г. Владивосток |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А51-5246/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Лимонники",
апелляционное производство N 05АП-8696/2019,
на решение от 11.10.2019
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-5246/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) заместителя Прокурора Приморского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, обществу с ограниченной ответственностью "Лимонники"
о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности сделки,
при участии:
от заместителя прокурора Приморского края: Потапова Е.Н., служебное удостоверение;
от ООО "Лимонники": Колесников В.В. по доверенности от 12.11.2019 N 1/2, Андриенко Т.В. по доверенности от 28.05.2019,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу с иском к Департаменту лесного хозяйства Приморского края, обществу с ограниченной ответственностью "Лимонники" (далее - ООО "Лимонники") о признании недействительным договора аренды лесного участка от 31.10.2018 N 12/29-18, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Приморского края и ООО "Лимонники", применении последствий его недействительности путём возложения на ООО "Лимонники" обязанности вернуть по акту приема-передачи лесные участки площадью 32159 га, местоположение Приморский край, Красноармейский муниципальный район, Рощинское лесничество, Долинное участковое лесничество кварталы N N 20-28, 34-36, Голубичное участковые лесничества, кварталы N N 12, 16, 17, 19-41, 47, 48 Департаменту лесного хозяйства Приморского края.
Решением от 11.10.2019 Арбитражного суда Приморского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Лимонники" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что выводы суда сделаны с неправильным применением статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), прямо противоречат Положению об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.1993 N 712. В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что путем выдачи лицензии на долгосрочное пользование участками лесного фонда лесхоз совершил с обществом сделку на предоставление лесных участков в аренду. Факт совершения сделки по результатам конкурсного отбора подтвержден материалами дела, отсутствие прямого указания на это в протоколе не свидетельствует об обратном. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей Цегельнюка А.И. и Спиренковой Л.М.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 апелляционная жалоба ООО "Лимонники" принята к производству, ее рассмотрение назначено на 04.02.2020.
От заместителя прокурора Приморского края и Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщены к материалам дела.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 Департамент лесного хозяйства Приморского края на основании статьи 48 АПК РФ заменен на правопреемника - Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 04.03.2020.
В заседание суда 04.03.2020 Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечило.
Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
Через канцелярию суда от заместителя прокурора Приморского края поступил дополнительный письменный отзыв, от ООО "Лимонники" - письменные возражения на указанный отзыв, которые в порядке статей 81, 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Представители апеллянта поддержали доводы апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просили отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Прокуратура Приморского края на доводы апелляционной жалобы возражала, решение суда первой инстанции считала законным и обоснованным.
Представители апеллянта поддержали заявленное в тексте апелляционной жалобы ходатайство о вызове свидетелей Цегельнюка А.И. (бывший член Квалификационной комиссии по аттестации лесопользователей на территории Приморского края) и Спиренковой Л.М. (бывшего директора Измайлихинского лесхоза), пояснив, что данное ходатайство заявлялось в суде первой инстанции, однако было отклонено, судом в качестве свидетеля была опрошена только бывшая секретарь краевой комиссии по лицензированию пользования участками лесного фонда Щукина Т.М.
Считает, что данные свидетели смогут пояснить обстоятельства принятия решения о заключении договора аренды от 08.04.1998, требования лесного законодательства в части предоставления лесных участков в аренду по результатам торгов.
Представитель прокуратуры Приморского края относительно заявленного ходатайства о вызове свидетелей возражал.
Частью 2 статьи 64 АПК РФ предусмотрено, что в качестве доказательств допускаются показания свидетелей. Свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (часть 1 статьи 56 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 88 АПК РФ по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд вызывает свидетеля для участия в арбитражном процессе.
По смыслу части 1 статьи 88 АПК РФ удовлетворение ходатайства о вызове и допросе в качестве свидетелей определенных лиц представляет собой право, а не обязанность суда. Суд удовлетворяет ходатайство в том случае, если свидетель может подтвердить обстоятельства, непосредственно относящиеся к предмету доказывания по настоящему делу.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 88, 159, 184, 185 АПК РФ, определила отказать в удовлетворении ходатайства о вызове свидетелей, поскольку имеющихся в материалах дела доказательств достаточно для рассмотрения апелляционной жалобы. Кроме того, требования лесного законодательства не относятся к обстоятельствам, имеющим значение для дела, которые может подтвердить свидетель по смыслу статьи 88 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, апелляционной коллегией установлено следующее.
Протоколом заседания краевой комиссии по лицензированию пользования участками лесного фонда Приморского управления лесами Федеральной службы хозяйства России от 19.11.1996 N 34 постановлено выдать ООО "Лимонники" лицензию на среднесрочное пользование лесом (15 лет) на следующие участки лесного фонда Измайлихинского лесхоза: по Голубичному лесничеству часть участка N 21 (квартала 12, 16, 17, 19-41, 47, 48), по Долинному лесничеству участок N 4.
Федеральной службой лесного хозяйства ООО "Лимонники" выдана лицензия на долгосрочное пользование лесным фондом (аренду) от 04.02.1997 сроком действия до 31.12.2012.
На основании решения краевой комиссии по лицензированию (протокол N 34 от 19.11.1996) между Измайлихинским лесхозом и ООО "Лимонники" заключен договор аренды участков лесного фонда от 08.04.1998 кварталов N N 20-28, 34-36 Долинного и кварталов N N 12, 16, 17, 19-41, 47, 48 Голубичного лесничеств площадью 31860 га на срок 15 лет.
Заключением от 02.12.2008 экспертной комиссии Управления лесным хозяйством Приморского края по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку Долинного и Голубичного участковых лесничеств Рощинского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ООО "Лимонники", признано допустимым осуществление обществом заготовки древесины на территории кварталов N N 20-28, 34-36 Долинного и кварталов N N 12, 16, 17, 19-41, 47, 48 Голубичного лесничеств.
В связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон N 200-ФЗ от 04.12.2006) заключенные до 01.01.2007 договоры аренды и безвозмездного пользования участками лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с действующим законодательством.
Статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенные до 01.01.2007, должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ООО "Лимонники" в порядке переоформления в связи с введением в действие ЛК РФ заключен договор аренды от 08.10.2008 N 93/29 лесного участка для заготовки древесины лесного участка кварталов N N 20-28, 34-36 Долинного и кварталов N N 12, 16, 17, 19-41, 47, 48 Голубичного лесничеств площадью 32159 га сроком на 10 лет.
ООО "Лимонники" в адрес Департамента лесного хозяйства Приморского края 15.08.2018 направлено заявление вх.N 38-8908 о заключении нового договора аренды лесных участков без проведения торгов.
Решением комиссии от 05.10.2018 по рассмотрению вопроса о заключении договора аренды лесного участка для заготовки древесины без проведения торгов по истечении срока действия договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 08.10.2008 N 93/29 на основании ст.74 ЛК РФ принято положительное решение о возможности заключения договора на 25 лет.
Департаментом лесного хозяйства Приморского края в соответствии со статьей 74 ЛК РФ издан приказ N 1247 о заключении с ООО "Лимонники" без проведения торгов договора аренды на территории Приморского края, Красноармейского муниципального района, Рощинского лесничества, кварталов N N 20-28, 34-36 Долинного и кварталов N N 12, 16, 17, 19-41, 47, 48 Голубичного участковых лесничеств, сроком на 25 лет.
Между Департаментом лесного хозяйства Приморского края и ООО "Лимонники" заключен договор аренды от 31.10.2018 N 12/29-18 лесного участка для заготовки древесины, местоположение участка: Приморский край, Красноармейский муниципальный район, Рощинское лесничество, 7 А51-5246/2019 кварталы N N 20-28, 34-36 Долинного и кварталы N N 12, 16, 17, 19-41, 47, 48 Голубичного участковых лесничеств, сроком на 25 лет.
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН внесена запись от 01.11.2018 N 25-25:06:000000:1209- 25/009/2018-6.
Полагая, что порядок заключения договора аренды от 31.10.2018 N 12/29-18 нарушен, заместитель прокурора Приморского края в порядке статьи 52 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал, что, поскольку предоставление лесного участка для заготовки древесины по новому договору аренды без проведения торгов возможно только в случае заключения предыдущего договора по результатам торгов, а доказательств соблюдения данного порядка не представлено, то исковые требования подлежат удовлетворению в связи с нарушением статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 74 ЛК РФ.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Положение о том, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК РФ) утратило силу с 01.10.2015 (Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ).
Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ в ЛК РФ введена статья 73.1 и внесены изменения в положения статьи 74, предусматривающие льготный порядок, позволяющий арендаторам находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившим договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров заключить новые договоры аренды таких лесных участков без проведения торгов в определенных законом случаях.
Так, частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ) установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Согласно пункту 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Анализ приведенных правовых норм приводит к выводу о том, что арендаторы, надлежащим образом исполнявшие договоры аренды лесных участков, которые были предоставлены в аренду на торгах на срок 10 лет и более, получили право заключить новый договор аренды лесных участков без торгов.
Оспариваемый договор аренды от 31.10.2018 N 12/29-18 заключен без проведения торгов на основании части 1 статьи 74 ЛК РФ.
Из материалов дела следует, что изначально спорные лесные участки были предоставлены ООО "Лимонники" в 1998 году сроком на 15 лет по договору аренды от 08.04.1998, который был впоследствии переоформлен в целях приведения его в соответствии с ЛК РФ 2006 года.
Таким образом, спорные лесные участки были предоставлены в аренду ООО "Лимонники" на срок более 10 лет, при этом при рассмотрении настоящего спора надлежит установить, были ли данные лесные участки предоставлены в аренду в 1998 году на торгах.
Прокуратура Приморского края полагает, что соблюдение конкурентных процедур при заключении договора аренды от 08.04.1998 не доказано. В дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу прокуратура Приморского края дополнительно указала, что в соответствии с Положением о проведении конкурсов, коммерческих конкурсов по предоставлению участков лесного фонда в пользование на территории Приморского края, утв. постановлением администрации Приморского края от 01.09.1994 N 435, получение лицензии на право лесопользования на основании проведенных торгов допускалось только в рамках организованного коммерческого конкурса, при том что конкурс (не коммерческий) - это порядок предоставления лицензии на осуществление лесопользования без торгов. Доказательств соблюдения требований законодательства к процедуре коммерческого конкурса не представлено.
Оценив указанные доводы, апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 26 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, действовавших на дату подачи ООО "Лимонники" заявления о предоставлении в аренду участка лесного фонда и на дату рассмотрения данного заявления (19.11.1996), участки лесного фонда могли предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет.
В силу статьи 28 Основ лесного законодательства Российской Федерации участки лесного фонда предоставлялись в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов.
Участки лесного фонда предоставлялись в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета.
Лицензия являлась документом, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду).
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являлись документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами.
Статьей 31 Основ лесного законодательства Российской Федерации было предусмотрено, что Положение об аренде участков лесного фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца 4 статьи 31 Лесного кодекса РФ 1997 года аренда участков лесного фонда регулируется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В спорный период действовало Положение об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 712.
Указанное Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 712 утратило силу 23.04.1998 в связи с принятием нового Положения об аренде лесного фонда, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 345 от 24.03.1998, то есть после заключения договора аренды от 08.04.1998.
Следовательно, Положение об аренде лесного фонда, утв. Постановлением Правительства РФ N 345 от 24.03.1998, к спорным правоотношениям неприменимо.
Согласно пункту 4 Положения об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 712 (далее - Положение об аренде), участки лесного фонда передаются в аренду на основании специального разрешительного документа - лицензии. Форма лицензии утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Лицензия является документом строгой отчетности, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду). Лицензия выдается владельцем лесного фонда на основании совместного решения с соответствующим органом местного самоуправления.
На основании лицензии составляется договор на аренду участков лесного фонда (пункт 17 Положения об аренде).
На территории Приморского края порядок предоставления в аренду участков лесного фонда к моменту рассмотрения заявления ООО "Лимонник" и на дату заключения договора аренды от 08.04.1998 был урегулирован Решением Малого Совета Приморского краевого Совета народных депутатов от 27.10.1993 N 375 "О порядке лесопользования на территории Приморского края" (далее - Решение, утратило силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Приморского края от 25.09.2002 N 84).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения порядке лесопользования на территории Приморского края (Приложение N 1 к Решению) участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет.
В силу пункта 3.1 указанного Положения участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов и конкурсов. Участки лесного фонда сроком действия до одного года предоставляются в краткосрочное (разовое) пользование на основании прямых переговоров, а в долгосрочное пользование - на основании лесных торгов и конкурсов.
Таким образом, согласно действовавшему в спорный период законодательству участки лесного фонда в Приморском крае предоставлялись в долгосрочное (свыше одного года) пользование только на основании лесных торгов и конкурсов.
Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производилось в форме аренды на основании лицензии и совместного решения администрации края, района (города) и органов Федеральной службы лесного хозяйства (пункт 4.1).
Пункт 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования участками лесного фонда Приморского края (Приложение N 4 к Решению) устанавливал, что лесной фонд предоставляется в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком лесного фонда в определенных границах, в соответствии с указанной целью в течение установленного срока, при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Согласно пункту 2.7 Положения о порядке лицензирования отбор претендентов на получение лицензии осуществляется в порядке проведения конкурсов, торгов, за исключением случаев, предусмотренных Положением о порядке лесопользования на территории Приморского края.
Система выбора претендентов на получение лицензии была урегулирована разделом 7 Положения о порядке лицензирования.
В соответствии с пунктом 7.3 Положения о порядке лицензирования при конкурсной системе представления лицензии победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям ведения лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды технические решения. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования лесным фондом может быть представлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса. Конкурс считается не состоявшимся, если ни один из претендентов не отвечает выдвинутым условиям. Затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются.
Раздел 8 Положения о порядке лицензирования предусматривал публикацию перечня участков лесного фонда, подлежащих лицензированию, о сроках и условиях предоставления лицензий по интересующим претендентов участкам лесного фонда. Информация о выносимых на конкурс участках лесного фонда публикуется в краевых органах печати не позднее, чем за три месяца до даты их проведения.
Проведения еще одних торгов после получения лицензии (торгов на право заключить договор аренды) действующие в спорный (переходный) период нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня не предусматривали. Договор аренды заключался на основании лицензии (пункт 17 Положения об аренде). Как отмечалось, новое Положение об аренде лесного фонда, утв. Постановлением Правительства РФ N 345 от 24.03.1998, вступило в силу 23.04.1998, то есть после заключения договора аренды от 08.04.1998.
Учитывая, что лицензия на пользование участком лесного фонда сроком свыше одного года могла быть выдана исключительно по результатам лесных торгов и конкурсов, а конкурс считался состоявшимся даже в случае подачи на конкурс одной заявки (7.3 Положения о порядке лицензирования), само по себе отсутствие в протоколе заседания краевой комиссии по лицензированию пользования участками лесного фонда Приморского управления лесами Федеральной службы хозяйства России от 19.11.1996 N 34 указания на проведение конкурса (торгов), не свидетельствует о том, что соответствующие конкурсные (конкурентные) процедуры не проводились, и не исключает возможности предъявления иных доказательств проведения торгов. При этом апелляционный суд отмечает, что ни договор аренды от 08.04.1998, ни договор аренды от 08.10.2008 не были оспорены в установленном законом порядке.
Учитывая, что на дату рассмотрения спора с даты заседания краевой комиссии по лицензированию и выдачи лицензии прошло более 20 лет, документы, которые были предоставлены на рассмотрение краевой комиссии по лицензированию в 1996 году, не сохранились.
Так, ООО "Лимонники" направлялись запросы в Департамент лесного хозяйства Приморского края и в КГКУ "Приморское лесничество" с просьбой предоставить все имеющиеся документы, которые были предоставлены на рассмотрение краевой комиссии по лицензированию в 1996 году, однако архивная документация в Департаменте лесного хозяйства Приморского края отсутствует; КГКУ "Приморское лесничество" соответствующие документы также представлены не были.
Статья 71 АПК РФ обязывает суд оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности факта проведения конкурса при выдаче лицензии, на основании которой был заключен договор аренды от 08.04.1998.
Так, из отзыва Департамента лесного хозяйства Приморского края на исковое заявление следует, что в связи с освободившейся в 1996 году лесосырьевой базой в Долинном и Голубичном лесничествах Измайловского лесхоза, на основании пункта 3.1 Положения о порядке лесопользования на территории Приморского края, утв. решением Малого совета Приморского краевого совета народных депутатов от 27.10.1993 N 375, Приморским управлением лесами принято решение о конкурсном отборе заявок на указанный участок лесного фонда. Сбор заявок и оповещение о проводимом лесном конкурсе осуществлялся совместно с Администрацией Красноармейского района и Измайловским лесхозом Приморского управления лесами.
Всего в Приморское управление лесами представлены три заявки: ООО "Лимонники", ОАО "Приморский ГОК", ОАО "Приморский Деревообрабатывающий Комбинат".
В связи с тем, что ОАО "Приморский ГОК" не имело производственных мощностей для освоения испрашиваемого участка лесного фонда, а ОАО "Приморский Деревообрабатывающий Комбинат" имело задолженность по оплате за пользование уже имеющегося участка лесного фонда, в соответствии пунктом 9.1 Положения о порядке лесопользования заявки этих компаний были отклонены, а самим компаниям отказано в участии в дальнейшем конкурсе.
18.11.1996 ООО "Лимонники" как единственному участнику общим решением аттестационной комиссии выдан аттестат на осуществление рубок главного и промежуточного пользования, копия которого приобщена к материалам дела.
19.11.1996 на заседании краевой лицензионной комиссии единогласно принято решение о выдаче ООО "Лимонники" лицензии на пользование участком лесного фонда на 15 лет в Долинном и Голубичном лесничествах Измайловского лесхоза.
В материалах дела имеется письмо ОАО "Приморский ГОК" N 382 от 22.07.2019, из которого следует, что указанное акционерное общество действительно принимало в ноябре 1996 года участие в конкурсе на предоставление участка лесного фонда в Долинном и Голубичном лесничествах Измайловского лесхоза совместно с ООО "Лимонники" и АО "Приморский Деревообрабатывающий Комбинат". Заявка АО "Приморский ГОК" подавалась в Приморское управление лесами, однако в удовлетворении заявки отказано по причине отсутствия у предприятия производственной базы в указанном районе. Несмотря на несогласие с принятым решением, решение об отказе ОАО "Приморский ГОК" не оспаривало.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждены также свидетельскими показаниями Щукиной Тамары Михайловны, которая на момент проведения конкурса 1996 года была секретарем аттестационной и лицензионной комиссии. Щукина Т.М. также пояснила, что конкурс проводился лицензионной комиссией в соответствии с Решением. В заседании комиссии принимал участие представитель Приморского территориального управления Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Попов Игорь Васильевич, со стороны которого замечаний на нарушение антимонопольных требований и условий проведенного конкурса не имелось. Комиссией конкурса была проведена оценка соответствия разработанных заявителем технико-экономических показателей условиям конкурса, оценивались документы: сведения о технике, копии дипломов специалистов и копии трудовых книжек, заявки, документы о воздействии на окружающую среду, документы о финансовом состоянии. Сбор заявок осуществлялся совместно Администрацией Красноармейского района и Измайлихинским лесхозом. АО "Приморский ГОК" было отказано в участии в конкурсе, поскольку оно не имело производственных мощностей. Заявка ООО "Лимонники" и приложенные к ней документы не сохранились: за период с 1996 по 2018 гг. органы управления лесным хозяйством прошли две коренные реорганизации (с ликвидациями управленческих органов), поэтому большинство архивных документов не сохранилось.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и свидетельствующих о том, что ООО "Лимонники" получило лицензию в отсутствие конкурса, суду не представлено.
На основании вышеизложенного выдача ООО "Лимонники" по результатам конкурса лицензии, на основании которой был заключен договор аренды от 08.04.1998, свидетельствует о предоставлении спорных участков лесного фонда в аренду на торгах, что отвечает требованиям части 1 статьи 73.1 и части 1 статьи 74 ЛК РФ.
Ссылка прокуратуры Приморского края на судебную практику по иным делам коллегия не принимает во внимание, поскольку обстоятельства данных дел не идентичны с обстоятельствами рассматриваемого дела.
Доводы Прокуратуры Приморского края со ссылкой на Положение о проведении конкурсов, коммерческих конкурсов по предоставлению участков лесного фонда в пользование на территории Приморского края, утв. постановлением администрации Приморского края от 01.09.1994 N 435 (далее - Положение о проведении конкурсов) о том, что получение лицензии на право лесопользования на основании проведенных торгов допускалось только в рамках организованного коммерческого конкурса, при том что конкурс (не коммерческий) - это порядок предоставления лицензии на осуществление лесопользования без торгов, апелляционный суд отклоняет по следующим основаниям.
Действительно, Положением о проведении конкурсов было предусмотрено, что конкурс - это порядок предоставления лицензии на осуществление лесопользования без торгов, при котором определение победителя заключается в выборе наиболее квалифицированного участника конкурса и который готов предоставить экономически проблемные и наиболее соответствующие требованиям ведения лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды технологические решения (пункт 2.1); коммерческий конкурс - это порядок предоставления лицензии на осуществление лесопользования посредством торгов, при котором процедурой предусматривается выбор победителя по заранее объявленным условиям. Коммерческий конкурс предусматривает обязательное предоставление его участниками к заранее установленному сроку предложений по объявленным условиям конкурса, экспертизу и сравнение полученных предложений, изучение административного и финансового положения участников, заключение контракта продажи лицензии и договора об аренде с тем из участников коммерческого конкурса, который предложил наибольшую цену лицензии; торги - соревновательный порядок предоставления лицензии на право лесопользования, при котором главным предметом торга среди его участников является цена лицензии (пункт 2.7).
Таким образом, согласно терминологии, используемой в названном Положении, конкурс, проведенный в 1996 году в отношении спорных участков лесного фонда, не являлся торгами (в отличие от коммерческого конкурса).
Вместе с тем, прокуратура Приморского края не доказала, что термин "торги", предусмотренный частью 1 статьи 74 ЛК РФ 2006 года, идентичен термину "торги", содержащемуся в Положении о проведении конкурсов, коммерческих конкурсов по предоставлению участков лесного фонда в пользование на территории Приморского края, утв. постановлением администрации Приморского края от 01.09.1994 N 435.
Также на дату принятия ЛК РФ 2006 года действовал ГК РФ, статьей 447 которого прямо закреплено, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Следовательно, термин "торги", закрепленный в федеральном законодательстве (ЛК РФ, ГК РФ) применительно к спорному моменту, содержательно представляет собой конкурентный способ заключения договора, состязание между участниками при котором посредством оценки предложений и характеристик участников на основании несколько заранее установленных объективных критериев определяется лицо, наилучшим образом способное к выполнению конкретной задачи (экономической, социальной, экологической и т.п.).
Конкурс, предусмотренный пунктом 2.1 Положения о проведении конкурсов, отвечает признакам торгов, закрепленным в статье 447 ГК РФ.
Доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении арендатором договорных обязательств, в материалы дела не представлено. Напротив, из решения комиссии от 05.10.2018 по рассмотрению вопроса о заключении с ООО "Лимонники" договора аренды лесного участка для заготовки древесины без проведения торгов, письма КГКУ "Примлес" от 13.09.2018, письма Администрации Красноармейского муниципального района от 22.03.2019 N 05-1296 следует, что ООО "Лимонники" не имеет задолженности по договору аренды от 08.10.2008 N 93/29, своевременно выполняет противопожарные мероприятия, иные мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, за период 2015 -2017 гг. на территории арендуемого лесного участка административные правонарушения не выявлялись, фактов незаконных рубок и лесных пожаров на территории арендуемого лесного участка не зафиксировано, принятые на себя социальные обязательства в рамках заключенного договора аренды выполнены в полном объеме.
Таким образом, ООО "Лимонники" было вправе претендовать на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 ЛК РФ, оснований для признания договора аренды от 31.10.2018 N 12/29-18 недействительной сделкой и соответственно для удовлетворения исковых требований не имеется.
В соответствии с п.2 ст.269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2019 по делу N А51-5246/2019 отменить.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.М. Синицына |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5246/2019
Истец: Заместитель прокурора Приморского края
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ, ООО "ЛИМОННИКИ"
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Щукина Тамара Михайловна, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2286/20
11.03.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8696/19
11.10.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-5246/19
19.03.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-5246/19