г. Москва |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А41-75959/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Территория комфорта - Химки" - Крючкова С.Л., по доверенности от 24.02.2020, Погребняк А.А., 24.02.2020,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области - Крахоткин Д.Ю., по доверенности от 30.05.2019, Крюков Д.А., по доверенности от 17.01.2020, Игнатьева А.А., по доверенности от 19.07.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.11.2019 по делу N А41-75959/19, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению ООО "Территория комфорта - Химки" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Территория комфорта - Химки" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция МО) о признании незаконным Решения от 19.07.2019 N Р001-3777920771-25270851 и обязании внести изменения в Реестр лицензий Московской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: Московская область, город Химки, улица Германа Титова, дом 10.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.11.2019 заявленные требования удовлетворены.
Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Территория комфорта - Химки" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем, обществом получена Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 25.04.2016 N 1217.
Согласно Протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01.06.2019 N 1 заявитель был выбран управляющей компанией многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, город Химки, улица Германа Титова, дом 10.
14.06.2019 г. обществом в Госжилинспекцию МО направлено Заявление о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области.
Решением от 19.07.2019 N Р001-3777920771-25270851 во внесении изменений в Реестр лицензий Московской области обществу отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
Из материалов дела видно, что после выбора общества в качестве управляющей компании новым многоквартирным жилым домом общество обратилось в управление с Заявлением о включении сведений о многоквартирном доме в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Из материалов дела видно, что 14.06.2019 г. управляющая компания обратилась в Госжилинспекцию Московской области с обращением внести изменения в реестр лицензии (заявление от 14.06.2019 Р001-3777920771-25270851).
Решением от 19.07.2019 N Р001-3777920771-25270851 заявителю отказано во внесении изменений в реестр по причине несоответствия заявления и приложенных документов подпунктам "а", "в" пункта 3 Порядка, подпункта "г" пункта 9 Порядка Подпунктом "а" пункта 9 Порядка в качестве одного из оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка.
В силу пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В то же время, согласно пункту 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;
б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2014, N 30, ст. 4264; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724), на основании которого проводится общее собрание;
в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;
г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные пунктом 12 настоящих Требований;
д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;
е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании;
ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования;
з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.
Как следует из представленных суду документов, вместе с заявлениями согласно приложенных к ним описям в управление представлялись протоколы общих собраний, а также обязательные приложения к протоколам, указанные в пункте 19 Требований.
В подтверждение надлежащего уведомления собственников о проведении собрания, обществом приложены Списки внутренних почтовых отправлений от 30.03.2019 N 16, от 03.04.2019 N 112, от 03.04.2019 N 16, от 30.03.2019 N 17, от 30.03.2019 N 18, от 30.03.2019 N 19, от 30.03.2019 N 20, от 01.04.2019 N 121, от 03.04.2019 N 88.
Суд первой инстанции правильно установил, что из Обращения в Управляющую организацию от 22.03.2019 г. следует, что инициатор проведения общего собрания Макарова И.В. и иные собственники МКД обратились за оказанием содействия в направлении заказных писем, предоставив необходимое количество уведомлений.
При этом, в статье 45 ЖК РФ нормативного запрета на отправление инициатором собрания почтовой корреспонденции в адрес собственников помещений МКД при участии третьих лиц не установлено, каким образом выбранный способ уведомления повлиял на итоги голосования управление не пояснило.
Вопреки доводам управления, право собственности на жилое помещение в многоквартирном жилом доме может быть подтверждено не только свидетельством о государственной регистрации права, но и договором долевого участия в строительстве, поскольку сам по себе факт отсутствия государственной регистрации права за указанными лицами не может являться основанием для ограничения (лишения) их права на участие в общем собрании собственников МКД, как лиц, несущих бремя содержания общего имущества МКД (Определение Верховного суда Российской Федерации от 15.09.2017 N 307-ЭС17-4212).
В силу подпункта "в" пункта 3 Порядка к заявлению прикладывается не заключенный с собственником договор управления, а копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, что разъяснено в Определении Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 309-ЭС19-9181.
В связи с чем, обществом был приложен проект договора управления, электронный образ которого размещен на официальном сайте ГИС ЖКХ.
Кроме того, в связи с наличием на сайте соответствующей формы, управляющая организация также прикрепила Реестр собственников МКД, подписавших договор управления, однако нормативное требование оформлять такого рода реестры с "живыми" подписями собственников МКД в действующем законодательстве отсутствует.
Согласно описи "Приложения к протоколу" Протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01.06.2019 N 1 в качестве приложения N 7 к протоколу значится копия договора управления МКД на 26 л.
Согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан в том числе, порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Из материалов дела следует, что в качестве Приложения N 1 к договору управления утвержден Перечень и периодичность выполнения работ и оказания услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и содержанию общего имущества многоквартирного дома и помещения собственника, в Договор управления включен раздел 8 "Ответственность по договору", что в совокупности регламентирует основные обязанности управляющей организации и ее ответственность за их несоблюдение.
Таким образом, фактически основания, препятствующие внесению изменений в Реестр лицензий Московской области, отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка к заявлению прикладывается копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с чем, Обществом к заявлению от 14.06.2019 Р001-3777920771- 25270851 был приложен проект договора управления многоквартирным домом 10 по адресу г.о. Химки ул. Германа Титова (л.д. 46-71)., утвержденный решением общего собрания собственников помещений ( протокол N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01.07.2019, л.д. 77-88).
По вопросу 9 повестки дня 91% от количества голосов собственников помещений, принявших участие в общем собрании, утвердили условия договора управления МКД между Управляющей организацией и собственником в предлагаемой редакции (л.д. 85).
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ Управляющая организация, обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме.
В соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющей организацией многоквартирного дома была ООО "Территория Комфорта-Химки" до момента определения собственниками дальнейшего управления, а именно проведения общего собрания собственников.
Так в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставить реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней. Согласие остальных собственников на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации проведения ОСС не требуется.
Управляющей организацией в соответствии с вышеуказанными требованиями жилищного законодательства инициаторам проведения общего собрания собственников был представлен актуальный реестр, который соответствует требованиям части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 85-113)
Этот же Реестр собственников представлен в Госжилинспекцию в соответствии с письмом от 14.06.2019 N 08Вх/04-13521, что подтверждается и самим решением Госжилинспекции от 19.07.2019, а также размещен в системе ГИС ЖКХ (л.д. 76).
В соответствии с сопроводительным письмом N 1407/19 от 14.06.2019 с отметкой о принятии и Описью документов, к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий Московской области оригиналы решений собственников помещений в МКД 10 по ул. Германа Титова, г.о. Химки московской области переданы в Госжилинспекцию в 4 томах на 1514 л. (л. д. 89-91), что также подтверждается и в самом Решении Госжилинспекции.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.2 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 3 68/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, Управляющей организацией во исполнение вышеуказанного требования в системе ГИС ЖКХ размещен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом (л. д. 76).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.11.2019 по делу N А41-75959/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-75959/2019
Истец: ООО "ТЕРРИТОРИЯ КОМФОРТА-ХИМКИ"
Ответчик: ГУ МО "ГЖИ МО"
Третье лицо: МУП "Жилищник г.о. Химки", ГУ МО "ГЖИ МО"
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10010/20
10.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25147/19
13.11.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-75959/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-75959/19