Фонда является незаконным и необоснованным общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что выплаты социального характера в виде дотаций на питание, путевок на санаторно-курортное лечение, не подлежат обложению страховыми взносами. В связи с чем, у общества не имелось оснований для включения спорных выплат в базу для исчисления страховых взносов, а также для представления уточненного расчета РСВ-1 за 2016 год по этим же основаниям.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) заявитель в спорный период являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей, а также на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Следовательно, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судом первой инстанции верно установлено, что в соответствии с Положением об оплате труда и премирования работников, в Обществе установлены следующие виды вознаграждения за труд:
- оклад в виде фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей;
- доплаты и надбавки (за временный перевод на другую работу; за расширенную зону обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей, временно отсутствующего работника; за руководство бригадой; за профессиональное мастерство);
- гарантийные и компенсационные выплаты (доплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными условиями труда; доплата за сверхурочные работы; оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни; доплата за работу в ночное время; оплата в период стажировки; за работу в особых климатических условиях);
- премии (за основные результаты деятельности, доп. выплаты мотивационного характера).
Дотация на питание (компенсация суммы дотации на питание) предоставляется с целью социальной защищенности и для обеспечения работников качественным питанием, устанавливается в одинаковом размере для всех работников Общества, независимо от их квалификации, занимаемой должности, а также результатов работы.
Компенсация или оплата стоимости путевок в оздоровительные учреждения выплачивается не за выполнение работником трудовой функции, а в целях обеспечения возможности полноценного отдыха и оздоровления работников, т.е. в целях восстановления их физических способностей. Следовательно, не зависит от трудовых результатов работников и не является вознаграждением за труд.
Размер оплаты стоимости путевки за счет работодателя имеет обратную зависимость от заработной платы работника - чем меньше заработная плата, тем больше доля оплаты путевки работодателем, при этом предоставление Обществом путевок не зависит от выполнения работником трудовой функции. Таким образом, обратная зависимость доли оплаты стоимости путевки от заработной платы работника не позволяет отнести путевки к выплатам в рамках трудовых отношений, а напротив свидетельствует о социальном характере выплаты.
Кроме того, предоставление выплат социального характера, не связанных с оплатой труда работников, не является обязанностью Общества, а производится только при условии наличия у Общества достаточных средств в соответствующих разделах бюджета и с учетом финансово-экономического положения предприятия.
Проанализировав природу указанных выплат, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками общества своих трудовых обязанностей, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждение за труд), в связи с чем, правомерно не включены АО "Русал Урал" в базу для начисления страховых взносов.
Отражение спорных выплат, являющихся доходом в натуральной форме, в расчетных листках является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 136 ТК РФ, потому не позволяет отнести выплаты к оплате труда и объекту обложения страховыми взносами. Помимо выплат, являющихся непосредственно составными частями заработной платы, работодатель обязан извещать работника в соответствии с пунктом 2 статьи 136 ТК РФ о размерах иных начисленных сумм, в том числе в рамках трудовых, социальных, административных отношений, а также о размерах и основаниях произведенных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Выплаты дотаций на питание, путевок на санаторно-курортное лечение, производились независимо от условий и стажа работы, в связи с чем, спорные выплаты не представляют собой оплату труда работников. Выплаты, носящие характер социальной поддержки, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данные выводы суда соответствуют правовым позициям, выраженным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2018 N 309-КГ18-5970.
Иное толкование фондом положений законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, приведенное в жалобах, выводы суда, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, не опровергает.
На основании вышеизложенного доводы заинтересованного лица о том, что спорные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что доначисление страховых взносов акционерному обществу "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" по Решению Фонда произведено необоснованно, штраф наложен неправомерно. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит признанию недействительным в оспариваемой части.
Вопреки доводам заявителя жалобы, спорные суммы являются излишне уплаченными, независимо от того, что они начислены и уплачены обществом в добровольном порядке, в связи с чем подлежат возврату обществу.
Доводы заявителя жалобы об истечении трехлетнего срока для возврата излишне уплаченных страховых взносов за 2015год, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно части 6 статьи 27 Закона N 212-ФЗ исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Общество в целях осуществления возврата страховых взносов обратилось 10.01.2018 путем направления в фонд соответствующего заявления о возврате денежных средств по ТКС, следовательно, трехлетний срок на обращение с заявлением обществом соблюден.
Довод заявителя жалобы о том, что 3-х летний срок для возврата излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год следует исчислять со сроков уплаты ежемесячных обязательных платежей, а не со сроков уплаты страховых взносов по результатам календарного года (расчетного периода), отклоняется, поскольку исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2018 г. N 305-КГ17-20241).
Поскольку итоговая сумма страховых взносов за 2015 год уплачена обществом, годовой расчет по страховым взносам по итогам 2015 года представляется не позднее 20.02.2016 г. (пункт 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ), а заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год направлено 10.01.2018 и принято фондом 08.12.2018 г., то суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что трехлетний срок на возврат переплаты за 2015 год обществом не пропущен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 8 960 905,24 руб. и за 2016 год в размере 2 697 096,94 руб. подлежат возврату заявителю на основании решения фонда.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что с учетом уточнения размера заявленных требований, сумма излишне уплаченных страховых взносов составляет 8 960 905,24 руб. а не 8 960 905,25 руб. как указал суд первой инстанции.
Данный довод не принимается апелляционным судом, поскольку исходя из положений статьи 270 АПК РФ наличие в судебном акте явной опечатки (арифметической ошибки) не является основанием для его изменения или отмены судом апелляционной инстанции. При этом ответчик не лишен права обратиться в суд первой инстанции с заявлением об исправлении арифметических ошибок (опечаток) в порядке статьи 179 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае судом первой инстанции допущена именно опечатка, поскольку сумма страховых взносов за 2015 год подлежала уменьшению на 140 609,42 и сумма излишне уплаченных страховых взносов из расчета 9 101 514,66 руб. - 140 609,42 руб. составляет 8 960 905,24 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств по делу, однако само по себе такое несогласие не является основанием для отмены либо изменения судебного акта. Иная оценка заявителями жалоб фактических обстоятельств не свидетельствует о неверной оценке их судом первой инстанции. Выводы суда соответствуют нормам материального права, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы заинтересованного лица следует отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 января 2020 года по делу N А60-42418/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В. Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-42418/2019
Истец: АО "ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ РУСАЛ УРАЛЬСКИЙ АЛЮМИНИЙ", АО ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ РУСАЛ УРАЛЬСКИЙ АЛЮМИНИЙ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ КРАСНОТУРЬИНСКЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ